Возможности ограниченны — способности безграничны

Министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева приняла участие во всероссийской конференции, посвященной организации трудового и профессионально-трудового обучения в образовательных организациях Кубани. Первый день работы конференции прошел в Институте развития образования Краснодарского края.

На пороге изменений

На пленарном заседании министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева отметила, что мы находимся на пороге поистине революционных событий в обновлении содержания образования детей с особыми образовательными потребностями. Понятное дело, что у этих ребят возможности ограниченны, но зато способности безграничны, и поэтому на уровне государства и края делается всё возможное, чтобы они имели возможность учиться и работать наравне со своими сверстниками, в том числе и в сельском хозяйстве.

— Вносятся изменения в Закон об образовании, обсуждается Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Обозначен период — до 2030 года. Назрела необходимость консолидировать усилия государства и общества, направленные на повышение социального статуса этой категории детей, на снятие барьеров и ограничений в различных сферах жизнедеятельности, в первую очередь — при получении образования, а также на создание условий для достойной жизни,— уточнила министр.

Она подчеркнула, что с учетом аграрной специфики Краснодарского края общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности, осуществляют трудовую подготовку по животноводству, растениеводству и сельскохозяйственному труду.

— Важность трудового воспитания детей с особыми образовательными потребностями трудно переоценить. Качественное обучение «особого» ребенка позволит обеспечить наш регион рабочими кадрами в сельской местности и на предприятиях,— сказала Елена Воробьева.

С учетом возможностей и потребностей

На конференции прозвучало, что в настоящее время 48 процентов детей, а это 3114 ребят с интеллектуальной недостаточностью, обучается по новым трудовым специальностям в коррекционных учреждениях. В 2017 году их было двадцать пять, в 2018-м — двадцать девять, а в этом году — 31 общеобразовательная организация.

По словам Елены Воробьевой, необходим комплекс мер, учитывающих особенности и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, а также социальные и психологические реалии их развития.

В системе образования Краснодарского края воспитывается и обучается свыше 37322 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 16 тысяч обучается в общеобразовательных организациях.

— Все они ждут нашей поддержки и особого профессионального внимания,— обратилась к участникам конференции Елена Воробьева.

Было озвучено, что на Кубани работает 52 государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждения, в которых обучается более восьми тысяч детей, в том числе 41 учреждение — для умственно отсталых несовершеннолетних.

— Несмотря на оптимизацию образовательных организаций и их укрупнение, нам удалось сохранить сеть коррекционных общеобразовательных учреждений,— подчеркнула министр. — С учетом инвестиционной привлекательности Краснодарского края постоянно растет число детей (около 20 тысяч ежегодно), в том числе и с особыми образовательными потребностями. За последние три года число детей с интеллектуальной недостаточностью увеличилось на полторы тысячи. Для сравнения: в 2016 году было пять тысяч человек, в этом году — 6480 человек.

Надо сказать, что до 2017 года, как и в большинстве регионов нашей страны, в Краснодарском крае реализовывали традиционные трудовые профили. Но конкуренция на рынке труда и сложности с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья требуют разнообразного спектра трудовых специальностей с учетом психофизиологических возможностей обучающихся и места их проживания.

Именно поэтому в учебные планы образовательных организаций введены новые трудовые профили, которые особо востребованы на региональном рынке труда. Это штукатурно-малярное дело, цветоводство и декоративное садоводство. Выпускники городских коррекционных школ трудятся в так называемых зеленых хозяйствах, работают на стройках края.

В настоящее время актуальным является профиль «младший обслуживающий персонал». Воспитанники коррекционных учреждений успешно работают санитарами в медицинских учреждениях, в гостиницах — горничными.

Важная база

Как подчеркнула Елена Воробьева, эффективность реализации образовательных программ трудового обучения во многом зависит от материально-технической базы учреждений, которая создает необходимые условия для увлекательной, интересной учебы, плодотворной работы всех участников образовательного процесса.

— Ежегодно на обновление материально-технической базы коррекционных учреждений из краевого бюджета выделяется около ста миллионов рублей. Участие в национальном проекте «Образование» привлекло в край свыше 70 миллионов рублей из федерального бюджета,— уточнила министр. — Благодаря этому наши возможности значительно расширятся и в коррекционных учреждениях региона появится 36 новых мастерских, а шестьдесят восемь будет модернизировано. Это значит, что все обучающиеся смогут развивать трудовые навыки, используя современное оборудование, и быть востребованными на рынке труда.

Несомненно, показателем качества обучения детей с особыми образовательными потребностями является их жизнеустройство.

— Проведя анализ жизнеустройства обучающихся коррекционных школ, мы увидели, что ежегодно 25 процентов выпускников не могут устроиться на работу, не нашли свою социальную нишу. Основные причины кроются в том, что дети в силу особенностей своего развития еще не готовы к взрослой жизни, а работодатели не хотят нести ответственность за такого незрелого человека,— поделилась министр. — Чтобы дать возможность «особому» ребенку определиться с выбором жизненного пути и более качественно овладеть рабочей специальностью, с 2016 года в учреждениях активно стали открывать 10—11 классы. В 2010 году их было два, в 2016-м — четыре, а в этом году — уже двенадцать классов. В этих классах обучающиеся совершенствуют рабочие специальности, под которые есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.

К сказанному министром образования, науки и молодежной политики Краснодарского края добавлю, что по окончании коррекционных учреждений выпускники имеют возможность продолжить трудовое обучение в учреждениях профессионального образования. Такая перспектива появилась в 2014 году, когда в учреждениях профессионального образования стали открываться группы для обучающихся с умственной отсталостью.

Сначала таких учреждений было тринадцать, в 2019 году — уже восемнадцать. Сегодня 55 процентов выпускников получают квалификацию по семи специальностям. Это повар, каменщик, облицовщик-плиточник, маляр, штукатур, швея и садовник. В регионе таким обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: стипендии, питание, общежитие и т. д.

В Краснодарском крае сформирован список востребованных профессий и специальностей профессионального образования, востребованных на современном рынке труда. В его основе федеральный перечень наиболее приоритетных профессий. Уточним, что 122 колледжа и техникума Кубани ведут подготовку по 145 специальностям и 78 профессиям среднего профессионального образования.

— С первого сентября будущего года кардинально обновится федеральный перечень направлений подготовки среднего профессионального обучения, и важно, чтобы система профессионального образования уже сегодня оперативно и гибко реагировала на запросы общества,— подчеркнула Елена Воробьева. — Нас особо волнует расширение перечня рабочих специальностей для выпускников коррекционных учреждений с учетом их возможностей и создание для них дифференциальной образовательной среды в учреждениях профессионального образования.

— Перспективным направлением нашей совместной работы с системой профессионального образования является создание образовательного пространства «школа — колледж». Такая работа позволит организовать непрерывное сопровождение «особого» выпускника. Итогом нашей совместной работы является участие детей с особыми образовательными потребностями в чемпионате «Абилимпикс», который направлен на развитие профессионального мастерства обучающихся с инвалидностью, содействует их трудоустройству, выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи,— отметила министр.

Добавлю к словам министра, что если два года назад в чемпионате принимали участие только семь кубанских детей, то в этом году было подготовлено уже тридцать воспитанников из восьми коррекционных учреждений Краснодарского края. Призовые места ребята заняли в номинациях «Облицовка плиткой», «Кондитерское дело», «Швейное дело» и др.

Наставлять, обучать, помогать

По мнению Елены Воробьевой, совершенно очевидно, что качество образовательного процесса напрямую зависит от подготовленности кадров, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет пятитысячная команда специалистов, педагоги образовательных учреждений регулярно повышают свою квалификацию на базе регионального Института развития образования, а также в ведущих образовательных организациях Москвы, Санкт-Петербурга и в федеральных ресурсных центрах.

Кроме этого кубанские педагоги активно участвуют в мероприятиях, которые организует Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и Институт коррекционной педагогики РАО. Выстраивается взаимодействие с Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Это одна из первых организаций в нашей стране, которая с 1991 года занимается реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития.

— Итогом этой работы должно стать максимальное включение выпускников коррекционных учреждений в трудовую жизнь края, где каждый из них найдет свою социальную нишу и будет востребован профессионально,— подчеркнула министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

В работе всероссийской конференции приняли участие представители исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сферах образования и социальной защиты населения, директора государственных общеобразовательных учреждений и директора государственных профессиональных общеобразовательных учреждений края, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Была организована работа по секциям, участники совещания обменялись опытом своей работы.

Второй рабочий день конференции прошел в Павловском районе, где ее участники ознакомились с опытом муниципалитета по организации профессионального трудового обучения агропромышленной направленности и работой школ-интернатов. Директор школы-интерната из станицы Старолеушковской, заслуженный учитель Кубани, эксперт-консультант ЗСК Александр Жогло отметил, что его учебное заведение занимается четырьмя направлениями в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья и аграрное направление является основным.

— Мы уже долгое время занимаемся животноводством. Имеем ферму крупного рогатого скота, свиноферму, птицеферму, кролиководческую, сады, пасеку и др. Строим большую животноводческую ферму, которая будет способствовать еще более активной и полноценной подготовке детей к работе в сельском хозяйстве. И надо отметить, что животноводы и растениеводы очень востребованы в хозяйствах. У выпускников учебного заведения есть возможность найти работу в личных подсобных хозяйствах, в крупных агропромышленных комплексах,— сказал Александр Жогло.

Директор уточнил, что с пятого по девятый класс и с десятого по одиннадцатый учащиеся занимаются растениеводством, приобретают знания по садоводству и виноградарству. Всего в школе-интернате обучается 198 детей, двадцать три из которых — на дому.

— Мы всё делаем для того, чтобы наши выпускники приобрели необходимые знания для работы в сельском хозяйстве и были востребованы в АПК нашего края,— подчеркнул директор школы-интерната Александр Жогло.

Равные возможности

Министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева отметила, что на Кубани одна из самых крупных систем образования в нашей стране, в регионе сохранили систему коррекционного образования.

— Очень важно создать новые, современные условия для обучения «особых» детей, и этому мы посвятили конференцию. Необходимо, чтобы каждый ребенок стал полноценным членом общества и был востребован,— подчеркнула министр в беседе с журналистами. — Мы обменялись опытом, подробно обсудили вопросы реализации программ трудового и профессионально-трудового обучения агропромышленной направленности в организациях, которые реализуют основные общеобразовательные программы в рамках регионального проекта «Современная школа».

Михаил МУСАЕВ