Все должно быть законно

Тема брифинга – «О ситуации по пресечению Управлением действий Сетевой организации по предложению физическим лицам незаконных условий подключения к электрическим сетям жилых домов»

В ходе брифинга Екатериной Войченко сообщено о проблемных вопросах, связанных с подключением к электрическим сетям садоводческих товариществ и понуждению их к осуществлению мероприятий, приводящих к увеличению стоимости технологического присоединения, также обсудили сложившуюся судебную практику по данному вопросу.   

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение); а имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное) (статья 1 Закона о СНТ).

Согласно положениям статьи 4 Закона о СНТ, граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), действующим с 09.06.2011, «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги».

При этом применительно к гражданам (в том числе — членам СНТ) Конституционный Суд РФ Постановлением от 14.04.2008 N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» признал в качестве жилища строения, расположенных на садовых земельных участках, которые ранее формально не относились к категории жилых помещений в смысле статьи 40 Конституции (право на жилище). А потому на такие жилища распространяется действие вышеназванных Правил, которые в соответствие с их пунктом 1 «регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов».

В соответствии с пунктом 3 Правил № 354 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Так в Краснодарское УФАС России поступают жалобы садоводческих товариществ на действия Сетевой организации, в том числе на ПАО «Кубаньэнерго».

Основанием для обращение в адрес Краснодарского УФАС России являются включения в проекты договоров на технологическое присоединение требования противоречащих нормам права, что приводит к необоснованным затратам, или попросту «завышения стоимости» либо к фактическому отказу от подключения жилых домов к электрическим сетям. В конечном результате получается, что граждане не могут получить коммунальную услугу энергоснабжения, что влечет нарушение прав на нормальное жилище.

Не много подробнее, о том, что понимается под «технологическим присоединением к электрическим сетям».

Технологическое присоединение – это услуга, оказываемая сетевой организацией для подключения энергопринимающих устройств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861.

Согласно преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Ответственности за нарушение Правил технологического присоединения № 861, предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Хотелось бы на примере рассказать об одном административном деле.

В Краснодарское УФАС России поступило обращение садоводческого товарищества СНТ «Тензоприбор». Основанием для обращение послужили действия ПАО «Кубаньэнерго» по включению в условия договора на подключение к электрическим сетям по установке оборудования обеспечивающего телемеханизацию и телеинформацию подключаемой трансформаторной подстанции, которая должна в дальнейшем обеспечить электроэнергией жилые дома.

Управлением при изучении норм действующего законодательства установлено следующее.

Согласно п. 6.11.1, Правил технической эксплуатации электроустановок Диспетчерские центры, энергосистемы, электрические и тепловые сети, электростанции должны быть оснащены средствами СДТУ в соответствии с нормами технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем, руководящими указаниями по выбору объемов информации, проектированию систем сбора и передачи информации в энергосистемах и другими действующими нормативными документами.

В свою очередь, согласно п. 6.11.2 информация с абонентских подстанций напряжением 35 кВ и выше должна передаваться в зависимости от конкретных условий как на ведомственные диспетчерские пункты, так и на диспетчерские центры электроэнергетики. Объемы и направления передаваемой информации с абонентских подстанций должны быть согласованы с диспетчерскими центрами (пунктами) соответствующих уровней управления.

К тому же требования к оснащению устройствами телемеханики и связи должны соответствовать условиям целесообразности для каждого конкретного потребителя. Также в настоящее время существуют блочные комплектные трансформаторные подстанции 35/0,4 кВ, оборудование устройств телемеханики и связи в которых не требует сооружения отдельного здания общеподстанционного пункта управления (ОПУ). При этом в Правилах технической эксплуатации электроустановок № 229, а также в иных действующих нормативно-технических актах отсутствуют требования по оснащению голосовыми каналами вновь установленного оборудования, в данном случае БКТП-35/0,4 кВ.

Таким образом, требования технических условий возложенные на Заявителя (подключаемого жилые дома) фактически должны исполняться потребителями промышленного блока.

По итогам рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа об административном правонарушении, в размере 600 000 тысяч рублей.

Также ПАО «Кубаньэнерго» внесено представление о предоставлении в адрес садоводческого товарищества новых технических условий.

Более того, ПАО «Кубаньэнерго» не согласившись с постановлением Краснодарского УФАС России обжаловало в судебном порядке.

Арбитражными судами трех инстанций подтверждена законность выводов
антимонопольного органа.