Улучшение транспортной инфраструктуры главного курорта России продолжается: реализация важнейших проектов идет полным ходом.
Дороги для Сочи — это не просто транспортные артерии. Сложнейший рельеф превращает каждый проект ремонта или реконструкции даже небольшого участка трассы в задачу со звездочкой. И здесь огромную роль играет местная власть, так как именно от активности главы города и специалистов профильных департаментов администрации в значительной степени зависит объем краевого и федерального финансирования. Суть в том, что именно им надо суметь доказать важность ремонта, реконструкции, строительства объектов на вверенной территории, а потом, выиграв в этой «гонке», проконтролировать соблюдение сроков и, главное, качества выполненных работ. Судя по темпам модернизации транспортной инфраструктуры, получается это хорошо.
Помимо рельефа, в Сочи есть еще одна уникальная, но усложняющая работу дорожников особенность: высокий сезон. Ведь здесь люди хотят отдыхать, а значит, и самые масштабные проекты должны завершаться до главного для курорта периода. Поэтому в межсезонье, хотя на круглогодичном курорте сложно отыскать такое время, работы на ключевых объектах идут в режиме нон-стоп. И каждый год гости с удивлением видят новые дороги, благоустроенные тротуары, безопасные освещенные переходы. Над чем работают власти Сочи и дорожники сейчас?
Альтернативный маршрут
В данный момент идет капитальный ремонт участка Новороссийского шоссе. Без преувеличения, это один из важнейших транспортных проектов для курорта, после реализации которого дорожная ситуация в городе заметно улучшится. Естественно, данный объект находится в зоне особого внимания мэра Сочи Андрея Прошунина. Во время недавнего рабочего объезда Хостинского района он побывал на месте ведения работ и убедился, что уже завершен подготовительный этап и начат демонтаж старого асфальтобетонного покрытия.
— Этот объект не просто ремонт дороги, а стратегический шаг в разгрузке транспортного каркаса Сочи. После завершения работ Новороссийское шоссе станет полноценной и безопасной альтернативой трассе А147, обеспечив надежное сообщение между Дублером Курортного проспекта, Мацестой и Хостой,— объяснил глава Сочи. — Мы последовательно создаем дублирующие маршруты, чтобы у горожан и гостей города был выбор, а время в пути было предсказуемым и минимальным. Принимаем все возможные меры по минимизации связанных с ремонтом неудобств для автовладельцев и жителей города. Схемы временного движения оперативно корректируются, а график работ находится под личным контролем. Наша цель — современная, безопасная и удобная дорожная сеть, которая работает на благо каждого жителя.
Что же представляет собой данный объект? Если проще, на месте старой дороги будет реконструкция с новым асфальтом и со всеми современными атрибутами: новыми тротуарами, освещением и водоотведением.
На участке протяженностью пять с половиной километров будет уложено порядка пятидесяти тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия. Предусмотрена реконструкция 1,8 километра ливневой канализации, устройство водоотводных лотков, тротуаров общей протяженностью 1174 метра и двух с половиной километров дорожных ограждений. Также будет установлено пять остановочных павильонов, более ста восьмидесяти светодиодных светильников и около восьмисот дорожных знаков.
Проектная стоимость проекта — более 440 миллионов рублей, которые выделены из краевого и городского бюджетов на основе софинансирования. Однако и здесь уникальные природные особенности Сочи внесли коррективы.

Когда дорожники начали готовить объект, обнаружили три оползневых участка общей протяженностью сто шестьдесят метров. Опасные для будущей дороги зоны появились уже после проектирования — их спровоцировали недавние затяжные ливни. Следовательно, необходимо провести незапланированные работы по укреплению склонов, устройству подпорных стен и дренажных систем, применению георешеток. Это потребует не только дополнительных сил, но и средств, в том числе финансовых.
Тем не менее Андрей Прошунин особо подчеркнул, что работы завершат до начала высокого курортного сезона 2026 года вне зависимости от неприятных неожиданностей, а администрация города сделает всё необходимое для выделения дополнительного финансирования.
От Хосты до Кудепсты
Участок Сухумского шоссе между известными населенными пунктами Большого Сочи — Хостой и Кудепстой — тоже имеет стратегическое значение для реализации амбициозного плана властей города-курорта по развитию сети дорог, альтернативных федеральной трассе А147. Капитальный ремонт здесь начался сразу после закрытия летнего сезона, идут подготовительные работы и снятие старого покрытия.
Этот проект, безусловно, важен в масштабах всего города-курорта, но больше остальных его реализации ждут более пяти тысяч жителей двух населенных пунктов.
— Ремонт Сухумского шоссе — это значимый вклад в развитие всей транспортной системы курорта. Мы целенаправленно создаем дублирующие направления, и после сдачи объекта в эксплуатацию у автомобилистов появится комфортный и современный маршрут между Хостой и Кудепстой, разгружающий федеральную трассу А147. Общий объем финансирования проекта составляет порядка двухсот шестидесяти пяти миллионов рублей, основная часть выделена из краевого бюджета,— сообщил глава Сочи Андрей Прошунин. — Перед подрядчиками стоит задача закончить ремонт до начала летнего курортного сезона. Все усилия направлены на то, чтобы уложиться в установленные сроки, а временные неудобства для жителей были сведены к минимуму. Повышение пропускной способности дорожной сети и создание надежных логистических связей — один из основных приоритетов в развитии городской инфраструктуры.
Проект включает комплексный ремонт четырехкилометрового участка дороги, на котором в итоге будет уложено свыше тридцати пяти тысяч квадратных метров асфальтобетона. В плане благоустройства и безопасности здесь оборудуют новые тротуары (2,7 тысячи квадратных метров покрытия), установят бордюрные камни и дорожные знаки (820 штук), смонтируют десять остановочных павильонов. И конечно, будут решены все вопросы по водоотведению и освещению новой дороги.
Но особенно важно, что данный участок будет полноценно включен в дорожный каркас, так как по другому проекту будет проведено примыкание Сухумского шоссе к федеральной трассе А147, а также участка автомобильной дороги на Сухумском шоссе.
Геология и история
Горные дороги Сочи — это вечная борьба за их безопасность. Природа постоянно проверяет на прочность дорожников: оползни в этих местах, к сожалению, не редкость. Но выход один: быстро устранять препятствия и столь же оперативно строить защитные сооружения. Например, сейчас в Лазаревском районе идет ремонт оползневого участка на улице Магаданской. Здесь предстоит возвести тридцатиметровую подпорную стену, построить систему водоотведения и заменить шестьсот квадратных метров дорожного полотна. Сроки максимально сжатые: до конца этого года, так как сейчас здесь организовано реверсивное движение.
— Все проблемные точки на городских дорогах на нашем ежедневном контроле. Сложные работы после природных чрезвычайных ситуаций требуют дополнительного финансирования. Такие трудоемкие проекты реализуются благодаря поддержке Губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева,— оперативно довел информацию в своем телеграм-канале глава города-курорта Андрей Прошунин. — Также отмечу, что в этом году в рамках ликвидации чрезвычайной ситуации выполнены работы в переулке Надежды и переулке Васильковом. Капитальный ремонт завершен на улице Инжирной, ведется — на улице Гагарина (съезд с улицы имени Егорова) и в переулке Аэровокзальном.
Масштабное строительство, особенно в таких богатых историей местах, как Сочи, требует особого отношения к сохранению памяти, и госкомпания «Автодор», реализующая глобальный проект прокладки обхода Адлера при содействии администрации Сочи, занимается этим благородным делом с полной ответственностью. Так, в процессе реализации первого этапа масштабного проекта (всего их будет четыре) возникла необходимость переноса двух объектов культурного наследия: павильона у входа в санаторий «Кудепста» и части исторической подпорной стены, украшенной маскароном льва. Было принято решение о переносе объектов в другое место. Для этого стену аккуратно, в четком соответствии с проектом, прошедшим государственную историко-культурную экспертизу, разберут, а затем установят заново, но чуть выше по склону. Ведь, строя новое, всегда надо сохранять самое ценное: память о городе, который знает весь мир.
фото: пресс-служба администрации Сочи