За три месяца в Краснодаре эвакуировали на штрафстоянку почти 2400 автомобилей

По мнению краснодарцев, в городе стало меньше тех, кто паркует машины где попало. Владельцы авто не бросают своих железных коней в неположенных местах по двум причинам. Во-первых, найти свободное место на парковке теперь стало гораздо проще. Кроме того, всё больше автомобилистов приходят к пониманию, что, оплачивая парковку, они вносят свою лепту в благоустройство кубанской столицы, фактически перечисляя средства в дорожный фонд. За счет дорфонда потом выполняется ямочный ремонт краснодарских дорог, прокладываются новые тротуары, меняются дорожные знаки и так далее. А во-вторых, водители опасаются, что оставленную на дороге или тротуаре машину после придется забирать со штрафстоянки, куда ее доставит эвакуатор.

— Работу по расчистке краевого центра мы не останавливаем. И одновременно создаем альтернативу для водителей, постоянно увеличивая количество муниципальных парковок. Потому что наша задача — воспитать культуру вождения, а не просто наказать нарушителей ПДД,— считает глава Краснодара Евгений Наумов.

Парковки против пробок

В числе самых актуальных городских проблем на сегодняшний день краснодарцы называют пробки. И бороться с ними, по мнению горожан, необходимо комплексными мерами. В том числе — развивая парковочное пространство на территории краевой столицы. Стоит отметить, что в поисках решения проблемы краснодарские власти не идут на крайние меры вроде полного запрета въезда частного транспорта в центр города, принятого в некоторых мировых столицах.

Плановое формирование парковочного пространства Краснодара позволяет существенно разгрузить краснодарские улицы и заложить основу для дальнейшего развития городской транспортной системы не закрывая, а, наоборот, открывая центр города для жителей и гостей краевой столицы. В современном мегаполисе, когда количество машин растет в геометрической прогрессии, без подобных рычагов управления не обойтись. Именно платные парковки позволяют хоть как-то сдержать поток автомобилей, движущихся в центр города. Эту аксиому и приняли на вооружение власти Краснодара.

Со времени своего появления в 2014 году платные парковки успели доказать свою эффективность в качестве инструмента разгрузки городских улиц. В кубанской столице всё началось с двух платных автостоянок в центре города: парковки на углу улиц Рашпилевской и Новокузнечной и прибордюрной парковки, расположенной на участке улицы Буденного — от Красноармейской до Красной. Следующей на очереди была Привокзальная площадь Краснодара I, на которой с помощью парковочной системы удалось упорядочить движение автомобилей. Сегодня в городе работает 254 платные муниципальные парковки, на которых одновременно может разместиться почти десять тысяч автомобилей — 9969 машин, если быть точными. Большая часть парковок находится в центральной части города, в районах массового пребывания людей и, следовательно, скопления автомобилей.

Правила парковки должны соблюдать все жители и гости города, ведь это гораздо выгоднее, чем платить штрафы за нарушение парковочных правил. Справедливость данного тезиса подтверждает статистика: только в первом квартале 2024 года в дорожный фонд поступило 140,6 миллиона рублей. Из них оплата парковки — около 52,5 миллиона, а оплата штрафов — более 88 миллионов рублей.

По данным российского дорнадзора, столица Кубани занимает второе место в стране по таким показателям, как доступность парковочного пространства, его эффективность, удобство и устойчивое развитие. По этим показателям наш южный город уступает лишь Москве. Более того, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом в Краснодаре оплата парковочного места существенно ниже. В Москве она составляет от 40 до 450 рублей в час, а в Питере — от 39 до 198 рублей в час.

Тарифная политика — один из инструментов, с помощью которого регулируется заполняемость муниципальных парковок. А ее согласно рекомендациям краевого транспортного министерства необходимо поддерживать на уровне от 70 до 85 процентов. Как отметили в мэрии, заполняемость некоторых парковок в центре города превысила 85 процентов. В связи с этим с 21 июня изменились тарифы на 87 муниципальных парковках кубанской столицы. Стоимость парковочного места на них выросла с 10 до 30 рублей.

— Благодаря корректировке стоимости оплаты увеличится пополняемость дорожного фонда, средства которого направляются на ремонт дорог,— пояснили в администрации города.

Дорогая экономия

Как только автовладельцы начали получать штрафы за неоплаченную парковку, они стали искать способы их избегать. Некоторые автомобилисты при этом пытаются обойтись вполне законными приемами, например на какое-то время переставляя свое авто на бесплатные стоянки поблизости. Другие же предпочли закрывать госномера своих машин, мешая мобильным комплексам распознавать их. Самые «догадливые» водители, чтобы не платить за парковку, скрывают не весь номер, а одну-две цифры, для чего используют самые разные материалы, например визитки или негодные пластиковые карты.

Подобные действия водителей нарушают постановление городской администрации о порядке использования платных парковок. В документе четко указано, что пользователям парковки запрещается ставить свои транспортные средства с закрытыми и нечитаемыми номерами. Также за езду с номерами, на которых не читаются данные, водителям положены штрафы.

Попытка закрыть номер или его часть согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях считается достаточно серьезным проступком. Кроме того, если будет доказано, что номер скрывался специально (если визуальный осмотр автомобиля позволяет сделать вывод о том, что материалы или средства прикреплены на государственный регистрационный знак намеренно и с целью затруднения его идентификации), размер штрафа может вырасти до пяти тысяч рублей. Нарушитель также может лишиться права управления автомобилем на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

Впрочем, карточки и визитки, закрывающие госномера, не помогут «предприимчивому» водителю сэкономить на оплате парковки. И если раньше машины нарушителей Правил дорожного движения фиксировали только передвижные мобильные комплексы — спецавтомобили, оснащенные комплексом автоматической фото- и видеофиксации, то сейчас к выявлению неплательщиков на парковках подключились стационарные камеры. Дополнительные фотоловушки для автонарушителей и тех, кто уехал, не оплатив стоянку, в городе работают с первого апреля. Новой системой уже оборудовано двенадцать муниципальных парковок.

Если водитель чем-либо закрыл или вообще снял номера, фотоловушка зафиксирует момент приезда и отъезда машины. Скрытый госномер позже обязательно попадет в объектив, и вместо того, чтобы оплатить парковку, автовладельцу придется раскошелиться на куда более значительную сумму штрафа.

Сто дней эвакуатора

Первого апреля нынешнего года на краснодарских улицах снова появились эвакуаторы.

«В Краснодар вернулись эвакуаторы. И это не первоапрельская шутка. Безусловно, они нужны городу. Их возвращение усилит процесс решения проблем с пробками. Как минимум станет меньше нарушителей, которые паркуют машины в неположенных местах»,— прокомментировал это событие глава города в своем телеграм-канале.

К решению вернуть на улицы эвакуаторы городские власти шли долго. Острая тема активно обсуждалась в СМИ и городских пабликах, поднималась официальными структурами. К примеру, недавно с инициативой расширить полномочия региона в части контроля парковки автомобилей выступили депутаты регионального парламента. Поправки к закону обуславливали появление на Кубани специального подразделения, в полномочия которого входит эвакуация машин нарушителей на штрафные стоянки. Учитывался успешный опыт работы эвакуационных служб в некоторых других муниципалитетах, например в Сочи, Новороссийске и Анапе.

В Краснодаре эвакуаторы не работали несколько лет. В свое время отказ от них эксперты обосновывали разными причинами, в том числе созданием препятствий для движения транспорта при погрузке автомобиля нарушителя и негативными оценками ситуации владельцев авто, увезенных на штрафстоянки. Делался акцент и на том, что службы эвакуации остались без полицейских, под контролем которых проводилась погрузка автомобилей. Для всех этих проблем необходимо было оперативно найти решение, ведь без эвакуаторов наводить порядок на дорогах было бы гораздо сложнее.

«Систему эвакуации нарушителей парковки удалось перезапустить. За три месяца с улиц города переместили на штрафстоянку 2389 машин! Все они стояли в неположенных местах и создавали пробки. Заявки в основном поступали из исторического центра города, с Привокзальной площади и магистральных улиц. Например, забирали авто с Красных Партизан, Кубанской Набережной, Садовой и других»,— сообщил глава Краснодара в своем телеграм-канале.

Как отметил Евгений Наумов, для того, чтобы не нарушать Правила дорожного движения, парковать машину следует в разрешенных местах, для чего и существуют муниципальные парковки. Кроме того, стоимость паркоместа на них значительно ниже, чем штраф за нарушение парковочных правил или оплата эвакуации авто за неправильную стоянку, которая составит как минимум четыре тысячи рублей. Плюс штраф за нарушение Правил дорожного движения.

Рина КАРЕТИНА