За веру и Отечество

Старинную поговорку о том, что казак без веры не казак, в Кубанском казачьем войске хорошо знают. И верность казачеству постоянно подтверждают делами: кубанские казаки помогают строить храмы и укреплять Русскую православную церковь.

Краеугольный камень

Испокон веков казаки следовали традиции: на каждой новой территории, которую они заселяли, первым делом возводили храм. Сами поначалу жили в землянках, но церковь строили просторную и добротную. Так было и на кубанской земле, которую казаки осваивали весь XIX век.

Свято-Никольскую церковь начали строить в 1862 году — сразу после того, как была основана новая станица, позже получившая название Тульской в честь Тульского пехотного полка, героически сражавшегося с турками в ходе войны на Кавказе.

Сюда, на земли под Майкопом, переселились из центральных и северо-восточных районов края 120 семей линейных казаков и 56 семей солдат Кубанского пехотного полка. Все вместе они собрали половину суммы, необходимой для строительства храма. С денежной помощью войскового правительства церковь во имя Святителя Николая Чудотворца была достроена за пять лет и открыта в 1868 году. Церковные службы проводились и во время строительства: сразу же после основания станицы сюда прибыл священник — отец Иоанн Екатеринославский.

В период гонений на веру, в 1936 году, храм, построенный кубанскими казаками, был разрушен до основания.

А первое, что сделали жители Тульской после того, как в девяностых на Кубани началось возрождение казачества,— воссоздали православный приход.

Председателем церковной общины стал первый атаман возрожденного Тульского станичного казачьего общества — Виктор Толмачев. Под храм приспособили обветшавшее помещение, в котором когда-то размещался детский сад. В 1992-м здание, которое местные власти оформили в безвозмездное пользование, станичники своими руками привели в порядок: перекрыли кровлю, подправили стены. Здесь казаки поселка Тульского вновь смогли собраться на общую молитву семьдесят лет спустя после закрытия старой церкви в 1922 году.

Но с каждым годом прихожан в Тульском становилось всё больше, а старое помещение для них — всё теснее. В 2000 году провели сход граждан и приняли решение всем миром отстроить новый каменный храм рядом с парком, почти на том же месте, где стояла построенная прадедами деревянная Никольская церковь.

Всем миром

Анатолий Студеникин в девяностые годы был атаманом Майкопского районного казачьего общества, а сегодня возглавляет в нем совет стариков. Он один из тех, кто с самого начала работал над возрождением православного храма в родной станице Тульской и по сей день продолжает это благое дело.

— Тогда в Тульском и глава, и председатель, и больше половины депутатов были казаки. Так что дело быстро сладилось. Выделили землю, сделали проект. Спроектировали однокупольный храм в византийском стиле. А потом решили: пусть будет пять куполов — если уж браться за дело, то так, чтобы и правнукам было где помолиться. Строить решили хозспособом на средства прихожан,— вспоминает войсковой старшина Кубанского казачьего войска Анатолий Студеникин, который с того времени и по сей день работает в составе Совета народных депутатов Тульского сельского поселения. — Помогали кто чем мог. Я, например, отправлял свою технику — экскаватор и самосвал — на рытье котлована. Казаки безвозмездно выполняли строительные работы — кто что умел.

Анатолий Васильевич говорит, что строительство началось в 2002 году и двигалось верно, но довольно медленно. На пожертвования станичников в 2009 году приход приобрел звонницу из семи колоколов. А в 2017 году на помощь казакам пришла региональная власть и дело пошло быстрее.

Доброе начинание станичников поддержал глава Республики Адыгеи Мурат Кумпилов. Много сил для завершения строительства храма приложил уроженец Тульского, министр строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства региона казак Валерий Картамышев. Как особо потрудившийся на строительстве храма, он получил награду главы Русской православной церкви — орден Преподобного Сергия Радонежского III степени.

Профессиональным строителям постоянно помогали казаки: они и кирпичи, и цемент подавали, и заборы строительные ставили-убирали, а потом и в благоустройстве прилегающей территории активно поучаствовали. Тридцать два жителя Майкопского района за усердный труд по строительству храма удостоены архиерейских благодарственных грамот.

В ноябре 2018 года на здание подняли центральный купол и крест, освященные архиепископом Майкопским и Адыгейским Тихоном.

В 2020 году в центре станицы возвышался красавец храм с белоснежными стенами и пятью золотыми куполами. В июле 2021-го он распахнул двери для прихожан — здесь начались постоянные богослужения.

Вера и память

По сей день дел по обустройству еще хватает. Сейчас, например, готовят комнаты для проживания художников, которые будут делать роспись стен. И какие бы хозяйственные нужды ни возникли, по первому зову настоятеля Свято-Никольского храма отца Антония казаки приходят на помощь.

И на достигнутом они не останавливаются.

Как рассказал Анатолий Студеникин, месяц назад передали в Майкопскую епархию Русской православной церкви здание штаба Тульского станичного казачьего общества с земельным участком в шесть соток. Планируется, что аварийное здание дореволюционной постройки, которое находится аккурат напротив храма, вскоре снесут, а казаки на этом месте помогут построить воскресную школу. Ведь они прекрасно понимают, как важно воспитать новое поколение кубанцев в традициях казачьей доблести и православной веры. Сам Анатолий Васильевич работает казаком-наставником в двух казачьих классах местной школы и уже два года водит казачат в новый храм.

И в горе, и в радости казаки Тульского идут к храму. С молебна здесь начинаются все праздники, а также известный на всю страну Межрегиональный фестиваль казачьей культуры. С поминальных молитв начинаются дни, когда в станице вспоминают трагические события в истории казачества Кубани.

— В центре парка в прошлом году, как раз на проводы, установили изготовленный нашим обществом гранитный памятник 44-м казакам Тульской, безвинно убиенным в 1920 году. Среди погибших в этот период красного террора был и мой дед, и два его брата. Теперь возле памятника собираемся на поминовения, отец Антоний служит панихиды,— рассказывает Анатолий Васильевич.

Все важные дела начинаются с посещения храма.

— Более полусотни наших тульских казаков уже участвуют в специальной военной операции. Когда контракты заключались на три месяца, наши добровольцы чаще приезжали домой, и каждый раз мы отправляли их на фронт после молебна в храме. Сейчас готовятся к отправке тридцать наших казаков, которые, как положено, теперь по закону оформились через военкоматы. Отслужим молебен, батюшка даст им благословение на ратный труд, а мы, старики, дадим свои наказы,— говорит Анатолий Студеникин.

Казачья лавра

На благо веры и Отечества казаки трудятся и за пределами родной станицы. Тульское станичное казачье общество, по словам войскового старшины Студеникина, было зачинщиком восстановления Свято-Михайловского мужского монастыря в окрестностях поселка Каменномостского. Старшина вспоминает, что, прежде чем священники смогли провести первый после семидесятилетнего перерыва молебен на территории монастыря, казаки три дня подряд ездили сюда полными автобусами, расчищали всё от мусора, закрывали пленкой выбитые окна, натягивали брезент над разрушенной крышей.

Основанную афонскими монахами и построенную при поддержке наместника Кавказа — великого князя Михаила Романова обитель, процветавшую в начале XX века, после революции уничтожали особенно долго и ожесточенно. Взрывы здесь гремели вплоть до 1952 года, когда на горе Физиабго была разрушена белокаменная церковь Преображения Господня.

Но прежде чем заново отстроить здесь храмы, пришлось отстоять территорию монастыря, который по аналогии с главной столичной святыней — Троице-Сергиевой лаврой — православные издавна называли Казачьей лаврой. И это название очень верно отражает суть казачества.

Казаки близлежащих станиц — Абадзехской, Севастопольской, Свободной, Каменномостской — в конце XIX века выделили 270 десятин своей земли под устройство монастыря.

Казаки Майкопского отдела Кубанского казачьего войска в конце XX века выступили на защиту святыни и спасли ее от полного уничтожения.

О том, как майкопские казаки двенадцать лет сражались за возвращение Свято-Михайловского монастыря Русской православной церкви, спасая его от «прихватизации» и окончательного разрушения, вспоминает подъесаул Владимир Терентьевич Баранцов.

Он рассказывает, как в 1998 году казаки прошли десятки километров крестным ходом от Майкопа через станицу Абадзехскую до остатков стен монастыря и как стояли на площади у здания республиканского правительства, добиваясь отмены торгов, на которых владельцы турбазы, расположившейся на территории Свято-Михайловской обители, пытались продать «турецким инвесторам» свои акции, а вместе с ними — право распоряжаться этой землей.

Помнит, как после многочисленных обращений майкопских казаков и православной общественности в 2003 году президентом Республики Адыгеи Хазретом Совменом было подписано распоряжение о передаче Русской православной церкви всей территории монастыря, как постепенно, один за другим, здесь отстраивали храмы на пожертвования казаков, жителей Краснодарского края и Адыгеи силами благотворителей-предпринимателей. Первым восстановили Троицкий храм благодаря поддержке потомка русского авиаконструктора Игоря Сикорского.

Первое время майкопские казаки почти круглосуточно несли дежурство по охране общественного порядка на территории монастыря. А после того как монастырская жизнь наладилась, на почетном дежурстве осталось двое казаков. Два десятилетия с начала нулевых подъесаул Владимир Баранцов и его товарищ — вахмистр Николай Затолокин — каждый воскресный день и каждый двунадесятый церковный праздник в парадной казачьей форме дежурили в Свято-Михайловском монастыре.

Из года в год приезжали из Майкопа, смотрели за порядком, помогали паломникам и по мере необходимости — игумену иеромонаху Герасиму, насельникам и трудникам монастыря. Правда, в последнее время у Владимира Терентьевича, как он говорит, барахлит сердце, так что его напарнику приходится иногда справляться за двоих. Несмотря на почтенный возраст и проблемы со здоровьем, Николай Затолокин свой пост не оставляет, чтобы люди, как и прежде, видели казаков неотъемлемой частью монастыря и знали о том, как казаки спасли эту святыню.

Церковными властями двери обители всегда открыты для казаков Кубанского казачьего войска. Дважды в год здесь проводится совет атаманов отдела, а на престольный праздник, в Михайлов день, сюда съезжаются казаки со всей Кубани.

— Свято-Михайловский монастырь — это форпост Русской православной церкви на Кавказе,— считает подъесаул Владимир Баранцов.

Казачья честь

В Краснодарском крае возрождение казачества и возрождение православной церкви с самого начала были неотъемлемой частью друг друга. При поддержке казаков, их руками, на их средства на Кубани восстановлены и отстроены заново десятки храмов и часовен. Работа эта не прекращается. Строятся сельские храмы в удаленных станицах и хуторах. А в зданиях, построенных в начале девяностых в райцентрах и больших станицах, проводится капитальный ремонт.

Сегодня работа в станице Тбилисской кипит: казаки ремонтируют воссозданную ими в 1995 году часовню на месте захоронения сотника Андрея Гречишкина и казаков его отряда, героически погибших в 1829 году в неравном бою с горцами у Волчьих ворот.

Этот эпизод был одним из самых ярких в истории русско-турецкой войны, на которой казаки защищали южные рубежи России. Сводный отряд из шести десятков казаков, который возглавлял сын одного из основателей станицы Тифлисской — есаула Гречишкина, отправился в разведку к Песчаному Броду, но вынужден был сражаться с семью сотнями горцев. Казаки отказались сдаваться в плен и предпочли смерть в бою.

В память об их подвиге на средства наказного атамана Кубанского казачьего войска в 1863 году рядом с их могилами в родной станице построили часовню. Во время гонений на Русскую православную церковь, в 1934 году, часовня была полностью разрушена, на ее месте устроили танцплощадку. В начале девяностых тбилисские казаки взялись за восстановление святыни и памяти о доблестных защитниках южных рубежей России. Кропотливо воссоздавали здание: восьмерик на четверике из красного кирпича со срезанными углами под шатровой кровлей — по старым фотографиям и чертежам. И уже в 1995 году часовня вновь стояла на прежнем месте.

— Станица Тбилисская — одна из первых, в которой в девяностых годах прошлого века началось возрождение казачества. На первом же станичном сборе казаков приняли решение восстановить часовню. Казаки собрали пожертвования. Помог тогдашний глава местной администрации — Александр Горюнов. Сделали проект. В 1991 году началось строительство часовни. Залили фундамент, закупили кирпич, привезли опытных мастеров-каменщиков из Кропоткина. И с Божьей помощью дело пошло,— вспоминает председатель совета стариков Тбилисского хуторского казачьего общества подъесаул Александр Жердев. — Помогали и казаки, и простые жители станицы — приносили доски, шифер. Субботники проводили на стройке постоянно. В 1994 году заказали в Краснодаре иконы для часовни. Тут уж подключились депутаты Законодательного Собрания края, помогли нам в этом важном деле. И пятнадцатого сентября 1995 года, в день гибели казаков сотни Гречишкина, часовня была открыта.

Александр Васильевич отмечает, что с тех пор казаки своими силами и средствами постоянно поддерживают здесь порядок. По мере необходимости обновляли крест и купол на часовне, перекладывали плитку на прилегающей территории, а теперь заканчивают ремонт в помещении часовни.

Не забывают решать и юридические вопросы. Проследили за тем, чтобы еще в 1995 году специальным постановлением главы района часовня была оформлена в муниципальную собственность, а затем передана в собственность Русской православной церкви. Теперь оформили землю под часовней в собственность храма Покрова Пресвятой Богородицы, к которому она относится.

Святое дело

— Слава Богу, что часовня — собственность прихода, а среди наших прихожан так много казаков. К казакам мы обратились с просьбой помочь отремонтировать здание. Многое требовалось обновить, ведь капитального ремонта не было со времени постройки в 1995 году. Я и все наши прихожане благодарны атаманам и казакам нашего районного и хуторского казачьих обществ за их усердный труд. Они прилагают много усилий, чтобы привести часовню не просто в божеский, а в великолепный вид,— говорит настоятель Свято-Покровского храма в станице Тбилисской протоиерей Василий Козак.

— С 2021 года ведем ремонт часовни. На совете атаманов приняли решение сделать капитальный ремонт как во внутренней части, так и снаружи. В прошлом году был приобретен и установлен новый шатер с куполом и крестом. Еще поменяли окна и двери. В этом году наши казаки делают внутренний ремонт стен и напольного покрытия,— рассказывает атаман Тбилисского районного казачьего общества Виктор Корсунов.

— Все вместе дружно взялись за дело. Средства у нас есть: зарабатываем с земли, которая у нас в собственности. Еще помогает районное казачье общество. Рабочие руки свои, казаки из Геймановского хуторского казачьего общества. Уж куда-куда, а в храм наших казаков особо приглашать не надо — сами приходят помолиться да поработать. Это честь для казаков, святое дело. Ведь внукам своим потом скажут: «Мы строили и берегли этот храм!» — подчеркивает атаман Тбилисского казачьего хуторского казачьего общества Станислав Ширков. — Спасибо нашим старикам, которые в девяностые годы начали возрождать святыни. Теперь наш черед. И мы будем передавать следующему поколению прекрасные храмы и памятники. Приложим все усилия, чтобы наши дети и внуки продолжали наше дело.

Хорунжий Кубанского казачьего войска Николай Ковалев, который усердно штукатурит внутренние стены часовни, на долгие разговоры не отвлекается. Только очень удивляется вопросу о том, почему взялся за эту работу и тратит на нее столько сил и времени.

— Да как же иначе? Мы же казаки, православные, всегда за веру и Отечество. Если не мы, то кто же это будет делать? — говорит хорунжий Ковалев. — Сложности? Да нет никаких сложностей. Свои руки-ноги, голова на месте, опыт имеется, казачье общество предоставляет весь материал. Так что всё идет своим чередом. Будет наша часовня как новенькая.

Такого же мнения придерживается и отец Василий:

— Это наш священный долг, никто, кроме нас, этого не сделает. Мы должны восстанавливать наши исторически значимые здания, захоронения наших героев-казаков, достойно воспитывать наших казачат, нашу молодежь своим примером, чтобы они видели, что мы трудимся во славу Божию и на благо нашей Родины.

Героям — память

Сегодня часовня является частью небольшого мемориального комплекса, созданного общими усилиями казаков и местных властей. Двадцать седьмого сентября 2014 года в станице Тбилисской торжественно открыли памятник казакам сотни Андрея Гречишкина. На его гранитном основании выбита надпись: «Памятник сотнику Андрею Леонтьевичу Гречишкину и его товарищам, казакам-линейцам, 15 сентября 1829 года в неравной битве с противником предпочтившим геройскую смерть позору пленения».

Очень символично, что именно сейчас, когда Россия отстаивает свое будущее суверенного государства, кубанцы взялись за обустройство часовни и всего мемориального комплекса в память о гречишкинских казаках, которые явили пример истинной доблести и чести беззаветного служения Родине. Этому примеру, принципу «умираю, но не сдаюсь», следовали герои Великой Отечественной и следуют сегодня бойцы, которые участвуют в специальной военной операции, вновь защищая от врагов южные рубежи России.

— После завершения ремонта планируем сделать здесь подсветку, чтобы с основной трассы, которая проходит через весь Тбилисский район в Кропоткин, часовню было видно издалека. Так же, как виден памятник атаману Гречишкину,— говорит атаман Корсунов. — Мы хотим, чтобы наша святыня была достопримечательностью всего Тбилисского района. Надеюсь, многие люди, не только жители, но и гости Кубани, будут обращать внимание на этот мемориальный комплекс. Будут останавливаться, чтобы поклониться святой памяти героев-казаков.

Скорее всего, так и будет. Общество меняется и возвращается к истокам. Всё больше людей, которые сегодня помогают храмам, вспоминают, что их предки были казаками.

Подготовила Наталья НИКОЛАЕВА