Жизнь без барьеров

В Краснодарском крае сегодня работает немало благотворительных и общественных организаций, реализуется целый ряд проектов по оказанию материальной, психологической, юридической и других видов поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья.

Среди них есть уникальный для нашего региона проект «Равные возможности», который стартовал этой осенью в Краснодаре по инициативе благотворительной организации «Добрый-Юг» и при поддержке Фонда президентских грантов.

Проект нацелен на социальную адаптацию подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью. Для ребят с аутизмом, синдромом Дауна, различными нарушениями интеллектуального и психического развития не нужно собирать средства на дорогостоящие операции и лекарства: такие заболевания пока не умеют вылечивать ни в одной стране мира. С этим нужно научиться жить самим молодым людям, их родным и близким и всему нашему обществу.

Именно этим и занимаются организаторы и участники проекта «Равные возможности». Они проводят тренинги и занятия, тематические встречи, в которых участвуют не только профессиональные психологи и педагоги, но и сопровождающие волонтеры — здоровые ровесники молодых людей с ментальными нарушениями.

— «Равные возможности» — это объединение усилий профессиональных психологов, педагогов, сопровождающих волонтеров — студентов КубГУ. Участники проекта отрабатывают социально-бытовые навыки в сопровождении специалистов и волонтеров: посещают кафе, магазины, театры, постепенно обретая самостоятельность. Ведь цель сопровождающих — делать так, чтобы люди с ментальными нарушениями в итоге смогли без посторонней помощи выполнять бытовые задачи. Мы хотим создать сообщество, где парни и девушки смогут общаться, находить друзей, а в перспективе получить и трудовые навыки,— рассказала автор проекта, руководитель КРБОО «Добрый-Юг» Богдана Руднева.

И хотя проект «Равные возможности» не имеет статуса реабилитационного, коррекционного или образовательного, на практике получается та самая инклюзия, которую до сих пор с таким трудом пытаются внедрить в государственных учебных заведениях.

Выросшие особые дети и обычные, или, как говорят психологи, нормотипичные, молодые люди общаются, вместе готовят и проводят праздники, решают повседневные бытовые вопросы. Именно так — с дружеской поддержкой ровесников ребята с ментальными нарушениями быстрее осваивают такие социальные навыки, как поездки в общественном транспорте, покупки в магазинах, платежи в банке.

У каждого человека в юношеском возрасте происходит новый уровень осознания и принятия себя и своей ответственности, меняется социальный статус человека со школьника на студента. Кроме того, меняются авторитеты в главных жизненных вопросах, наиболее важным становится мнение сверстника, друга, однокурсника. Для ребят с особенностями развития возможность стать студентом, а затем специалистом очень ограниченна, а потребности сохраняются. И потому встреча с нормотипичными сверстниками — это своего рода студенчество, возможность взрослеть наравне. В живом общении, в среде сверстников, следуя их опыту и примеру, люди с ментальной инвалидностью на порядок быстрее, чем со специалистами или со старшими родственниками, проходят социальную адаптацию.

— «Равные возможности» — это практика жизни, сама жизнь. Мы делаем всё возможное, чтобы участвующие в этом проекте ребята с ограниченными возможностями здоровья смогли обрести максимально доступную для каждого из них самостоятельность и уверенность в своих силах, осознать и принять свое взросление, освоить различные техники саморегуляции, увидеть перспективы своей личностной и профессиональной реализации. Считаю, что этот проект — еще и весомый вклад в формирование позитивного общественного мнения, лояльного отношения нашего общества к людям с нарушениями развития,— рассказала психолог проекта Ольга Ушакова.

Как рассказала Наталья Дерищева, мама одного из участников проекта «Равные возможности», это первый и очень важный шаг к тому, чтобы заполнить тот вакуум, в который попадают особые дети после достижения совершеннолетия.

— Все имеющиеся сегодня государственные программы поддержки и большинство благотворительных проектов рассчитаны на детей-инвалидов. Как только ребенку с нарушениями психического развития исполняется 18 лет, он и его близкие остаются одни со своими проблемами. Возможностей для дальнейшего обучения после коррекционной школы практически никаких, круг общения без школьной среды сужается до нескольких членов и друзей семьи. И это замкнутый круг, потому что невозможно учиться общаться, находясь в изоляции или только среди людей с такими же проблемами. А ведь именно нарушение коммуникации не дает нашим детям реализовать свои способности.

Поэтому мы очень рады, что теперь не одни. И очень благодарны организаторам проекта и нашим волонтерам за их душевную щедрость, за их готовность преодолеть все трудности в общении с нашими ребятами. Мы видим, что они не воспринимают это общение как жертву или обязанность, а открывают для себя новые грани жизни. Очень надеемся, что такое свое отношение, свой опыт они смогут передать другим. И наше общество, которое уже понемногу стало принимать и людей с нарушениями физического здоровья, перестанет отвергать людей с ментальными нарушениями, отметила Наталья Дерищева.

Команда благотворительной организации «Добрый-Юг» приглашает семьи, в которых проживают молодые люди с ментальными нарушениями в возрасте 14—30 лет, участвовать в проекте. А также выражает искреннюю благодарность всем неравнодушным людям, которые помогают проекту.

 

Людмила ДМИТРИЕВА