ЖКХ снова в поиске «честного» отъема денег у населения?

В минувшее воскресенье в России отметили День работников жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, нелегкий труд людей, которые обеспечивают поступление в наши дома света, воды, газа и тепла, достоин глубокого уважения. Но сама отрасль ЖКХ остается для потребителей «черной дырой», которая втягивает в себя всё больше и больше их денег.

И зимой и летом
Несколько лет назад повышение тарифов на услуги ЖКХ перевели на «летнее время»: рост цен происходил с 1 июля каждого года. Таким образом власти пытались сделать процедуру менее болезненной для граждан. Летом в квитанциях за «коммуналку» отсутствует внушительный платеж за отопление и удар по кошелькам ощущается не так сильно.
В этом году тарифы ЖКХ опять пошли вверх, причем дважды. С 1 января 2019 года по всей стране цены на все коммунальные услуги выросли на 1,7 процента в связи с повышением с нового года ставки НДС с 18 до 20 процентов. Федеральные власти позаботились о том, чтобы у поставщиков этих услуг не было «кассовых разрывов». Вопрос о том, какие бреши в семейном бюджете появятся у граждан, которые с нового года помимо ЖКХ столкнулись с ростом цен на продукты, как обычно, остался без ответа.
Второе повышение грядет 1 июля 2019 года. В Краснодарском крае оно составит 2,6 процента. Именно такой потолок определило для нашего региона правительство РФ. Спасибо, конечно, что не на 4,8 процента, как в Москве, или на 4 процента, как в Кабардино-Балкарии. Но непонятно, почему не на 2 процента, как у большинства субъектов федерации, включая наших ближайших соседей — Республику Адыгея и Ростовскую область.

Хотелось бы понять
В сфере ЖКХ, как в никакой другой, федеральные и региональные власти не утруждают себя объяснениями принятых решений. Из года в год постановлениями-распоряжениями утверждают повышение «экономически обоснованных тарифов», ни разу никто не предоставил простых и понятных обоснований, не объяснил людям, почему та или иная услуга имеет такую стоимость. Говорят лишь, что тарифы надо повышать, чтобы покрыть расходы поставщиков услуг на эксплуатацию и модернизацию оборудования, реализацию инвестиционных программ.
С самими программами и с отчетами об их выполнении можно ознакомиться на официальных сайтах органов власти и ресурсоснабжающих организаций. Но чиновники признают, что эти документы трудны для понимания рядового потребителя.
Пару лет назад на одной из пресс-конференций, посвященных очередному повышению тарифов ЖКХ, «МК на Кубани» предложил предоставлять жителям края адаптированную информацию об инвестпрограммах поставщиков услуг ЖКХ по аналогии с «бюджетом для граждан», который ежегодно размещают на сайте Министерства финансов Краснодарского края. Это предложение поддержало руководство региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края. Но с тех пор ничего не изменилось.
Так что жители Кубани до сих пор не понимают, на что конкретно ушла инвестиционная составляющая оплаченных ими коммунальных услуг, какие, например, водопроводные или канализационные сети были на эти деньги отремонтированы или проложены.
Есть лишь официальное сообщение на сайте РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края о том, как конкретно с 1 июля 2019 года изменятся тарифы в Краснодарском крае по отношению к январю, когда они были повышены на 1,7 процента.
В общем, картинка складывается такая. По данным сайта РЭК, цены на электроэнергию для населения этим летом вырастут на 2,56 процента для городского населения и на 2,74 процента для городского населения в домах с электроплитами. А для сельских жителей прирост тарифов, дифференцированных по зонам суток, составит от 2,48 до 3,05 процента.
Рост цен на сетевой, сжиженный газ для населения в среднем по краю не превысит 1,74 процента.
Рост тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Краснодарской зоне деятельности составит 2,6 процента. По поводу тарифов на тепло-, водоснабжение и водоотведение сказано лишь, что их рост останется в рамках ограничений повышения платежей населения за коммунальные услуги.
В сумме повышение тарифов не должно превысить официальный прогноз уровня инфляции на 2019 год — 4,3 процента.

О расчетах
Но это, как говорится, «температура в среднем по больнице».
А по отдельным муниципальным образованиям, как указано всё в том же сообщении РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края, допускается отклонение еще на 2,6 процента. Это означает, что к общекраевым 2,6 процента могут приплюсовать еще 2,6 процента. Говорят, что разрешено это будет сделать лишь там, где примут экономически обоснованные инвестпрограммы. То есть предложат повысить тарифы сегодня, пообещав улучшить качество услуг завтра. Правда, не факт, что так оно и будет.
И даже если рост тарифов одинаковый, их стоимость сильно разнится по территориям края. Причем даже в том случае, когда услугу оказывает одна и та же организация. Например, в Краснодарском крае единый поставщик газа — ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», которое заключило почти 1,5 млн договоров с жителями региона. При этом с января 2019 года жители Краснодара платят за газ 5,37 рубля за кубометр, Усть-Лабинского района — 5,75 рубля, Славянского района — 5,98 рубля, а жители всех остальных муниципалитетов — 6,33 рубля за кубометр.
И никто толком не объясняет почему.
А уж когда поставщики услуг разные, как, например, в водоснабжении, разброс цен может быть огромным, причем в разных населенных пунктах одного и того же муниципального образования.
На сайте РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края опубликована информация о тарифах в сфере холодного водоснабжения, утвержденных на 2019 год для организаций водопроводно-канализационного хозяйства Краснодарского края. В ней указано, что, например, для МУП города-курорта Геленджика «Водопроводно-канализационное хозяйство» с января 2019-го утвержден тариф 52,5 рубля за кубометр, а для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» РЭУ «Троицкий групповой водопровод», который обеспечивает жителей всё того же Геленджика,- 17,54 рубля за кубометр.
Да что там раскинувшийся на всю бухту Геленджик! В маленьком Родниковском сельском поселении в Белореченском районе для поставщика — ООО «Трансвод» утвержден тариф 45,58 рубля за кубометр, а для поставщика — ООО «Водопровод» — 21,98 рубля за кубометр. И нет никаких объяснений о том, почему цена отличается в два-три раза.
Остается лишь радоваться за тех кубанцев, которым повезло с поставщиками воды. Там, где жителей обеспечивают «лишней водой» с производства перерабатывающие предприятия, такая радость, может, и уместна. Вот в Гулькевичском районе для основного поставщика — ООО «Водопровод» утвержден тариф 38,12 рубля за кубометр, а для Кавказского завода ЖБШ — филиал АО «БЭТ» — 9,67 рубля. Но раз уж люди живут рядом с заводом в промзоне, должны у них быть какие-то бонусы!
А вот во всех остальных случаях не пора ли разбираться в причинах и менять положение дел?

О просчетах
О проблеме наконец-таки громко заговорили на федеральном уровне.
На прошлой неделе руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что услуги ЖКХ для жителей России обходятся в среднем в два раза дороже их себестоимости, а разницу «коммунальные монстры» расходуют на собственные нужды.
По словам Артемьева, производство одного кубического метра воды в соседних регионах может отличаться в 54 раза, на электроэнергию — в двенадцать раз, на тепло — в восемь раз, и это говорит о намеренном завышении тарифа. Расчеты ФАС показали, что в двух третях российских регионов тарифы завышены.
По оценкам экспертов, ежегодный ущерб от деятельности картелей в сфере ЖКХ составляет около двух процентов ВВП России.
Директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что существенная разница в формировании тарифов в регионах и муниципалитетах объясняется избыточными и неэффективными мощностями предприятий ЖКХ, а также просчетами в инвестиционных стратегиях.
Просчеты, наверное, тоже имеются. Но в большинстве случаев расчеты как-то все в свою пользу. Помнится, пару лет назад в интервью «МК на Кубани» руководитель региональной энергетической комиссии (РЭК) — департамента цен и тарифов Краснодарского края Сергей Милованов рассказывал, как ведется контроль использования инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию «Кубаньэнерго» и «НЭСК-электросети». Приводился пример, как «Кубаньэнерго» планировало построить многоэтажное здание в Сочи для своих сотрудников, а РЭК настаивала на том, чтобы сэкономленные на этом строительстве почти 900 миллионов рублей были направлены на реконструкцию электросетевых объектов. Региональные власти настояли на правильной расстановке приоритетов: сначала возводить производственные объекты, которые остро необходимы энергосистеме края, а потом — всё остальное.
Но, скорее всего, такие коррективы в планы «коммунальных монстров» удается вносить далеко не всегда. И дома для сотрудников — это еще «цветочки». Вот глава ФАС Игорь Артемьев прямо сказал, что «содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки». И всё это за счет потребителей в ситуации, когда реальные доходы населения в России снижаются уже четыре года подряд.
По данным исследования сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru, проведенного среди экономически активного населения разных регионов страны, наибольшее влияние на жизнь россиян оказывает рост тарифов на услуги ЖКХ (89 процентов), рост акцизов на дизельное топливо и бензин (74 процента), повышение ставки НДС (71 процент), а также «мусорная реформа» (44 процента).

Спасет ли «эталонный метод»?
Сегодня тарифное законодательство регулирует более 150 нормативно-правовых актов. Одних федеральных законов — восемнадцать, методических указаний бывшей Федеральной службы по тарифам и самой ФАС — более ста, а в стране ежегодно устанавливается 42 тысячи тарифов.
— Когда нам передали тарифное регулирование, то мы, руководствуясь всем многообразием этих актов, могли установить кому угодно какой угодно тариф, кому угодно отказать или дать двести процентов,- подчеркнул Игорь Артемьев.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», согласованный с Минэкономразвития РФ, который планируется принять в 2019 году. Речь идет о введении в стране «единого эталонного уровня затрат», который послужит базовой основой тарифов. «Инвестиционная» составляющая будет определяться на региональном уровне — к ней отнесут амортизацию, налоги и иные мероприятия по инвестиционной программе.
По сути это проект реформы регулирования тарифов, которая должна помочь выравнять коммунальные тарифы по всей стране за счет «эталонного метода». Разницу между текущим тарифом и эталоном регулятор предлагает направлять на инвестиции в ту компанию, где выявлены отклонения. Причем эта схема должна работать под контролем глав регионов по утвержденному плану.
Также ФАС рассчитывает уйти от перекрестного субсидирования в разных отраслях, при котором одна группа потребителей оплачивает часть тарифа за другую группу, например промышленность за население.
Сравнительный анализ затрат компаний при формировании тарифов позволит сделать прозрачнее сектор ЖКХ в первую очередь для потребителя, позволит понять, почему он именно столько платит за услуги.
Будут ли реализованы эти планы, покажет время. Но, пока в ЖКХ не наведут порядок, проблему долгов потребителей тоже не решить. Людям нужно точно знать, за что и на что они отдают свои деньги.

Наталья МАМОН