Выпуск №93 (4796)

Свежий выпуск

27 ноября 2020

Зоны недосягаемости

Борьба за чистый воздух приобретает в Европе всё новые формы. Экологические зоны для движения автотранспорта в европейских странах уже давно реальность, и постепенно их становится всё больше и больше. Судя по всему, и в России в скором времени этот опыт также будут применять в крупных городах.

Можно и поучиться

В Германии еще в 2007 году в правила дорожного движения внесли изменения, и уже с первого января 2008 года ограничения для движения автомобильного транспорта заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. В настоящее время экологические зоны действуют почти в шестидесяти городах и одиннадцати федеральных землях Германии. Самая большая, в Рурской области, охватывает тринадцать городов.

В зависимости от уровня вредных выбросов все автомобили разделили на четыре категории. Первая является самой низкой и включает авто без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения.

К четвертой категории, самой высокой, относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили также могут подходить под эту категорию, если они прошли переоборудование. Это установка катализатора и сажевого фильтра, если мы говорим о дизельных двигателях.

Каждой категории автотранспорта соответствует определенная наклейка на машину: красная, желтая или зеленая. Машины самой низшей экологической категории вообще не получают никаких наклеек.

В зависимости от ограничений тем или иным транспортным средствам запрещено направляться в центры немецких городов. Если водители отнесутся к этому наплевательски, то их ожидают штрафные санкции в размере восьмидесяти евро. На автомашины, зарегистрированные в других государствах, правила тоже распространяются,— на них необходимо покупать наклейку. И, образно говоря, игра стоит свеч, если сравнить стоимость этой самой наклейки и сумму штрафа.

В Великобритании экологические зоны появились в 2008 году, и первая заработала в Лондоне, а затем в Норидже и Оксфорде. Уточню, что британские экологические зоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению автомобильного движения.

С 2003 года в столице Великобритании действует платный проезд в центр города, который составляет почти пятнадцать долларов в день за исключением выходных и праздничных дней. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям «Евро-5» и имеющих выбросы CO2
на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов.

В экозону запрещен въезд грузовикам с двигателями, которые не соответствуют нормам «Евро-4», и микроавтобусам, не соответствующим «Евро-3». Что касается легковых автомобилей, то они освобождены от этих требований, если зарегистрированы в Великобритании.

Иностранцам же следует регистрироваться в специальной организации и проводить соответствующую проверку своих автомобилей. Если этого не сделать, то существует риск получить штраф от ста до двухсот фунтов стерлингов, что примерно равняется 130—260 долларам.

Только с апреля по август прошлого года лондонская полиция выписала почти 224 тысячи штрафов водителям, которые нарушили правила въезда в установленную в столице Великобритании «зону с пониженным загрязнением».

Около 32 тысяч нерадивых нарушителей было оштрафовано несколько раз, а один лондонец умудрился получить квитанции от полиции 81 раз на общую сумму тринадцать тысяч фунтов. В октябре 2021 года территорию со сверхнизкими выбросами планируют расширить и до окраин Лондона.

По уверениям чиновников, наблюдается существенный эффект от предпринимаемых мер по очистке воздуха в столице Великобритании. Это выражается том числе и в том, что автомобилисты стали чаще избегать ездить через «зону с пониженным загрязнением» или отказываться от поездок туда на своем транспорте, предпочитая общественный. Зачем рисковать и терять деньги из семейного бюджета?

Стоит отметить, что уровень загрязнения воздуха, вызванного автоперевозками, снизился более чем на тридцать процентов после ограничения въезда машин в центр города. Напомню: в 2016 году в Лондоне около сорока тысяч преждевременных смертей связывали именно с загрязнением воздуха. При этом свыше пятидесяти процентов загрязнений вызывали выбросы автомобилей.

Экологические зоны ограниченного движения во Франции появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала первого июля 2016 года в Париже, первого ноября того же года за ним последовал Гренобль, а двенадцатого декабря — Лион. Въезжать на подобную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой, которая выдается в зависимости от экологического класса машины.

Все наклейки делятся по цветам. Самой лучшей считается зеленая, которую получают электромобили и автомобили, работающие на водороде. Все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателями стандарта не ниже «Евро-5» могут претендовать на фиолетовую наклейку.

За этой наклейкой идет желтая — для бензиновых автомобилей с моторами «Евро-4» и дизельными движками не ниже «Евро-5», оранжевая (бензиновые — «Евро-2» и «Евро-4»), красная (дизельные автомобили с моторами «Евро-3») и серая наклейка (дизели «Евро-2»). В случае, если двигатель автомобиля не соответствует этому стандарту, он наклейку не получает.

Понятное дело, что во Франции, как и в Германии, для поездки в центр города с экологическими зонами необходимо иметь наклейку. Причем независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка стоит недорого, а вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомашине несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней. Всё очень просто: соблюдай положенные «правила игры» — и не будет никаких проблем.

И в Бельгии ограничивают въезд легковых автомобилей в центры крупных городов, но единого подхода в этом вопросе нет. В частности, с первого февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковушки с бензиновыми двигателями стандарта выше «Евро-1» и дизельными — стандарта «Евро-3» и выше. А вот в столицу — Брюссель с первого января 2018 года ограничили въезд только для дизельного автотранспорта с двигателями стандарта ниже «Евро-2».

В отличие от Германии и Франции в Бельгии водителю нет никакой необходимости клеить наклейки, если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, и на нем можно без страха и упрека ехать в центр города. Если же машина не соответствует нормам, то у владельца существуют три варианта. Первый — отказаться от поездки на личном транспорте, второй — приобрести суточный пропуск за 35 евро, который доступен владельцам любых машин. Но в этом случае купить его можно не более восьми раз в год.

Существует и третий вариант: поехать на машине в центр города, несмотря на запрет. Но в этом случае водитель рискует облегчить свой бумажник на 350 евро, и именно такой солидный штраф действует для тех, кто игнорирует правила бельгийских экологических эон. В том случае, если владелец спохватится, что у него нет пропуска, уже после того, как въехал в центр города, автомобилист может докупить его без риска получить штраф. Как говорится, всё продумано.

Что касается Польши, то в этой стране первая зона «чистого транспорта» появилась в прошлом году. В рамках исторического района Казимеж ограничили движение «неэкологических» автомобилей, а за нарушение правил предусмотрели штраф до пятисот злотых.

Право свободного въезда на эту территорию кроме постоянных жителей района и других определенных законом категорий транспорта получили также люди с ограниченными возможностями здоровья, такси и машины предпринимателей, ведущих там свой бизнес. При этом последние две группы могут пользоваться такой льготой лишь до конца 2025 года.

Италия

Функционирование экологических зон в Италии отличается от общеевропейской практики: экозоны входят в общий перечень зон ограниченного движения. Национальная система применения указанных зон отсутствует, а используются региональные или городские схемы.

Каждая коммуна может вводить в определенных городских зонах (исторические районы, центр города, зеленые зоны и др.) временные или постоянные ограничения въезда для определенных категорий транспортных средств. Требования распространяются не только на итальянских, но и на иностранных перевозчиков.

Если вы хотите проехать на автомобиле в центр столицы Норвегии — Осло, то припарковаться будет невозможно. К началу прошлого года в городе заменили более семисот парковочных мест на велосипедные дорожки, крошечные парки, отдельные деревья и небольшие скамейки, сделав таким образом серьезный шаг на пути к центру Осло без машин.

Поначалу зародилась мысль полностью запретить автомобили, потому что большинство жителей центра города ими не пользовалось. Но после возмущений владельцев бизнеса, обеспокоенных тем, что они могут потерять покупателей и получить трудности с доставкой товаров, правительство не пошло по столь по радикальному пути. В настоящее время есть только несколько многоярусных гаражей на окраине города.

В центре Осло оставили совсем немного парковочных мест, предназначенных для людей с ограниченными возможностями здоровья и зарядки электромобилей, а некоторые улицы открыты только для грузовиков, доставляющих товары в торговые точки, да и то только на несколько часов в утренние часы.

Автомобили спецслужб ездят без ограничений, но другим водителям приходится парковаться в гаражах, а ограничения проезда стимулируют автовладельцев, которым не надо в центр города, объезжать его по кольцу.

Своим путем

В отличие от других европейских стран в швейцарских городах экологические зоны не применяются вообще. Причина в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Но всё же попытки ввести такую меру уже предпринимались неоднократно.

В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Автомобиль или проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может передвигаться по всей территории этой страны, или не имеет права ездить вообще.

В этой стране считают, что вместо введения запрета на движение старых автомобилей лучше развивать общественный транспорт и вводить новые маршруты, модернизировать парк техники и делать выгодными тарифы на билеты.

Есть мнение, что одновременно необходимо увеличивать тарифы на парковку личного транспорта: таким образом можно удовлетворить транспортные потребности людей, увеличить скорость движения автомобилей и снизить уровень вредных выбросов.

Что касается России и введения экологических зон для транспорта, то мы еще в начале большого пути с его плюсами и минусами. И здесь уместно привести данные аналитического агентства «Автостат», согласно которым в нашей стране почти 63 процента грузовых автомобилей и 43 процента легких коммерческих авто не соответствует нормам «Евро-2». При этом количество большегрузов, соответствующих норме «Евро-5», составляет всего 4,5 процента, а среди легких коммерческих автомобилей таких транспортных средств еще меньше: всего три процента.

Михаил МУСАЕВ

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение