Алексей Копайгородский: «В Сочи сезон удался!»

Мэр курорта рассказал о работе здравниц, масштабной стройке и новых проектах благоустройства

Первая официальная пресс-конференция главы Сочи Алексея Копайгородского прошла на курорте. После года работы он ответил на вопросы журналистов и рассказал о том, как город пережил пандемию, как прошел летний сезон и какие планы на зимний. А еще о море, самостроях, генеральном плане и пляжах главного курорта страны.

Алексей Сергеевич, первый вопрос, естественно, о прошедшем курортном сезоне — посткарантинном. Каковы его результаты?

— Мы закрыли город для туристов 25 марта 2020 года. Естественно, что все, кто в тот момент находился в Сочи, смогли остаться до окончания путевок, а затем разъехаться по своим городам. Карантин стал суровым экзаменом для нас. С учетом слаженных действий городской команды, всех федеральных структур, правоохранителей, врачей, представителей Роспотребнадзора, общественных организаций и самих сочинцев, которые соблюдали режим, в городе на сегодняшний момент коронавирусом заразились 1303 человека, порядка 937 выздоровели, остальные — в штатном режиме. Дополнительной нагрузкой для города было открытие обсерватора, в котором за всё время его работы находилось 4800 человек. После соответствующих решений оперативного штаба о возможности открытия курортного сезона первыми начали принимать гостей здравницы, которые имеют медицинскую лицензию. В итоге с начала летнего сезона, с 1 июня, в Сочи отдохнули два миллиона девятьсот тысяч человек, а с начала года — свыше четырех миллионов. Так что, думаю, сезон удался.

Насколько восстановилась санаторно-курортная отрасль Сочи, которая считается наиболее пострадавшей?

— Главной задачей в период пандемии была поддержка санаторно-курортной отрасли. До конца года были серьезно снижены все налоги, арендные платежи за землю — на 50 процентов, муниципальные налоги — с пятнадцати до 7,5 процента. Все представители санаторно-курортной сферы получили федеральные и краевые выплаты. Сегодня отрасль восстанавливается. По зимнему сезону видим, что сейчас уже забронировано 52 процента номерного фонда, некоторые отели говорят о стопроцентной загрузке. Так что, если кто-то хочет приехать в Сочи зимой, позаботиться об этом нужно уже сейчас.

Как пандемия отразилась на бюджете города?

— Ежегодная цифра бюджета Сочи — 7,5 миллиарда рублей. Естественно, в начале мая экономисты переживали, просили взять заем или кредит. Но мы на этот шаг не пошли, чтобы не добавлять нагрузку на городской бюджет. Мы опасались, что недополучим примерно миллиард рублей. Однако сейчас, после удачного курортного сезона, видим, что к ноябрю выйдем на цифры прошлого года. Надеемся, что по итогам года получим 7,5 миллиарда, а если всё будет хорошо, то 7,8 миллиарда рублей.

Сочи — город морской. В этом году многие пляжные территории преобразились. Как дальше будет идти развитие сочинских пляжей?

— В этом году 21 сочинский пляж был отмечен международной наградой «Голубой флаг», что говорит о высоком качестве морской воды и пляжных территорий. Каждый год мы сражаемся с тем, чтобы море не наносило урон нашим пляжам. Арендаторы пляжей каждый год завозят гальку, уплотняют ее и делают все, чтобы пляжные территории Сочи были комфортными. Около полувека назад в городе было установлено 283 заграждения — буны, которые обеспечивают безопасность и помогают сохранить саму пляжную полосу. Для того чтобы восстановить все существующие элементы необходимо порядка миллиарда рублей. Но мы подходим к этому вопросу глобальнее. Сейчас появились новые технологии, которые помогают сделать пляжи долговечными, уже разработана концепция берегозащитных мероприятий и создания рекреационных галечных пляжей.

Новинкой этого сезона стала реконструкция и возрождение знаменитого пляжа «Ривьера» в Сочи. Что дальше?

— Есть проект создания большого прогулочного маршрута протяженностью 25 километров. Прогулочная территория будет начинаться с набережной реки Сочи по улице Чайковского, далее в районе пляжа «Ривьера» будет построен мост через реку, затем прибрежную полосу соединят с терренкуром вплоть до микрорайона Мацеста. Особое внимание будет уделено набережной от «Ривьеры» до цирка.

В последнее время много говорится о необходимости разработки генерального плана Сочи…

— Необходимость в нем назрела по ряду причин. Во-первых, изменились планово-экономические показатели по численности населения, которые закладывались в генеральном плане в 2009 году: фактически уже сейчас в городе проживает около шестисот тысяч человек. Городу требуется обновление и доработка топографической основы всей территории. В новом генеральном плане будут утверждены границы и предмет охраны исторического поселения регионального значения город-курорт Сочи. Уже сейчас на законодательном уровне утверждено, что строительство новых многоквартирных домов возможно только при комплексном развитии территории, которое предусматривает создание необходимой социальной инфраструктуры: школ, детских садов, автомобильных парковок. Генеральный план также должен учитывать необходимость сохранить и приумножить зеленое убранство города. Для этих целей в течение года была проведена ревизия и поставлены на кадастровый учет все основные муниципальные парки, скверы и другие общественные пространства. Это 335 участков площадью 123,6 гектара. Вид разрешенного использования этих территорий уже невозможно изменить. Также выявлено сорок новых территорий, в том числе в центральной части города, вид разрешенного использования которых значился «под строительство многоквартирных жилых домов и коммерческой недвижимости». Сейчас в работу запущены нормативно-правовые акты, которые позволят изменить их вид разрешенного использования на «территории общего пользования». Таким образом городом найдены и закрепляются участки, которые станут зелеными зонами.

Одна из болевых точек Сочи — самовольное строительство и дольщики. Как решаются эти вопросы?

— Очень тяжело по-человечески понимать тех людей, которые вложили деньги в жилье в Сочи, а из-за недобросовестности застройщика не могут в него въехать. Это очень серьезная ситуация. С начала года мы ввели в эксплуатацию три дома, до конца года будет введено еще шесть домов, а это тысяча семей, которые наконец получат свои квартиры. У нас останется шестнадцать объектов, которые нужно достроить и ввести в эксплуатацию. Хуже обстоят дела с незаконным жильем — самостроями, которые на землях ИЖС превратились в высотки: они физически не могут выполнить требования безопасности, чтобы люди там проживали. Сегодня в производстве у судебных приставов находится 499 постановлений о сносе. Уже сносим крупные объекты. Это не одноэтажные здания — это дома по шесть, а то и десять этажей. Например, недавно было снесено девятиэтажное незаконное здание в Красной Поляне. На законодательном уровне уже утвержден запрет строительства в пятисотметровой зоне от моря. Но главное в деле борьбы с самостроями — пресечение. На законодательном уровне утверждено разрешение строительства частного дома площадью не более пятисот квадратных метров. В городе создана комиссия из представителей администрации, прокуратуры, общественников, ТОСов, депутатов, которые постоянно мониторят ситуацию. Приобретена и техника, она позволяет следить за объектом еще на стадии котлована.

Сегодня в России подводятся предварительные итоги выполнения нацпроектов. Как обстоят дела с этим в Сочи? В частности, интересует вопрос ремонта автомобильных дорог.

— Для каждого муниципалитета национальные проекты — точка опоры и возможность сделать жизнь города лучше. В соответствие с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Сочи вплоть до 2024 года ежегодно выделяется 830 миллионов рублей. Средствами краевого и городского бюджета мы увеличиваем эту цифру до одного миллиарда 200 миллионов рублей. В рамках этого года отремонтировано 85 километров дорог, это примерно четверть всех трасс нашего города. Если всё будет идти в плановом режиме, то до 2024 года все дороги Сочи будут отремонтированы. Есть серьезный проблема: заторовая ситуация. Было принято решение сделать пять надземных пешеходных переходов на участке Лоо — Якорная Щель, чтобы проходная способность и безопасность увеличились. Средства нацпроекта распределяются равномерно по всем районам города, часть идет по сельским поселениям, где никогда не было никаких дорог.

А как насчет морского сообщения? Кажется, неплохая альтернатива автомобильному транспорту.

— Из ближайших задач — к маю 2021 года запустить морское такси. Это будет не только визитная карточка нашего города, это удобство для сочинцев и гостей. Однако необходимо понимать, что морское сообщение — это бизнес-подразделение. Должен быть оператор, который будет организовывать перевозки, заниматься портопунктами, пирсами, подъездными путями. Уже есть три претендента, один из них — компания из Санкт-Петербурга, которая занимается водными перевозками в городе на Неве. Сейчас все претенденты готовят бизнес-модель. Для нас главное, чтобы оператор был с надежной, чистой историей. Как только будет принято решение, сочинцы узнают об этом первыми.

Кажется, Сочи вновь ждет грандиозная стройка. Расскажите, пожалуйста, о проекте «Жемчужина России», в котором участвует курорт.

— «Жемчужина России» — масштабный проект, в который вошли два города — Сочи и Волгоград. В дальнейшем опыт его реализации будет распространен на другие города страны. Что входит в этот проект? Полное восстановление сетей водоснабжения, водоотведения и запуск всех очистных сооружений. Все эти системы были заложены в городе еще в пятидесятых годах прошлого века, и сегодня они истощены на 85 процентов. К тому же за последние семь лет население города Сочи выросло на двести тысяч человек. Основная задача сейчас — определить фронт работы, ведь большинство сетей находятся под землей и не видны. Специалисты «Водостока» уже очистили 275 километров ливневых канализационных систем. Еще около двухсот километров сетей не имеют хозяина — город будет брать их на свой баланс. А еще есть колодцы — их более двух тысяч. Поэтому первое, что необходимо сделать,— разработать проектно-сметную документацию, чтобы мы понимали, где и что сделать, за какой счет, с помощью каких подрядных организаций. «Жемчужина России» — это очень большой проект, настоящий вызов для команд ЖКХ, ранее таких масштабных работ в стране еще не проводилось. В него будут вложены большие средства из федерального и краевого бюджетов.

Часть Сочи была выделена в отдельный город Сириус. Что это значит для горожан и гостей курорта?

— В марте 2020 года на сессии Городского собрания Сочи поселок городского типа Сириус получил новый статус и стал новым городом. Ни жители, ни гости никакой разницы не почувствуют, никаких заборов не появится. А для нас это будет подспорье: содержание Олимпийского парка, олимпийских объектов перейдет к федеральному бюджету — высвободившиеся деньги мы направим на проблемные вопросы нашего города. Естественно, мы будем активно взаимодействовать с Сириусом. Основная задача — совместное участие во всех программах по улучшению инфраструктуры.

Алексей Сергеевич, спасибо за интересное интервью. В заключение позвольте личный вопрос. Как отдыхает мэр главного российского курорта?

— Времени на отдых мало, но если оно появляется, то провожу его, занимаясь спортом и семьей.

Ирина СИЗОВА