Выпуск №93 (4796)

Свежий выпуск

27 ноября 2020

Человек эпохи, человек-эпоха

Двадцать седьмого мая профессор кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, почетный дорожник России, заслуженный дорожник Кубани Константин Александрович Дараган отметит 90-летний юбилей.


Те, кто знают этого легендарного человека — коллеги по автодорожной отрасли Кубани и России, ученые, его многочисленные ученики и соратники, тут же скажут, что возраст в данном случае — показатель только опыта и мудрости, но вовсе не физического состояния этого деятельного, красивого, по-спортивному подтянутого человека. Потому что своей энергией и работоспособностью Константин Александрович и сегодня зажигает всех, кто его окружает. И по сей день он участвует в принятии решений по делам государственной важности, касающимся строительства автодорог и мостов.


Он — непререкаемый авторитет, пример высокой гражданской позиции. Успешный руководитель, стратег и организатор, с 1973 по 1984 год он возглавлял Краснодарский политехнический институт (предшественник КубГТУ) и вывел его на передовые позиции по всем направлениям. Ученый, создавший научную школу по армоцементам и воспитавший несколько десятков достойных последователей, работающих в дорожной отрасли не только Краснодарского края и Адыгеи, но и всей России. Профессионал высочайшего класса, он и сегодня участвует в обследовании титульных мостов края. Был одним из экспертов по согласованию проектных решений Крымского моста.


Он талантливый педагог, давший сотням своих воспитанников путевку в жизнь: многие активисты-комсомольцы КубГТУ, начинавшие путь при Константине Александровиче, сегодня в руководящем составе технологического университета. И человек он с большой буквы, в правилах которого уважительное отношение к людям независимо от должностей и званий.


По сегодняшним дням кому-то может показаться странным, что человек такого масштаба не стал обладателем престижных материальных благ — обычная квартира в пятиэтажке прошлых лет. И наград, прямо скажем, у него немного, если исходить из исторического значения его вклада в развитие вуза, Кубани и страны. Но таков Дараган — интеллигентный и благородный. Личные почести никогда не были для него самоцелью. Он — человек эпохи и сам человек-эпоха, для которого важнейшим был успех общего дела. Всегда и во всём он умел добиваться лучшего результата и никогда не работал вполсилы.


А главной своей заслугой считает то, что верой и правдой служил и служит своему Отечеству, что сотни его выпускников и последователей сегодня добросовестно работают и могут, как и он, прямо смотреть в глаза людям, не стыдясь за сделанное. Константин Александрович всегда ведь старался передать своим ученикам то самое уважение к настоящим человеческим ценностям, которым ни он, ни его замечательная супруга и соратник по работе Нина Сергеевна, с которой они вместе уже 66 (!) лет, никогда не изменяют. Возможно, во всём этом и состоит секрет уникального деятельного долголетия?!


Попробуйте, если сможете! А Константину Александровичу мы от всей души желаем продолжать в том же духе: быть в гуще событий рядом с теми, кто хочет и может созидать.


И примите поздравления от некоторых из них.


Владимир Лобанов, президент КубГТУ, председатель совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, ректор КубГТУ с 2007 по 2017 год, выпускник вуза:

— Время руководства вузом К. А. Дарагана — с 1973 по 1984 год — стало эпохой динамичного развития Краснодарского политехнического института (предшественник КубГТУ). Именно Константин Александрович начал осваивать территорию на ул. Московской, на которой прежде располагался старый ипподром. Было построено два жилых дома для преподавателей, два общежития, комбинат общественного питания. В корпусе на ул. Красной были расширены площади, там появился центр ЭВМ, актовый зал. Были выполнены все строительные работы при возведении главного корпуса на ул. Московской. Реконструирован корпус на Красной, 166, куда перевели строительный факультет.

Стратегическое мышление Константина Александровича проявилось и в расширении направлений обучения в вузе. В 1976 году был открыт факультет оборудования и автоматизации пищевых производств, а двумя годами позже — автодорожный факультет для подготовки так необходимых краю специалистов путей сообщения. Появляются новые выпускающие кафедры и лаборатории. В это время получает бурное развитие научное направление. И что очень важно было для вуза, удалось выстроить тесное взаимодействие с производством в рамках заключения и выполнения хоздоговорных работ. Этот пример потом на вооружение взяли другие вузы, а связь КубГТУ с производством по сей день является сильным звеном развития университета.

Многие добрые традиции были заложены в бытность Константина Александровича ректором, и одна из них — работа с кадрами. Взять, к примеру, тот факт, что сегодня в руководстве вуза целая плеяда комсомольцев-активистов, которые начинали при нем, в том числе и я. Ведь тем, что я остался в вузе, я обязан именно Константину Александровичу. Не было мест в аспирантуре, но, благодаря воле ректора, всё для меня сложилось удачно, и с тех пор моя жизнь неразрывно связана с альма-матер.

В заключение хотел бы сказать о том, что за все сто лет деятельности Кубанского государственного технологического университета наш вуз получил две высшие государственные награды: орден Трудового Красного Знамени, который был вручен в 1980 году, при ректоре К. А. Дарагане, и премию правительства Российской Федерации в 2016 году, когда я работал на этом посту, чем очень горжусь, потому что данный факт является показателем преемственности поколений в нашем вузе.

Уважаемый Константин Александрович, вы — человек-эпоха, человек, который так много сделал для нашего вуза, для Кубани, для нашего Отечества. Спасибо и долгих-долгих вам лет жизни!

Андрей Коновалов, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, выпускник автодорожного факультета КубГТУ 1998 года:

— Константин Александрович преподавал у меня на последних курсах — читал лекции по мостам и транспортным сооружениям. Казалось бы, ректор — высокий начальник, но он всегда говорил с нами как с равными и никогда не ставил целью наказать, поставив плохую отметку. Главным для него было донести до каждого понимание предмета, проникновение в него. Не знаю, как ему удавалось, но очень серьезный материал, а эта дисциплина в дорожной отрасли считается наиболее сложной, воспринимался достаточно легко. Всё было понятно, доходчиво, с массой дополнительной информации, большинство из которой он приводил из собственного опыта, в том числе и практического. Он ведь с красным дипломом окончил в свое время знаменитый Харьковский автодорожный институт, там увлекся темой мостостроения и с тех пор совершенствовался в ней. На самом деле это огромное счастье, что Константин Александрович приехал к нам в край и сделал всё возможное для пропаганды здесь автодорожных специальностей, для развития нашей отрасли.

Среди моих однокурсников немало тех, кто сегодня работает на ответственных должностях в отрасли: Алексей Борисов из Армавира возглавляет «Уралуправтодор» в Екатеринбурге, Владимир Пивовар — заместитель руководителя Упрдор «Тамань», Евгений Лях — главный инженер Лабинского ДРСУ, Михаил Сидоренко — начальник участка ДСУ-1 и другие.

Хочу от имени всех поздравить с замечательной датой нашего гуру дорожной отрасли. Уважаемый Константин Александрович! Неиссякаемой вам энергии и удовлетворения от результатов общего дела в нашей дорожной отрасли. Спасибо, что вы с нами!

Александр Немна, генеральный директор Красноармейского ДРСУ, учился на автодорожном факультете КубГТУ с 1995 по 2000 год, был студентом группы мостовиков №103:

— Я поступил в КубГТУ на автодорожный факультет сразу после школы. Константин Александрович Дараган, в то время завкафедрой транспортных сооружений, преподавал нам профильную дисциплину. Помню его всегда воодушевленным, влюбленным в свое дело. Высокий, элегантный, академического вида, он вселял уважение нам, студентам, своими знаниями и отношением к нам, молодежи. Никакого снобизма, назиданий, давления мы не ощущали — только доброжелательность и желание передать нам все тонкости сложной и ответственной профессии. Стол у него всегда был завален чертежами. Даже разговаривая с нами, студентами, он мог что-то чертить, рисовать, заинтересовывая исследовательской работой. Прошло двадцать лет, но я отчетливо помню, как он, выведя нас на мост по ул. Садовой, обратил наше внимание на нехитрое вроде бы изобретение, на профессиональном сленге называющееся «слезник» — от слова «слеза». Это когда в нижней части тротуарного блока сделана продольная борозда, не позволяющая каплям воды попадать на балку моста и тем самым оказывать вредное воздействие на конструкцию. Запомнились его интересные рассказы о Кубе, где он работал пять лет. О том, как там строили корабли из бетонной штукатурки: делали арматурный каркас, штукатурили, затем покрывали краской — и такая обшивка служила не хуже привычной металлической. Изобретение это широко распространено на рыболовецких судах Кубы, поскольку на острове нет металла…

Хотел бы отметить его супругу Нину Сергеевну. Она тоже была у нас прекрасным преподавателем по автодорожным строительным конструкциям. Даже те, кто не особенно утруждал себя знаниями в их сложных дисциплинах, их занятия не пропускали. Было понятно и интересно, потому что их лекции не были обычным книжным изложением, а были наполнены творчеством, каждый раз содержали изюминку, интересный факт, информацию, которую и сегодня я, как и многие мои однокурсники-дорожники, с пользой использую в работе. Думаю, что этим замечательным, щедрым душой людям Господь не зря даровал долгую красивую жизнь. Я очень рад, что Константин Александрович и Нина Сергеевна Дараган (фамилия тоже, возможно, от слова «дар»?!) и сегодня в строю, являя пример созидателей, людей, не изменяющих истинным человеческим ценностям независимо от политических перемен.

Здоровья им и неиссякаемой энергии. И спасибо за всё, что они сделали для меня и выпускников моего родного факультета.

Владимир Левченко, генеральный директор ООО «Веста», выпускник автодорожного факультета КубГТУ 2008 года, окончил его с красным дипломом:

— Константин Александрович — настоящий энтузиаст своего дела, для которого профессия — это и дело его жизни, и хобби, и вся его суть. Кажется, он знает о мостостроении всё, что было, есть и может быть. Вот уж о ком можно сказать, что старость его дома не застанет! Признаться, язык не поворачивается говорить о нем как о столь возрастном человеке. Это не про него, потому что и по сей день он энергичен, всегда готов прийти на помощь.

Есть такая категория людей, которые сверхответственны и если что-то делают, то по самым высоким стандартам — лучше не бывает. Такой и Константин Александрович. Но при этом он никогда не подавлял нас, студентов, своим авторитетом, с уважением относился к каждому. Никогда не повышал голоса, но говорил убедительно, по-отечески тепло. Мы не позволяли себе как-то подвести Константина Александровича именно потому, что он был для нас примером чести и благородства. Он всегда был доступен для общения и, как нам казалось, первым приходил на работу и последним уходил. Он никогда не делал себе поблажек, приучал нас к дисциплине, считая ее важной составляющей успешной работы инженера-дорожника. Этим правилам жизни Константина Александровича я и сегодня стараюсь следовать в своем трудовом коллективе.

Хочу от всей души пожелать Константину Александровичу здоровья, оптимизма и той немеркнущей искры любви к жизни, которая передается и окружающим его людям, в том числе и нам, его многочисленным последователям.

Сократ Зделов, опыт работы в дорожной отрасли — 42 года, окончил КПИ по профильной специальности в 1977 году:

— Я счастлив, что судьба подарила мне знакомство с таким выдающимся человеком, как Константин Александрович, и горжусь тем, что сегодня меня связывают с ним близкие отношения.

До сих пор помню защиту своей дипломной работы. В комиссии председательствовал Константин Александрович, и я так волновался, что не мог полностью раскрыть тему работы, хотя серьезно готовился. Но когда объявили оценку и я увидел за внешней строгостью доброжелательный взгляд Константина Александровича, то понял, насколько это умный и добрый человек.

В то время я не мог и мечтать, что судьба сблизит меня по работе с Константином Александровичем. Как настоящий эрудит и знаток дорожной тематики, особенно в мостостроении, он оказывал и продолжает оказывать неоспоримую помощь в развитии дорожной отрасли края. Ежегодно принимая личное участие в обследовании мостов и путепроводов, он помог создать базу данных, позволившую планировать ремонты и сохранять в безаварийном состоянии более пятисот сооружений на дорогах не только Краснодарского края, но и Республики Адыгея. Можно привести много фактов практической помощи дорожникам со стороны Константина Александровича. И, конечно, нельзя не вспомнить о том, что именно он, получив разрешение на союзном уровне, организовал автомобильно-дорожный факультет при КПИ, который за более чем сорок лет выпустил свыше пяти тысяч специалистов дорожной направленности. Большинство из них трудится в отрасли на территории всей страны, немало среди них тех, кто занимает солидные должности. За всё это мы, его ученики, благодарны Константину Александровичу.

Хочу от всей души поздравить его с замечательным юбилеем и передать поздравления от многочисленных выпускников, в том числе от Хизира Гиссовича Гусарука, Анатолия Лебедя, Валерия Перепелицина, Николая Клименко, Виктора Степанца. Здоровья вам и всем вашим близким!

Владимир Кужель, начальник ФКУ «Упрдор „Черноморье”», выпускник первого набора автодорожного факультета КубГТУ, окончил вуз с красным дипломом:

— Еще до поступления в Краснодарский политехнический институт я слышал о том, что ректор КПИ К. А. Дараган является признанным специалистом в мостостроении, что он приехал в Краснодар из Хабаровского политехнического института, что он занимался испытанием мостовых сооружений в Хабаровском крае, Магаданской области, на Чукотке. Я решил стать дорожником, и, к моему счастью, в КПИ как раз в этом 1978 году был открыт автодорожный факультет — по инициативе Константина Александровича, куда я и поступил.

Вспоминаю студенческие годы как не просто приятную пору в жизни, а прежде всего очень плодотворную — время, когда я и мои однокурсники получили отличное профессиональное образование. У нас было пять групп. Поток составлял 127 человек. Константин Александрович читал у нас лекции по мостам и транспортным сооружениям. Мы не испытывали чувства страха, когда ректор входил в аудиторию. Константина Александровича отличали интеллигентность и стать спортивного человека. (Это потом я узнал, что он в свои студенческие годы серьезно занимался спортом, играл в волейбольной команде. А его супруга, Нина Сергеевна, преподававшая у нас «поэму о камнях», так мы между собой называли ее лекции о дорожных стройматериалах, была чемпионкой Украины по плаванию.)

Удивительные люди, они очень умело поддерживали в нас огонь интереса к профессии, жизни, увлекали исследовательской работой. Хорошо помню, что Константин Александрович никогда не повышал голоса, но был безжалостным к тем, кто пытался обмануть.

После окончания института мне неоднократно приходилось с ним встречаться на разного рода мероприятиях — семинарах, встречах чисто по практическим вещам. Ведь он очень много ездил на обследования мостов и, помню, начиная с 1999 года, в то время я начал работать в «Краснодаравтодоре», в сложных ситуациях, требующих нестандартного решения, я с коллегами обращался к Константину Александровичу.

В 2014 году в числе ведущих специалистов Краснодарского края профессор К. А. Дараган был введен в состав экспертного совета при научно-техническом совете Государственной комиссии Федерального дорожного агентства по оценке инженерных изысканий и технико-экономического обоснования строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Он лично принимал участие в обследовании береговых территорий и в выборе места транспортного перехода. В результате всестороннего анализа обширных материалов был предложен вариант мостового, а не тоннельного перехода через Керченский пролив. Работа была успешно завершена в срок и передана правительству РФ для принятия окончательного решения. Как мы знаем, мост был открыт в мае 2018 года.

Знания и опыт Константина Александровича востребованы и сегодня. Наряду с практической работой по обследованию мостов он преподает студентам КубГТУ такие важные дисциплины, как «Мосты и транспортные тоннели», «Инженерные сооружения в транспортном строительстве», «Диагностика транспортных сооружений», «Основы расчета конструкций транспортных сооружений». Несмотря на возраст, он в строю.

Можно только удивляться его феноменальной памяти: как-то приезжаю на защиту дипломов его кафедры, а он меня встречает и рассказывает: «Тут твой однокашник заходил…» И называет фамилию, добавляя: «Какой молодец был…» Представляете, прошло более тридцати лет, а он помнит, с кем я учился… Уникальный человек. Его стаж в отрасли — 66 лет, и слава Богу, что он дает Константину Александровичу здоровье и возможности — абсолютно по заслугам.

Кстати, сегодня у нас в Упрдор «Черноморье» работают 29 выпускников Дарагана — из 144 человек. Причем это люди разных выпусков, среди которых и потомственные дорожники, и новички. Есть и те, кто приехал к нам из других регионов. И они — вот вам народная слава! — тоже знают о Константине Александровиче как о редком специалисте и замечательном человеке.

Поздравляя Константина Александровича с юбилеем, хочу поздравить и его замечательную Нину Сергеевну. Хочу пожелать им жить долго, излучая тот самый свет жизнелюбия и благородства, которого так сегодня недостает в обществе. Спасибо за неравнодушие к нам, ученикам, и за доверие, которое помогло состояться в жизни многим из нас.

Иван Буряк, профессор кафедры истории и философии, председатель совета ветеранов КубГТУ:

— Уже много лет меня с Константином Александровичем связывают дружеские отношения. С тех пор, как он приехал в Краснодар, был завкафедрой, проректором, потом ректором, уехал работать на Кубу и через пять лет вновь вернулся в вуз. А я в то время был зампредседателя парткома по идеологии, и мы — и преподаватели, и студенты буквально жили жизнью вуза.

Константин Александрович всегда был человеком активной позиции. В Харьковском автомобильно-дорожном институте он вел общественную работу, был бойцом студенческих отрядов, работал на целине, выступал за сборную команду института по волейболу. В это время он вел серьезную научно-исследовательскую работу, в 1964 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблемам мостостроения. Потом вместе с семьей — женой Ниной Сергеевной и детьми Ириной и Алексеем переехал в Хабаровск. Там очень эффективно проявил себя в должности проректора по науке. Его талант и успехи были замечены МВиССО, и Константину Александровичу было сделано предложение переехать в Краснодар и возглавить Краснодарский политехнический институт.

Шестого сентября 1973 года он был назначен ректором КПИ. Перед ним была поставлена задача: в эпоху научно-технического прогресса обеспечить подготовку инженерных кадров для развивающейся индустрии Кубани. Благодаря таланту организатора, необычайной трудоспособности, коммуникабельности Константин Александрович выводит вуз в передовые. Идет полным ходом стройка, значительно шагнуло вперед научное направление, налаживается связь с производством, много внимания ректор уделяет воспитанию молодежи. Несмотря на занятость в вузе, Константин Александрович берет на себя руководство Краевым обществом советско-вьетнамской дружбы и Краевым обществом книголюбов Кубани. В те годы удалось открыть более четырехсот библиотек в сельских населенных пунктах края, и люди по-настоящему радовались этим событиям. С 1986 года его командируют на пять лет на Кубу в качестве советника при Министерстве высшего образования Кубы. И там Константин Александрович начинает активно сотрудничать с Гаванским политехническим институтом по разработке армоцементных конструкций.

Потом он возвращается в КПИ заведующим кафедрой транспортных сооружений и снова вокруг себя собирает талантливых, перспективных, работоспособных молодых людей, которые вырастают в высококлассных специалистов.

Между тем не могу не заметить, что в Константине Александровиче очень гармонично уживаются реалист с романтиком. Этакий Дон Кихот — он чем-то даже напоминает его внешне — сосуществует с целеустремленным Павкой Корчагиным. Если бы вы слышали, как прекрасно он поет народные песни, подыгрывая на баяне, как умеет разрядить любую ситуацию острой шуткой, добрым словом! В этом жизнелюбии весь Дараган — мудрый, талантливый, деятельный, замечательный.

Сегодня, как и всегда, Константин Александрович болеет душой о родном вузе, его высоком авторитете и имидже. Он продолжает научно-педагогическую деятельность и общественную работу в совете ветеранов, возглавляя учебно-воспитательную комиссию, уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи.

Хочу пожелать Константину Александровичу и дальше так держать, не сдавать позиций. Без сомнений, его имя является гордостью КубГТУ, Кубани и России.

 

Елена НАЗАРОВА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение