Директор ООО «Автодордиагностика» Карен Григорян рассказал о развитии дорожной отрасли Кубани

Кубань обладает одной из самых разветвленных дорожных сетей в России, а о ее качестве свидетельствуют высокие места в различных рейтингах и отзывы жителей и гостей нашего региона.

Проезжая по транспортным артериям, мы редко задумываемся о том, что современная дорога является высокотехнологичным продуктом, квинтэссенцией науки, производства и огромного труда всех участников дорожного строительства и эксплуатации автомобильных дорог. И особое место в этом сложном механизме занимают проектировщики. О них редко говорят и еще реже пишут. Но именно плод работы проектировщика является незыблемой основой качественного строительства и ремонта дорог. Эти специалисты обладают способностью анализировать прошлое, брать из него лучшее и создавать будущее, привнося в каждый проект современные новации, чтобы мы могли комфортно и безопасно добраться из пункта А в пункт Б.

В беседе с директором ООО «Автодордиагностика» Кареном Григоряном удалось посмотреть под иным углом зрения на дорожную отрасль Кубани: от ретроспективы до перспективы.

Жить и строить

— Карен Нерсесович, ваше предприятие было основано в декабре 1990 года. То есть ООО «Автодордиагностика» прошло все этапы новейшей истории дорожной отрасли России.

— Наше предприятие было и остается частью системы дорожной отрасли Кубани. А дата регистрации Малого производственно-внедренческого предприятия (МПВП), как мы тогда назывались,— декабрь 1990 года — говорит сама за себя. Страна входила в этап исторических преобразований, которые полностью изменили не только дорожную отрасль, а буквально всё — от экономики до идеологии.

На самом верху решили, что мы теперь будем жить по-другому, и, по сути, необходимо было реорганизовать прежнюю систему. Новое только предстояло построить, и заниматься этим пришлось регионам. Кубани в этом плане очень повезло, потому что у нас были высококлассные специалисты, не только обладающие богатым производственным опытом, но и умеющие мыслить стратегически. Один из них — Олег Константинович Безродный.

В 1991 году он возглавил «Краснодаравтодор» и стал активно выстраивать систему. Кто помнит то время, прекрасно понимает, каких усилий это стоило. Ведь советская государственная структура отрасли практически прекратила свое существование. Механизмы финансирования, контроля денежных средств и качества было необходимо создавать заново, опираясь на постоянно меняющиеся законы в условиях жуткой инфляции.

Чтобы решить все эти вопросы, Олег Константинович инициировал создание профильных предприятий, которые стали каркасом новой системы. Одно из таких — ООО «Автодордиагностика». Мы занимались сбором информации, анализом, статистикой. Эти данные изучались, и на основании полученных выводов предлагались определенные решения, которые помогали выстраивать процесс в масштабах всего края. Прежде этим занимались государственные институты, но в тот период это пришлось делать нам, региональным структурам. Мы в том числе пробовали внедрять новые методы и подходы в дорожном хозяйстве — оттуда и слово «внедренческое» в нашем первоначальном названии.

— За годы деятельности ваше предприятие несколько раз меняло название. С чем это связано?

— Менялись требования закона — приходилось меняться и нам. Суть, конечно, оставалась прежней, но эти перипетии тоже являются частью нашей истории. И в ней, даже в тот период дикого капитализма, есть очень знаковые достижения. Например, в 1996 году сеть автомобильных дорог Кубани была признана лучшей в России. Только вдумайтесь: не столица, не Московская область, а региональная сеть автомобильных дорог Краснодарского края. Это результат труда всех дорожников Кубани того времени, но особенно стоит отметить, конечно, людей, которые смогли в кратчайшие сроки создать новую эффективную систему. Тогда был сдан важнейший экзамен для нашей отрасли.

Огромный опыт, полученный, так сказать, в стрессовых условиях, сегодня можно считать серьезным активом. Дорожная отрасль Кубани развивается и показывает хорошую динамику на уровне страны. Об этом я могу говорить, так как с 1990 года и по настоящий момент ведем учет всех дорожных работ в крае. Мы можем в любой момент посмотреть: что, где и когда было сделано. Это помогает нашим руководителям дорожного хозяйства планировать дорожно-ремонтные мероприятия, оценивая состояние автомобильных дорог края, и разрабатывать программу действий на перспективу.

Внедряя лучшее

— Сегодня «Автодордиагностика» является одним из проектных предприятий дорожной отрасли края. Что стало причиной расширения спектра деятельности, ведь изначально вы занимались только учетом, анализом и внедрением?

— Как я сказал, мы являемся частью большой системы. И наша главная цель заключается в том, чтобы дорожная отрасль Кубани работала эффективно. Поэтому в 2004 году по инициативе Кима Хазретовича Нехая, который в то время возглавлял «Краснодаравтодор», мы занялись проектированием ремонта дорог. Это огромный пласт работы.

Например, сейчас перед кубанскими дорожниками стоит задача по ремонту 500—600 километров дорог ежегодно. Естественно, такая нагрузка отражается и на нас.

Нельзя обойти стороной и тот аспект, что требования к качеству дорог постоянно растут. Этот процесс начался не вчера и вряд ли когда закончится. И наши дорожники всегда в числе первых внедряют в производство передовые технологии и другие новации.

— Можно на примерах?

— В 2004 году, когда экономика страны начала подниматься с колен, мы задумались о технологиях. В середине девяностых главный акцент был сделан на качестве применяемых материалов, и, надо отдать должное, совместными усилиями это было успешно реализовано. Теперь пришло время идти дальше. Скоростной режим автомобильного потока и нагрузка на ось возросли — необходимо было создавать соответствующие дорожные условия для них. Для этого потребовалось поэтапно приводить в соответствие с нормативными документами продольный и поперечный профиль дороги, чтобы движение даже на высоких скоростях было комфортным и, следовательно, безопасным.

Сделать это имеющейся на тот момент техникой было невозможно. Тогда мы изучили все предложения на рынке и в итоге руководством было принято решение приобрести за счет дорожного фонда двухметровую фрезу Wirtgen. А мы приобрели электронный роботизированный тахеометр Trimdle ATS с панелью управления Trimdle ACU, чтобы этот комплекс оборудования использовался в системе трехмерного проектирования BladPro 3D. Это была настоящая революция для дорожников.

На дороге Краснодар — Ейск, на границе Брюховецкого и Тимашевского районов, провели первые испытания. Они показали, что приобретенный комплекс работает в полном соответствии с заявленными характеристиками. На это чудо приехали посмотреть все дорожники во главе с Кимом Хазретовичем Нехаем.

Сегодня такая техника есть практически на всех дорожных предприятиях, даже небольших. Это к слову о внедренческом направлении нашего предприятия.

Новые задачи

— Сегодня государство требует прокладывать дороги такого качества, чтобы межремонтный период увеличился с шести лет до двенадцати. На ваш взгляд, это посильная задача?

— На вновь проложенных или капитально отремонтированных дорогах — да. При проектировании эти параметры изначально закладываются согласно нормативным документам. А те дороги, которые проложены ранее и на которых осуществляется только ремонт, вызывают много вопросов. Интенсивность и характер транспортного потока на автомобильных дорогах существенно изменились. Доля большегрузных автомобилей увеличилась и, следовательно, динамическая нагрузка возросла. Понятно, что указания сверху надо находить способы выполнять, используя современные технологии, а не обсуждать. Но существует объективная реальность, которую необходимо учитывать. Ведь осталось еще достаточно дорог, которые проложены по старым нормативам и капитально не ремонтировались. А для этого требуется некий переходный период и финансовые ресурсы. Поэтому в данном вопросе я за поступательное движение к цели.

— Кстати, о большегрузах. В беседах с дорожниками очень часто звучит мнение о том, что именно они являются главной причиной преждевременного износа полотна. В свою очередь транспортники себя виноватыми не считают. На ваш профессиональный взгляд, насколько эта проблема масштабна?

— Скажу так: система весового контроля — это серьезная задача, которая стоит на повестке дня государства, а не только дорожной отрасли.

Проектировщик работает с нормативными документами, которые четко определяют эксплуатационные характеристики объекта. Дорожники строго в соответствии с проектом ремонтируют или прокладывают дорогу. Контролирующие органы следят за качеством работ и материалов. Все параметры выдержаны. А через некоторое время на отремонтированной или вновь проложенной дороге появляется колея. И первое, что приходит на ум автолюбителю, когда он это видит,— недобрые слова в адрес дорожников. Так и получается, что требования к качеству постоянно растут и мы их исполняем, а в плане контроля за сохранностью дорог ситуация остается неизменной. Невозможно решить проблему, если не устранить самый разрушительный фактор — ненормативную нагрузку на ось транспортного средства. А решение — ощутимо наказывать рублем.

— Еще одной наиболее острой проблемой в отрасли дорожники называют нехватку квалифицированных кадров. Проектировщиков это тоже касается?

— Чтобы стать главным инженером проекта, специалист должен проработать на этой стезе лет десять. У нас такие профессионалы есть. Но проблема в том, что новых специалистов катастрофически мало. Достаточно сказать, что в этом году в крае по специальности «дорожное строительство» окончили вуз всего около десяти человек. Это на всю отрасль! При этом нет никаких гарантий, что ребята придут работать на дорожные предприятия или к нам.

Необходимо принимать экстренные меры по привлечению в отрасль молодых людей. Сегодня Союз дорожников Кубани, в который мы входим, очень много делает для популяризации нашей профессии. Но этих усилий явно недостаточно. Нужна государственная политика в продвижении дорожной отрасли как перспективного и почетного направления для молодежи. Пока этого нет.
Еще один аспект — качество образования. Я не сторонник безоговорочно восхвалять советскую систему. В ней тоже было много недостатков, один из них — отрыв теории от практики. Нам давали фундаментальные знания, позволяющие самостоятельно повышать свой уровень. Сейчас же к нам приходят выпускники вузов, которые хотят познать тонкости профессии, но не имеют базовых основ. Считаю, что события, происходящие сейчас в системе высшего образования, необходимо использовать для формирования новой системы обучения, которая возьмет лучшее из советского прошлого и современности. Но самое главное, надо извлечь урок и объединить теорию и практику. Ребята должны учиться на самой современной технике, а не на устаревших образцах. Эту задачу должны на себя взять производственники, которые в первую очередь заинтересованы в квалифицированных кадрах.

Дорожная отрасль — это один из флагманов экономики. Так было, так есть, так будет. Но чтобы дороги Кубани стали еще лучше, нужно работать на перспективу. В первую очередь — в плане подготовки молодых специалистов. В них наше будущее.

Автор текста: Игорь Прилукин