В Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошло совещание по вопросу применения строительных материалов и конструкций при дорожном строительстве с учетом новых тенденций.
Чтобы требования совпадали с возможностями
Новые стандарты на инертные материалы и асфальтобетон для прокладки и ремонта дорог, вступившие в силу в этом году, требуют кардинального изменения подходов к формированию госзаказа и организации производственного процесса их приготовления. Это практически как новая жизнь, потому что требования по новым стандартам высокие как для производителей материалов, так и для широкого круга подрядных организаций, выполняющих госзаказ на объектах дорожной отрасли края и федеральных структур.
Для производителей материалов это прежде всего перевооружение производств, приобретение и монтаж дополнительных линий дробления и разгрохотки, поиск инвестиционных средств для финансирования дополнительных затрат и т. п. Нужны прозрачные ориентиры требуемых объемов новых материалов от заказчиков по номенклатуре, срокам и объемам потребления. То есть нужна комплексная оценка рынка для обоснования новых инвестиций в развитие производства.
Для заказчика дорожных работ — Минтранса края и федеральных структур, работающих на территории региона, нужно ясное понимание реальных объемов производства материалов с привязкой к местам их реализации для формирования транспортных схем в сметах работ.
Подрядным дорожным организациям, участвующим в конкурсах на дорожные объекты, важна возможность своевременно приобретать материалы по всей номенклатуре. Это понимание является особым и главным условием для подрядчика как в обеспечении должного качества, так и в минимизации рисков превышения фактической стоимости материалов над сметными лимитами.

То есть понятно, что, с одной стороны, ужесточение требований к строительным материалам положительно скажется на качестве дорог. С другой, несмотря на рост цен, дорожники обязаны укладываться в сметы и неукоснительно соблюдать сроки работ. Вот вам и задача: нужно найти баланс! Помните, в одном очень известном фильме герои поднимали тост за то, чтобы желания совпадали с возможностями? В нашем случае всё гораздо сложнее: тут надо, чтобы требования, связанные с нововведениями, совпали с возможностями. И вот для решения столь масштабной задачи Союз дорожников Кубани выступил инициатором встречи, в которой приняли участие руководители профильных ведомств краевой администрации, «Краснодаравтодора», дорожно-строительных организаций и предприятий — производителей строительных материалов.
Новые стандарты
— Темпы дорожного строительства в последние годы беспрецедентны. Наш край входит в число лидеров как по объемам строительства, так и по качеству дорог, что подтверждают и данные авторитетных исследований, и отзывы жителей и гостей Кубани,— начал встречу первый заместитель руководителя Департамента промышленной политики администрации Краснодарского края Владимир Мостовой. — Однако сегодня перед нами поставлена еще одна глобальная задача: строить и ремонтировать по новым стандартам. Безусловно, мы все готовились к их введению, и в этом плане проделана определенная работа: техническая, правовая, организационная. Но остались вопросы, требующие безотлагательного решения. Вместе с тем столь масштабные перемены всегда связаны с трудностями перехода, которые могут негативно сказаться на отрасли в целом и участниках рынка в частности. Эта встреча, я убежден, будет способствовать пониманию каждым общей задачи и поиску пути ее эффективного решения.

Суть нового ГОСТа заключается в том, чтобы еще больше поднять качество дорожного покрытия, увеличить межремонтные сроки и, как следствие, повысить эффективность вкладываемых в отрасль средств. Не скрою, что это потребует дополнительных средств инвестирования в производство материалов и приведет к росту их стоимости.
— Инновационный метод объемного проектирования применяемых материалов — асфальтобетонных смесей, положенный в основу нового ГОСТа, базируется на том, что состав смеси подбирается с учетом климата, нагрузки, геологии и других местных особенностей дорожной сети и особенностей местных материалов. Доказано, что такой подход делает покрытие более устойчивым к абразивному износу, остаточным повреждениям, механическим деформациям и появлению трещин. При этом основное внимание уделяется качеству инертных материалов. Таким образом, необходимы огромные объемы щебня кубовидной формы в соответствии с новым ГОСТом, то есть практически новых материалов. А на сегодняшний момент лишь малая часть предприятий-производителей имеют оборудование, которое способно производить материал, подходящий под новые требования. Это уже привело к дефициту определенных фракций щебня, что повлечет за собой сложности в реализации проектов дорожного строительства и ремонта,— высказал свое мнение руководитель ГКУ КК «Краснодаравтодор» Роман Пономарев. — Кроме того, потребуются коррективы бюджета дорожного фонда ввиду объективно резкого удорожания производства новой номенклатуры щебней и асфальтобетонов.
Проблемы налицо
Генеральный директор ККА «Региональное отраслевое объединение работодателей „Союз дорожников Кубани”» Дарья Чубачук развила тему. Она рассказала собравшимся о том, что при подготовке к данной встрече была получена информация от всех 57 предприятий, входящих в союз, на основе которой был сформирован пакет наиболее значимых проблем. Их несколько.
Во-первых, это отсутствие в достаточном количестве и надлежащего качества инертных материалов узких фракций согласно новым ГОСТам. При этом потребность в инертных материалах новых фракций только для целей ДРСУ (НАО, ГУП КК), по предварительным подсчетам, порядка пятисот тысяч тонн.
Вторая значимая проблема — опасность дефицита инертных материалов в разгар строительного сезона, так как у карьеров, занимающихся выпуском щебня новых фракций, заключены предварительные договоры о поставке с предприятиями федерального уровня, работающими на территории Краснодарского края. А это значительные объемы требуемых материалов.
Далее волнение производственников вызывают логистические проблемы (есть карьеры рядом, нет материала). В-четвертых, по мнению дорожников, это отсутствие прозрачности работы карьеров (нет цен на официальных сайтах или нет сайта вообще, работа ведется через посредника-перевозчика). Среди наиболее значимых проблем также отсутствие в общем доступе списка работающих карьеров, отсутствие со стороны карьеров должного контроля за качеством выпускаемой продукции в соответствии с требованиями ГОСТа, отсутствие однородности поставляемого инертного материала, высокая стоимость инертного материала, что в результате увеличивает себестоимость готовых асфальтобетонных смесей.
А в ответе за всё подрядчик?!
Вице-президент Союза дорожников Кубани Олег Безродный, чей опыт и вес в дорожной отрасли измеряется высочайшим авторитетом среди коллег, заметил, что после корректировок размер дорожного фонда составит порядка 46 миллиардов рублей, и это значительная сумма!

— Только стоит обратить внимание, что непосредственно дорожным предприятиям, которые прокладывают и ремонтируют дороги, из данного объема достанется лишь пятая часть. Большая часть средств пойдет на закупку и доставку основных дорожно-строительных материалов, а также организациям, поставляющим и обслуживающим дорожную технику, оборудование и средства малой механизации, узкоспециализированным субподрядным организациям других отраслей. Дорожная отрасль весьма интегрирована с другими отраслями, оказывает прямое влияние на поддержание широкого круга объемов работ и рабочих мест. И при этом именно на нас ляжет вся полнота конечной ответственности за качество работ и выполнение сроков основного госзаказа,— объяснил ситуацию вице-президент союза. — Подобная ответственность должна предусматривать повышенное внимание к проблемам дорожной отрасли, право на координацию процессов по всей цепочке исполнения госзаказа.
Общеизвестно, что в цене дорожных работ 65 процентов занимают материалы. Это делает значительно ответственными производителей материалов. Но не только в этом дело. Одна из наибольших трудностей заключается в отсутствии прозрачных взаимоотношений между всеми участниками процесса. Например, необходима понятная и прозрачная процедура роста, а зачастую необоснованных скачков цен на основные дорожно-строительные материалы. Этот механизм должен быть четко увязан с возможной и законной корректировкой сметной цены госзаказа без бюрократических процедур и в оперативном режиме. Далее, между производителем щебня и дорожниками есть фирмы, которые занимаются доставкой материала от карьера до объекта строительства. Эта сфера недостаточно прозрачна с точки зрения информативной цены услуг и их изменения, что существенно затрудняет работу. В то же время наши расчеты показывают, что на техническое оснащение под новые стандарты одного среднего карьера для выпуска щебня новых фракций требуется не менее сорока миллионов рублей. Таких средств у большинства производителей нет, и это огромная проблема. И дело не только в дополнительном оборудовании и технике. Под новое оборудование нужны специалисты, дополнительные энергетические мощности и многое другое, что еще более увеличивает стоимость модернизации. Сами карьеры должны иметь достаточный запас отведенных и оформленных участков под увеличенный объем добычи материалов.
Отдельный вопрос для карьеров — сбыт. Предприятию невыгодно производить материал впрок, не зная, когда его купят: хранение очень дорогое. Решить этот вопрос можно грамотным планированием госзаказа с информированием производителей об объемах требуемых материалов и сроках их производства. Дорожное предприятие должно иметь возможность в свою очередь заключить прямой договор с производителем материала с указанием объемов, номенклатуры, сроков поставки материала и быть уверенным, что все пункты будут выполнены четко и вовремя. Требуется комплексная увязка работы государственного заказчика дорожных работ, производителей основных дорожно-строительных материалов и дорожных организаций, исполняющих госзаказ. Указанная работа предполагает создание и поддержание базы данных с программным комплексом, который позволит получать, систематизировать и прогнозировать информацию о потребности рынка в основных дорожно-строительных материалах, а также обоснованно планировать стоимость самого госзаказа на дорожные работы. Только такой подход может гарантировать соблюдение сроков и новых очень высоких стандартов качества.
Идет модернизация
Затем своим видением проблемы поделились руководители предприятий, производящих строительные материалы. В частности, директор АО «Медвежья гора» Елена Канева рассказала, что уже практически завершена модернизация двух из шести карьеров, принадлежащих предприятию. Это обошлось в сто миллионов рублей, однако, по словам Елены Захаровны, только после выхода на проектную мощность они смогут производить до двух миллионов тонн щебня, отвечающего новым стандартам. Вместе с тем нужна своевременная и полная по номенклатуре потребность рынка инертных материалов по срокам их необходимой реализации и в заданных объемах.
Все производители согласились с выводами дорожников и высказали твердое намерение вместе работать над решением задачи.
Решения есть — нужна поддержка
Активное общение длилось около трех часов. За это время все имели возможность высказать свою точку зрения.

— Предлагаю сделать такие встречи регулярными,— взял слово президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко. — Сегодня мы еще раз убедились в том, что в открытом диалоге всех участников дорожного строительства можно решать любые, в том числе и самые сложные вопросы. Отсутствие прозрачности в отношениях невыгодно абсолютно всем. В этой связи предлагаем обратиться к руководству края с просьбой о создании открытой интернет-площадки, на которой будет находиться самая свежая информация по стройматериалам с указанием цен и всех параметров. Также для облегчения финансовой нагрузки на предприятия-производителей при модернизации производства необходима госпрограмма льготного кредитования участников процесса производства материалов и работ.
В то же время уже сейчас понятно, что для выполнения растущего государственного заказа по прокладке и ремонту дорог необходима разработка новых месторождений. В этой связи актуальным выглядит обращение к руководству Департамента промышленной политики Краснодарского края с просьбой о содействии в разработке новых карьеров, продукция которых будет соответствовать всем нормативным требованиям ГОСТа.
Очевидно, что только грамотное планирование дает возможность решать глобальные задачи. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о создании специализированной группы — заказчика «Краснодаравтодора», которая будет координировать весь механизм совершенствования рынка прогнозирования, производства и поставок инертных материалов под госзаказ на дорожные работы края.
Вместе с этим требуется создание централизованной системы координации производства щебня. При государственной поддержке вполне реально своевременное формирование площадок для его приготовления и заготовки, что позволит избежать дефицита инертных материалов в строительный сезон. Ценообразование же в сфере производства инертных материалов обязательно должно формироваться в соответствии с ценами, заложенными в проектно-сметной документации.
Что касается заготовки материалов для дорожных работ, считаем правильным обратиться в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края с предложением предусмотреть возможность проведения торгов за три месяца до начала выполнения работ. Это позволит потенциальным подрядчикам — членам Союза дорожников Кубани — своевременно и по оптимальной цене заключать предварительные договоры о приобретении инертных материалов.

Обращение к губернатору Кубани
Результатом выступления президента ККА РООР «Союза дорожников Кубани» — Александра Карпенко — стало предложение о направлении в адрес губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева обращения участников совещания о необходимости личной поддержки Вениамином Ивановичем (в виде поручения отраслевым министерствам) организации работы по трем основным направлениям. Первое — это устранение всех барьеров по дополнительному выделению земель и переводу их под добычу материалов. Второе — создание цифровой платформы с регулярно обновляемой базой данных и программным сопровождением движения материалов. Третье направление касается включения предприятий по производству инертных материалов в краевые программы льготного финансирования и кредитования.
Это только начало
Цель встречи достигнута: дорожники, производители и власть сформировали общий алгоритм действий. Безусловно, еще очень многое предстоит сделать, эта встреча стала лишь первой в череде последующих. Но именно на этом совещании стало понятно, что прокладывать дороги по новым ГОСТам кубанские дорожники могут, так как привыкли решать задачи, какими бы трудными они ни казались.