Дороги — категория стратегическая

Дороги — категория стратегическая

Проблемы и перспективы развития дорожной отрасли Кубани обсудили в Законодательном Собрании Краснодарского края

Глава парламентского комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель шестнадцатого марта провел расширенное совещание, участники которого рассмотрели вопросы развития автомобильных дорог общего пользования на территории Краснодарского края и меры повышения безопасности дорожного движения. Также на совещании шел разговор о качестве дорожного строительства, изменении ценовой политики в отношении стройматериалов, оттоке из отрасли квалифицированных кадров на уровне края и многом другом.

Важно знать и понимать

По образному выражению Владимира Чепеля, обсудить настоящее и будущее отрасли в малом зале ЗСК собрались «хозяева» всех дорог — федеральных, региональных и муниципальных. В работе приняли участие представители профильного министерства региона во главе с первым заместителем министра Андреем Косьяновым, замдиректора краснодарского территориального управления Росавтодора Андрей Иванов, руководители федеральных структур, работающих на территории края, Упрдор «Черноморье» Геннадий Рыжков и Упрдор «Тамань» Владимир Пивовар, возглавляющий Департамент транспорта и дорожного строительства Краснодара Владимир Архипов, представители Общественной палаты Краснодарского края, Общероссийского народного фронта. Союз дорожников Кубани (СДК) на мероприятии представляла делегация, в составе которой были президент Александр Карпенко, вице-президент Олег Безродный и гендиректор Дарья Чубачук.

Задавая тон дискуссии, Владимир Чепель напомнил, что последние десятилетия развитию автомобильных дорог государство уделяет особое внимание, поскольку от этого напрямую зависит прогресс в национальной экономике, развитие туризма, конкурентоспособность реализуемых товаров и, следовательно, благосостояние людей.

— Необходимо четко понимать, какие неотложные меры следует разработать для поддержки отрасли, а также определить перспективы ее развития, имея в виду долгосрочные и стратегические задачи в этой сфере,— подчеркнул Владимир Чепель, обращаясь к собравшимся.

Стоит отметить, что все аспекты данной темы, от текущего состояния дорожной инфраструктуры до направлений развития сети автодорог в долгосрочной перспективе, на мероприятии были представлены в полной мере. А лейтмотивом дискуссии стал вопрос, так или иначе имеющий отношение ко всем планам и проблемам: что нужно предпринять для эффективной работы отрасли, вопреки санкциям против российской экономики.

Теория и практика дорожного строительства

Общую картину состояния кубанских автомагистралей показали участникам обсуждения представители федеральных корпораций — заказчиков дорожных работ, действующих на территории края. Первым из них слово взял замдиректора краснодарского территориального управления Росавтодора Андрей Иванов. Он подробно и обстоятельно рассказал о проведенной госкомпанией работе по обслуживанию трассы М4 «Дон», упомянув, что в зоне ответственности компании на территории края четырехсоткилометровый участок федеральной автотрассы. В прошлом году компанией был выполнен ремонт почти 72 километров трассы, а в планах на 2022 год капремонт еще 115 километров.

Что касается нового строительства, то по программе на долгосрочный период Росавтодор введет в строй пять объектов, в числе которых участок автодороги в поселке Дивноморском, следующая очередь Дальнего Западного обхода Краснодара и развязка в районе поселка Кабардинка.

В зоне ответственности Упрдор «Черноморье» четырнадцать участков федеральных автодорог на территории края общей протяженностью 981 километр, о чем сообщил участникам совещания директор краснодарского филиала компании Геннадий Рыжков. В прошлом году общий объем финансирования строительно-дорожных работ компании составил 18 миллиардов рублей. В течение трех ближайших лет на эти цели предусмотрено порядка 22,5 миллиарда рублей, из которых одиннадцать миллиардов пойдет на строительство, четыре миллиарда — на капремонт, а 6,6 миллиарда — на содержание дорог.

Как отметил руководитель Упрдор «Тамань» Владимир Пивовар, в задачи компании входит содержание федеральных автодорог, в том числе А290 и А289, а также прокладка нового 117-километрового участка трассы А289, работы на котором планируется завершить в 2024 году. В прошлом году финансирование работ превысило 21 миллиард рублей.

По информации регионального Минтранса, протяженность автомагистралей общего пользования на Кубани сегодня составляет почти девять тысяч километров. В нормативном техсостоянии находится более шести тысяч километров трасс, или 68,7 процента от их общей протяженности. Вместе с тем предусмотрен ремонт шестисот километров дорог. При этом планируемый объем средств дорожного фонда, по словам первого замруководителя краевого Минтранса Андрея Косьянова, в 2022 году составляет порядка 42 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на реконструкцию различных объектов, капремонт дорог и мостов, прокладку новых трасс. В планах дорожников на три года — ремонт 29 дорожных объектов за счет федеральных средств.

Экстренные меры — необходимость

Как отметил президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко, сегодня очень важно знать, сколько километров дорог можно проложить за счет финансирования, но еще важнее определить, кто все эти сооружения будет создавать.

— Планы у федеральных дорожников впечатляющие, и финансированием они подтверждаются,— обозначил свою позицию Александр Карпенко. — Однако хочу задать вопрос: кто при нынешнем состоянии дел в отрасли будет работать на дорожных объектах?

По мнению руководителя Союза кубанских дорожников, приметой времени сегодня стало бедственное финансовое положение большинства дорожных предприятий края. И причин тому немало. В их числе необоснованный рост цен на дорожно-строительные материалы: на щебень, арматуру, дизельное топливо.

— Необходимо пересмотреть эту ситуацию и срочно заморозить цены на уровне «себестоимость объекта плюс двадцать процентов»,— внес предложение президент Союза дорожников от имени всех 56 организаций — членов СДК.

Эту работу нужно провести на уровне правительства РФ и закончить к первому мая текущего года, уверен Александр Карпенко. В противном случае кубанские дорожно-строительные организации попросту останутся без средств к существованию. Уже сейчас во многих из них идут задержки с выплатой зарплаты, а некоторые организации и вовсе находятся в состоянии банкротства. Он также предложил создать и разместить на сайте регионального Минтранса сводную базу по стройматериалам с четким определением характеристик и текущих цен. Причем на уровне не только края, но и России. Такая база позволит исключать посредников из цепочки, а также быстро находить российских производителей взамен западных.

Александр Карпенко также подчеркнул, что структура расходов дорожного фонда требует корректировки в части сбалансированного расхода по всем направлениям — от капитального ремонта эксплуатируемых дорог до прокладки новых автомагистралей.

В частности, он предложил максимально приблизить индексы изменения сметной стоимости строительства в Краснодарском крае, непосредственно влияющие на рентабельность объектов, к аналогичным данным по Московской области и госкомпании «Росавтодор». По данным на конец прошлого года, такие индексы в Росавтодоре (на дорожных сооружениях) на одиннадцать процентов, а в Московской области — на тринадцать процентов выше кубанских. На автодорогах они выше на двадцать пять и на девять процентов соответственно.

Президент СДК обратил внимание на низкую рентабельность объектов, из-за чего нет возможности у краевых компаний платить своим работникам достойную зарплату, которая могла бы конкурировать с выполнением такого же объема работ дорожников, работающих в составе предприятий федеральных структур. В итоге федералы с легкостью переманивают сотрудников у региональных предприятий, что составляет существенную кадровую проблему.

— Несложные подсчеты доказывают, что федеральные структуры могут платить работникам более высокую зарплату, как следствие, краевые организации теряют лучших специалистов. Кто же будет прокладывать региональные и муниципальные дороги? В результате у нас на Кубани будет масса платных трасс, а всё остальное мы рискуем потерять,— констатировал президент СДК.

Александр Карпенко убежден, что исправлять перекос и можно, и нужно, для чего следует поднять зарплату в краевых компаниях до уровня федеральных структур. Кроме того, чтобы минимизировать последствия санкций, негативно сказывающихся на состоянии краевой дорожной отрасли, следует временно снизить до десяти процентов налог на прибыль и предоставить дополнительное финансирование по госконтрактам (в том числе муниципальным), прошедшим пересчет стоимости строительно-монтажных работ после резкого скачка цен в 2021 году.

Вице-президент СДК Олег Безродный обратил внимание собравшихся на то, что в условиях экономического кризиса руководству отрасли, прежде всего Минтрансу, придется оперативно реагировать, искать и принимать нестандартные решения по всему комплексу проблем. Однако, какими бы ни были хорошими решения, их исполнение ляжет на подрядные организации. Именно отработка механизма исполнения заказа на дорожные работы в условиях данного кризиса потребует главного внимания, постоянной и кропотливой совместной работы Союза дорожников Кубани и краевого Минтранса.

Это затронет необходимость изменения подходов к формированию структуры и приоритетов в расходовании средств дорожного фонда в условиях еще большего его дефицита, рассмотрение вариантных подходов с учетом достижения полученного результата (затрат — выгод).

Выбору оптимальных соотношений по направлениям расхода бюджета (строительство — ремонт — содержание) может и должна способствовать инструментальная диагностика дорог. Нерационально увлекаться объектами строительства, одновременно теряя состояние уже имеющейся сети автодорог. Охват по уровню содержания автодорог, то есть по средствам, требуемым по нормативу на эти цели, составляет, по разным оценкам, примерно 50—60 процентов. А это вопросы бесхозности, комфорта, экологичности, преждевременного износа автотранспортных средств.

По словам Олега Безродного, нуждаются в скорейшем пересмотре как расценки на отдельные виды работ, так и порядок формирования сметных цен в целом. Такой элемент затрат, как оплата труда, уже сейчас не включает в себя реальный уровень необходимой зарплаты для нормального воспроизводства рабочей силы, а размер накладных расходов, включающий в себя все социальные выплаты персоналу, требует увеличения сметного лимита на 170 процентов!

Требует корректировки и договорная работа, которая должна отражать обоюдную ответственность за конечный результат как заказчика, так и подрядчика. При выборе и исполнении проектных решений заказчиком ответственность должна распределяться как на подрядную дорожную организацию, так и на автора проекта. В условиях дефицита бюджета велик соблазн оптимизации стоимости дорожных работ с неравноценными гарантийными сроками службы объекта. Нужен быстрый механизм возмещения подрядчику необоснованного роста цен на материалы, услуги и т. д.

— Нужна четкая стратегия постоянного мониторинга и корректировки ответных мер на все новые вызовы, которые будет выдвигать перед дорожной отраслью глобальный экономический кризис. Дорожная отрасль, как и любая другая отрасль края, должна иметь свой «мозговой центр экстренного реагирования»,— сказал в заключение вице-президент Союза дорожников Кубани.

За работу!

По словам ведущего расширенное совещание Владимира Чепеля, представленная резолюция будет доработана с учетом предложений по стабилизации ситуации в отрасли, прозвучавших на данном мероприятии. Согласно документу профильным ведомствам предстоит совместно разработать единый комплексный подход к прокладке, реконструкции и ремонту автотрасс, мостов и тротуаров с учетом применения современных и качественных технологий при выполнении дорожно-строительных работ.

Екатерина ЮРЧЕНКО