Дорожные горизонты Черноморья

В настоящее время подведомственное Росавтодору ФКУ «Упрдор „Черноморье”» Федерального дорожного агентства осуществляет работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог на территории двух регионов: Краснодарского края и Республики Адыгея. Особое внимание федеральные дорожники уделяют повышению уровня безопасности дорожного движения, ликвидации участков концентрации ДТП, дооснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами доступности для маломобильных групп населения. Идет успешная реализация мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности подведомственных объектов, охрану искусственных сооружений: тоннелей, мостов, путепроводов.

Именно на южных рубежах нашей страны федеральными дорожниками за последние десять лет выполнен колоссальный объем работы. Подробнее о деятельности управления и реализуемых им проектах — в интервью с его начальником Владимиром КУЖЕЛЕМ.

___________________________

Справка «Кубани сегодня»

Владимир Кужель работает в дорожной отрасли с 1983 года. Прошел трудовой путь от мастера строительного участка Крыловского дорожно-строительного управления до начальника Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог „Черноморье” Федерального дорожного агентства». Под руководством Кужеля на юге проложены и отремонтированы сотни километров дорог федерального и регионального значения, решены задачи по проектированию и строительству ряда важнейших автодорожных объектов, которые обеспечили эффективную логистику во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и высокую транспортную доступность Крымского полуострова в 2018-м. Эти трассы и развязки стали частью современной транспортной инфраструктуры — автодорожным фундаментом, на десятилетия вперед обеспечившим условия для устойчивого социально-экономического развития городов и районов Крыма и Кубани, включая курортную агломерацию Сочи — главный туристский и спортивно-оздоровительный центр нашей страны.

Нам по плечу рекорды

— Владимир Николаевич, пять лет прошло, как отгремели салюты Игр в Сочи. В деле их воплощения в явь немалую роль сыграло Управление «Черноморье». Как вы оцениваете опыт строительства олимпийской дорожной инфраструктуры? Чем примечателен и насколько полезен он оказался в итоге? Ведь до сих пор звучит почти невероятно: зимние Олимпийские игры в субтропиках…

— Вы правы, Краснодарский край и Республика Адыгея, входящие в состав Южного федерального округа, поистине удивительные регионы. Богатство природных красот, теплое Черное море, комфортность местных зим, развитая курортно-рекреационная инфраструктура и уникальные возможности современных горноклиматических и горнолыжных курортов Красной Поляны и Лагонак сделали эти благодатные места главной круглогодичной туристской здравницей России. Во многом именно этим и было обусловлено решение МОК в пользу избрания Сочи столицей проведения зимних Игр 2014 года. А далее в городе началось строительство спортивных объектов, средств размещения для спортсменов и зрителей Олимпиады и создание, по сути, с нуля мощной дорожно-транспортной инфраструктуры принципиально нового качественного уровня. И, как известно, поставленную перед ведомством мегазадачу: функционально развязать узлы автомобильных заторов, условия для которых формировались здесь долгие десятилетия, и обеспечить эффективную дорожно-транспортную коммуникацию гостевых зон курорта — Росавтодор выполнил в рекордные пять лет, возведя десять объектов дорожно-транспортной инфраструктуры! Так дорожники и строители задали тон последующим во время Игр победам наших олимпийцев.

Опыт строительства автодорожных объектов к Олимпиаде действительно уникален: нигде в современной России не встречалось такого хитросплетения факторов, экспоненциально увеличивающих сложность реализации задач строительства! Речь идет о сочетании и чередовании высокой сейсмичности, большой обводненности, действующих оползней, слабых грунтов, большого количества выпадающих осадков, неприспособленности городских дорог к столь высокому грузовому и строительному трафику, а также, безусловно, высокой урбанизации территорий вокруг дислокаций объектов.

Показательны в этом смысле итоги строительства в условиях непрерывного движения главной транспортной артерии центральной части курорта — автомагистрали А148 «Дублер Курортного проспекта», участка Адлер — Веселое на автодороге А147 и многоуровневых автодорожных развязок в Центральном, Хостинском и Адлерском районах олимпийской столицы. Проект дублера предусматривал минимальное травмирование рельефа местности, сохранение лесных насаждений, поскольку располагается объект вблизи особо охраняемых природных территорий. В строительстве и последующей эксплуатации тоннелей и эстакад были применены самые современные технологии: европейский метод проходки тоннелей в полное сечение в слабых грунтах «Адеко», управление проходкой с помощью опережающей штольни, новейшие приборы и оборудование АСУДД и АСУТП, современные вентиляторы для газодымоудаления, автоматизированные системы распознавания инцидентов и пожаротушения, практически бесшумные деформационные швы на пролетных строениях мостовых сооружений, улучшенные компоненты дорожной одежды. В итоге уже после строительства дублера и еще девяти объектов олимпийской автодорожной инфраструктуры, реализованных Росавтодором, проведенные учеными изыскания показали значительное улучшение экологической обстановки и атмосферных показателей на дорогах и прилегающих к ним территориях главного российского курорта. А согласно социологическим опросам, жители города важнейшим объектом олимпийского наследия Сочи-2014 называли именно Дублер Курортного проспекта. Семнадцатикилометровая трасса с разделенными транспортными потоками встречных направлений, имеющая в составе пять транспортных развязок и почти целиком выполненная в тоннельно-эстакадном исполнении, безусловно, обеспечила рост комфорта жизни как сочинцев, так и гостей южной столицы.

Эмпирическое наследие, полученное отраслью в 2008—2014 годах, сейчас активно применяется при проектировании и строительстве многих объектов по всей стране.

Мы стремимся транслировать его уже подрастающему поколению юных дорожников, шефствуя над первым филиалом Российского университета транспорта (МИИТ) — здесь, в Сочи. В целом опыт строительства олимпийских дорожных объектов во многом может являться необходимой платформой для формирования концепций развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры городов и регионов, повышения конкурентоспособности транспортно-логистических систем с доведением автодорог до нормативов и критериев качества, соответствующих современным российским и мировым стандартам, будет применяться при реализации предложенного правительством РФ Комплексного плана магистрального развития, объединившего в единую систему большую часть ключевых объектов транспортной инфраструктуры. Выполнение этого плана обеспечит, на наш взгляд, беспрецедентный импульс развития отраслям экономики и регионам России в целом, во многом решая в том числе задачу, обозначенную Владимиром Путиным в ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию в 2018 году: о необходимости значительного увеличения существующей и перспективной пропускной способности дорог, ведущих к портам Азово-Черноморского бассейна. Нет сомнений, что эффективная транспортно-логистическая доступность Туапсе, Сочи, Новороссийска, Темрюка и порта Кавказ имеет стратегическое значение в интересах как региона, так и России в целом, и ее обеспечение потребует дальнейшего развития федеральной дорожной сети вверенных нам регионов. И здесь есть готовность максимально применить весь имеющийся потенциал и опыт, чтобы задачи и планы, касающиеся возможностей федеральных дорог, ведущих к нашим южным морским воротам, были успешно претворены в жизнь.

Всем ветрам назло

— Расскажите подробнее о результатах работы учреждения за последние годы и о том, какими трассами управляете. В какой мере удается обеспечивать их нормативное транспортно-эксплуатационное состояние?

— В настоящий момент общая линейная протяженность федеральных дорог, состоящих в оперативном управлении ФКУ «Упрдор „Черноморье”» на территории Краснодарского края и Адыгеи, составляет 1266 км. На балансе нашего учреждения более 350 мостов — это свыше 50 тысяч погонных метров и 28 транспортных развязок, значительная часть которых выполнена в разных уровнях.

За пять постолимпийских лет в двух регионах приведено в надлежащее состояние 113 искусственных сооружений — мостов, водопропусков и путепроводов и почти 750 км дорожного полотна: проложено и реконструировано почти 47 км дорог и транспортных развязок, проведен ремонт более 456 км дорожного полотна, из них капитально — 168 км.

На 243 километрах федеральных трасс выполнена замена так называемого слоя износа — плановые работы по переустройству верхнего слоя дорожного «пирога», несущего основные температурные и силовые нагрузки. В нормативном состоянии на сегодняшний день находится порядка 80 процентов подведомственных «Черноморью» автодорог. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял менее 50 процентов.

Значительная часть федеральных трасс двух регионов обеспечивает курортно-туристическое сообщение. Это автодороги А148 «Дублер Курортного проспекта» в Сочи, А149 Адлер — Красная Поляна и автодорожная составляющая совмещенной дороги Адлер — ГЛК «Альпика-Сервис» — трассы, соединяющие побережье олимпийской столицы с горноклиматическими курортами и спортивным кластером Красной Поляны, А159 — дорога, открывающая путь из Майкопа в Кавказский биосферный заповедник, и охватывающая почти две трети всего российского курортного Черноморья А147 Джубга — Сочи. Среднесуточная интенсивность движения на курортных направлениях колеблется от 6 до 19 тысяч автомобилей, а в летние месяцы на некоторых участках достигает 30 тысяч! Важнейшую задачу внутренних и внешних региональных и межрегиональных связей обеспечивают трассы А146 Краснодар — Верхнебаканский, А147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия, А160 Майкоп — Бжедугхабль — Адыгейск — Усть-Лабинск — Кореновск, А136 Подъезд от М4 «Дон» к г. Краснодару, Р217 «Кавказ», Подъезд от Р217 к г. Майкопу и А290 Новороссийск — Керчь.

Они соединяют краевой, районные и республиканский центры с рядом крупных городов, а также являются частями международных маршрутов, ведущих в Европу и страны Ближнего Востока.

На федеральных дорогах на территории Кубани и Адыгеи наметилась устойчивая тенденция сокращения количества так называемых мест концентрации ДТП. Такой тренд обусловлен как оптимизацией схем движения, устройством противооползневых и противоэрозионных систем и сооружений, так и установкой систем освещения, в том числе автономных, особенно в местах дислокации наземных пешеходных переходов, а также строительством капитальных и временных надземных пешеходных переходов, оборудованных системами помощи маломобильным группам населения. Многие переходы на территории Сочи удалось оснастить системами удаленной диспетчеризации и дистанционного управления, что позволило радикально увеличить удобства для лиц с ограниченными возможностями в первую очередь тем, что работа систем доступной среды по запросу инвалида идет в реальном режиме времени: оператор через переговорное устройство и подключенные к Интернету видеосистемы видит и слышит человека, которому необходимо помочь воспользоваться лифтом или подъемной платформой.

В ходе работы мы периодически сталкиваемся с экстремальными проявлениями природной стихии. Как, к примеру, нехарактерный для края и Адыгеи буран, поздней осенью нанесший удар по восточным областям наших регионов. Тогда на значительном участке федеральной дороги транспорт, по большей части местный, оказался заперт в снежном плену — без возможности покинуть трассу по съездам и добраться в свои населенные пункты: районные дороги оказались полностью непроездными из-за глубоких снежных переметов. Тем не менее, благодаря тесной кооперации с МЧС и местными властями, последствия стихии удалось ликвидировать в кратчайшие сроки. Другой пример ЧС — паводок на реке Макопсе в Лазаревском районе Сочи, когда превысивший все мыслимые отметки уровень воды образовал бушующий поток, в считанные часы изменивший русло реки и размывший береговой устой моста. Сам мост, которому более полувека, устоял под ударом стихии, однако автомобильное сообщение с Сочи было прервано. После падения уровня воды дорожники, работая в круглосуточном режиме, всего за 43 часа восстановили разрушенный устой, устроили дорожное полотно и пустили транспорт. Уже в условиях непрерывного движения на протяжении полутора месяцев продолжались работы в два этапа по укреплению устоя моста и формированию на подступах к нему безопасного профиля русла реки Макопсе. Теперь можно с уверенностью говорить, что рецидив подобной стихии не способен будет создать здесь что-то чрезвычайное.

И в прошлом, и в текущем году для сохранения эксплуатационных качеств искусственных сооружений на многих мостах проводятся планово-предупредительные работы, параллельно идет реализация программы реконструкции ремонтонепригодных мостов.

Наслаждайтесь качеством и красотой

— Какие проекты «Черноморья» сейчас являются ключевыми и какой объект управления вы бы назвали главным достижением 2018 года?

— Важнейшей задачей в постолимпийский период на территории Южного федерального округа руководство государства и Федерального дорожного агентства видит в транспортно-логистической интеграции Республики Крым и города Севастополь с материковой Россией.

В 2015 году на Таманском полуострове нами был начат масштабный проект по строительству автодорожного подхода к новому транспортному переходу через Керченский пролив. Фактически это ответвление от существовавшего ранее направления А290 Новороссийск — Керчь к переправе порта Кавказ — построенная с нуля современная сорокакилометровая трасса, ведущая к Крымскому мосту. Движение по первой развязке и далее по сорока километрам основного хода автодорожного подхода со стороны Краснодарского края было открыто одновременно с пуском движения по Крымскому мосту в мае 2018 года. Второй этап реализации объекта, включающий строительство четырех транспортных развязок, двух автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и ряда объектов придорожного сервиса, был завершен в декабре 2018 года — практически одновременно с вводом в эксплуатацию многоуровневой транспортной развязки в районе поселка Джигинка, расположенной на выезде из Анапы. Оба объекта находятся теперь в составе федеральной дороги А290 Новороссийск — Керчь, обеспечивая перспективную пропускную способность направления до 36 тыс. автомобилей в сутки. Стоит также отметить уникальный инспекционно-досмотровый радиометрический комплекс на автоподходе, который был закончен осенью прошлого года в рамках реализации мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности. Он дислоцируется непосредственно перед заездом на Крымский мост.

Именно автодорожный подход к Крымскому мосту мы считаем для себя не только важнейшим объектом 2018 года, но и главным реализованным проектом прошедшей пятилетки! Этот четырехполосный автобан категории I-Б с пятью транспортными развязками и феноменальными показателями ровности покрытия, определенными специальной передвижной лабораторией, позволяет обеспечивать высокоэффективную логистику на Таманском полуострове и распределение транспортных потоков перед Крымским мостом, и, конечно, его качество и красота доставляют удовольствие автовладельцам!

После завершения работы над автоподходом к Крымскому мосту Росавтодор приступил к развитию транспортно-логистической системы «дальних автоподходов» к транспортному переходу через Керченский пролив, в структуре которой было выделено две федеральные дороги: А289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — А290 (х. Белый), ранее бывшей частью региональной трассы Р251 Темрюк — Краснодар — Кропоткин, и А290 Новороссийск — Керчь. А-289 приняли на баланс и будут модернизировать до уровня первой категории коллеги из Упрдор «Тамань», а развитием А290 продолжает заниматься «Черноморье».

Набранный еще в предолимпийские годы темп мы не сбавляем более десяти лет: в текущем году управление одновременно реализует 59 проектов в сфере ремонта, реконструкции и дорожного строительства. Ключевые объекты в реализации расположены сейчас на федеральной дороге А290 Новороссийск — Керчь и на трассе Подъезд к г. Майкопу от Р217 «Кавказ».

Сейчас на А290 в активной фазе строительно-монтажных работ находятся Обход г. Анапа на км 47 — км 52 и участок от развязки в Джигинке до начала автоподхода к Крымскому мосту на км 73 — км 100. На днях положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект строительства и реконструкции оставшегося сегмента А290 на км 52 — км 73. К моменту завершения этих трех объектов (с вводом второго этапа дороги Таврида на территории полуострова Крым в декабре 2020 года — ред.) в 2024 году Анапу и Севастополь свяжет современная четырехполосная дорога первой категории: по две полосы в каждом направлении.

Наши объекты на А290 входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, принятый правительством РФ, что говорит об их приоритетности и важности в масштабах всей страны.

Крупные объекты реализуются сейчас на подъезде к столице Адыгеи — от федеральной дороги Р217 «Кавказ» со стороны Армавира. Здесь в районе Кужорского переезда строится крупная развязка, исключающая пересечение в одном уровне с железнодорожными путями основного трафика, заходящего в город. Ввод объекта запланирован на 2020 год. Рядом ведем реконструкцию участка этой дороги на 92—100 км до четырех полос первой технической категории. В составе этого десятикилометрового участка три транспортные развязки. Они обеспечат разделение транспортных потоков в разных уровнях как для транзитного трафика, следующего со стороны Армавира в Майкоп и обратно, так и для автомобилей, движущихся в станицу Кужорскую, на хутора Пролетарский и 17 Лет Октября, а также в аул Мафэхабль. Сдаем участок в эксплуатацию уже в этом году.

В границах двух субъектов мы также курируем ход реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Майкопе и поселке Яблоновский по этой программе будут отремонтированы десятки километров наиболее остро требующих поддержки муниципальных и региональных дорог. Здесь руководство процессом осуществляют профильные министерства Краснодарского края и Республики Адыгея.

Автодорога А147 требует нового формата

— Каковы обозримые перспективы развития дорожной инфраструктуры на южных рубежах: автоподходы к Крымскому мосту достроите — что дальше? Какие горизонты можно обозначить?

— Даже неспециалисту очевидно, что черноморское побережье, в том числе Сочи, отчаянно нуждается в улучшении логистических возможностей в части внешней транспортной доступности. Несмотря на решение силами Росавтодора ключевых вопросов логистики внутреннего межрайонного сообщения в преддверии Олимпиады, проблема отсутствия быстрого и комфортного автотранспортного доступа к крупнейшей российской курортной агломерации с каждым годом только усиливает свою остроту и актуальность. Связывающая Сочи с другими регионами федеральная автодорога А147 — двухполосная почти на всём своем протяжении, со сложным рельефом — развивалась еще в советское время. Но кто тогда мог предвидеть столь резкий рост плотности транспортных потоков, который стал очевиден даже неспециалисту уже начиная с 2000-х годов?!

Решением этой проблематики в обозримой перспективе может стать строительство обходов крупных населенных пунктов: города Туапсе, поселка Лазаревское и реализация в дополнение к имеющимся двум третьей очереди Обхода города-курорта Сочи. Также изучаются варианты спрямления легендарных прибрежных серпантинов по аналогии со знаменитым виадуком над ущельем реки Чемитоквадже, который, кстати, является самым высоким мостом в России. Реализация этих объектов в рамках развития автодороги А147 может быть объединена в один проект, а может реализовываться поэтапно в формате нескольких отдельных объектов. Окончательное решение здесь лежит в компетенции правительства РФ, а мы со своей стороны, имея и опыт, и силы, и высокую результативность, готовы к реализации этой жизненно необходимой для главного курортно-спортивного города России задачи.

Спасибо за добросовестный труд!

— Так всё же в чем, на ваш взгляд, заключается основной секрет успеха реализации таких сложных и уникальных проектов в дорожной сфере, которыми может гордиться Управление федеральных автодорог «Черноморье»?

— Уверен в том, что не только и не столько современные технологии, инновации и наличие бесперебойного финансирования определяют успех реализации объектов дорожного строительства, хотя без этого в современных реалиях, мы понимаем, никуда. Но ключевой фактор — это всё же люди: профессионалы своего дела, самоотверженные и целеустремленные, дорожники по призванию! Они, словно прочные и надежные сваи, формируют необходимый фундамент, на котором способна эффективно развиваться автодорожная отрасль в целом. И если подводить итог работы Управления федеральных автодорог «Черноморье» в 18-ю годовщину его создания, то не без гордости отмечу: именно такие специалисты составляют основу коллектива нашего учреждения. Спасибо всем за добросовестный труд!

Александр АДЗЯНОВ