Свежий выпуск

20 ноября 2020
01:23
На сцене

«Дюймовочка», рассказанная с любовью и иронией

Новый театр кукол КМТО «Премьера», кажется, последним среди театров завершил сезон-2018—2019, оставив волшебное послевкусие спектаклем, с лихвой перекрывающим все разочарования театрального года и Года театра. Здесь в минувшие выходные сыграли премьеру «Дюймовочки» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена — спектакля петербургской постановочной команды: режиссера Светланы Озерской, художника Андрея Запорожского и балетмейстера Светланы Вакуленко.

Старая сказка на новый лад

Кажется, про «Дюймовочку» мы знаем всё: даже если нынешних мам и пап не водили смотреть эту сказку в театры, они росли на советском мультфильме Леонида Амальрика 1964 года и уж точно зачитывались чудесными детскими изданиями с иллюстрациями заслуженных художников РСФСР Бориса Дехтярева, Екатерины Каргановой, Александра Лебедева.

С детскими впечатлениями сложно конкурировать, а потому любой автор, обращающийся к хрестоматийной классике, заведомо вступает в поле неизбежных сравнений, и только художник, но не ремесленник способен найти новые краски, чтобы рассказать старую историю на новый лад. Что и счастливо случилось в Новом театре кукол.

Режиссер Светлана Озерская — участница и лауреат многочисленных театральных фестивалей, в недавнем прошлом педагог Санкт-Петербургской государственной театральной академии, а также сооснователь и постановщик Театра пластики рук Hand Made — нашла для «Дюймовочки» в Новом театре кукол необыкновенное сценическое решение и интонацию.

История хрупкой девочки размером с ноготок, где изящно соединены живой актерский план и театр теней, видеопроекции и анимация, рассказана как будто не на зрителя, но собственным детям: с ироничными «вариациями» характеров героев (и поэтому Андерсену потребовалась инсценировка режиссера-постановщика) и доверительной интонацией — как будто тебе и только тебе читают сказку на ночь.

Жжжук Жжжан-Жак и другие

Несерьезная «взаправдашность», которой грешат детские спектакли, но готовность посмеяться над персонажами и обстоятельствами (взять хотя бы Жука, который представляется, жужжа: «Я жжжук Жжжан-Жак», или свист ласточки, который нам «переводят» актеры) и желание рассказать о хрупкости и ранимости каждого ребенка наедине с большим и не всегда дружелюбным миром наполняют «Дюймовочку» новой, понятной нам и полной очарования даже на взгляд взрослого жизнью.

Она рождается из придумок и находок, во многом обеспеченных работой художника, лауреата «Золотой маски» и «Золотого софита» Андрея Запорожского и анимации еще одного петербуржца — Юрия Мокиенко.

Первому «Дюймовочка» обязана «собирающимися» из пластиковых «облаков» куклами, имеющими дальнее сродство с фигурами одного из циклов Михаила Шемякина: их глаза — свет фонариков в руках пятерых актеров, что водят куклу.

Второму — поистине магическими сценами, когда всё зеркало и пространство сцены вдруг превращаются в реку: над ней парят стрекозы, в ней плещутся карпы, и водная гладь уносит скорлупку-кораблик Дюймовочки… И, конечно, вряд ли крошечная девочка, на чей хрупкий силуэт, словно на веретено, наматывается нить сказки (в финале которой король эльфов подарит ей крылья), была бы столь очаровательной, если бы не актриса Дарья Монастырева.

Она и занятые с ней в «Дюймовочке» Марина Карпенко, Семен Авджян, Владислав Семенихин, Евгения Басюк, Вероника и Александр Гилязетдиновы образуют безупречный музыкальный ансамбль — с живыми, «некукольными» интонациями, существующий на сцене как единый организм и выполняющий почти акробатические трюки петербургского хореографа Светланы Вакуленко с незаметной легкостью дыхания.

Кстати

«Дюймовочкой» в постановке Светланы Озерской и Андрея Запорожского Новый театр кукол КМТО «Премьера» (ул. Ставропольская, 130) откроет будущий театральный сезон: спектакль покажут 7—8 сентября, в 11:00.

Анастасия ВЛАДИМИРОВА

Фото Юрия КОРЧАГИНА

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение