Свежий выпуск

20 ноября 2020
00:22
Общество

Eсли земле причинен вред


Земельные участки на территории Краснодарского края обладают особой экологической, социальной значимостью, а также определенной имущественной ценностью, соответственно причиняемые их правообладателям убытки могут носить как экономический, так и экологический характер. Сложная оценка земли, не характерная для гражданского права, устанавливает особенности возмещения убытков в данной сфере правоотношений.

С гражданско-правовых позиций возмещение убытков является простым обязательством, которое возникает из факта нарушения субъективного права. С позиций земельного права это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения прав на землю, в содержании которых преобладают публичные правомочия и обязанности.

Применение норм о возмещении убытков в данной сфере осложняется присутствием норм публичного права и их существенным влиянием на определение структуры рассматриваемых правоотношений.

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Наиболее распространенной разновидностью споров, связанных с причинением убытков правообладателям земельных участков, являются споры о возмещении убытков, связанных с причинением вреда земельным участкам.

Требования о возмещении убытков, связанных с причинением вреда земельным участкам, могут предъявляться вместе со следующими дополнительными требованиями: об освобождении земельного участка; о восстановлении первоначального положения (рельефа, строений, ограждений и т. д.); о демонтаже строений, ограждений и т. д.; о проведении рекультивации земельного участка; о прекращении проведения земляных, строительных работ.

В качестве доказательств по спорам о возмещении убытков, связанных с причинением вреда земельным участкам, могут применяться: акты осмотра (обследования) земельного участка; заключения судебных экспертиз; постановления о привлечении к административной (уголовной) ответственности за земельные правонарушения; предписания землеустроительных органов, санитарно-эпидемиологических служб, органов МЧС; документы, подтверждающие расчет убытков; фото- и видеоматериалы; показания свидетелей.

Истцами по делам о возмещении убытков, связанных с причинением вреда земельным участкам, выступают лица, которые обладают законным правом на имущество, в частности собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд исключительно в защиту интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе с требованием о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, земельным участкам.

В судебной практике встречаются случаи, когда при причинении вреда земельным участкам их владельцы, помимо иных требований, предъявляют также требование о компенсации морального вреда, аргументируя свои требования различными основаниями, например тем, что в результате загрязнения и невозможности использования земельного участка и находящегося на нем имущества истцам был причинен моральный вред.

В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) моральный вред (физические или нравственные страдания) компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан; в других случаях, то есть при нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается, если это специально предусмотрено законом.

Следующей разновидностью споров, связанных с причинением убытков правообладателям земельных участков, являются споры, связанные с причинением убытков действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов и изданием нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В судебной практике нередко встречаются споры, связанные с причинением убытков в результате издания не соответствующего закону нормативного правового акта.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Отмечу, что по данным спорам целесообразно вначале в порядке гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать правовой акт, в результате издания которого лицо понесло убытки, недействительным и лишь после этого подавать иск о взыскании убытков. На практике это позволяет оптимизировать расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд.

После судебного постановления о признании незаконным нормативного правового акта целесообразно предъявлять требование в порядке искового производства о возмещении убытков, связанных с изданием не соответствующего закону правового акта.

Тимофей ДЕГТЯРЕВ, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Прокуратуры Краснодарского края

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение