Евгений Первышов: «Краснодар должен быть современным городом, комфортным и, конечно же, умным»

Глава города Краснодара Евгений Первышов встретился с журналистами городских, краевых и федеральных СМИ. Среди основных тем традиционной встречи — реализация в Краснодаре федеральных и региональных проектов и программ, исполнение городского бюджета, проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительство школ и детских садов, благоустройство зеленых зон, разработка нового генерального плана, завершение второго этапа работы над Стратегией развития Краснодара до 2030 года.

— Подводя итоги 2018 года и двух лет с тех пор, как я возглавляю администрацию Краснодара, могу сказать: они не просто прошли — они пролетели. Время было достаточно сложное, но в то же время интересное, результативное. Мы завершили работы по сложным объектам. Это капитальный ремонт улиц Новороссийской и имени Тургенева. Объем работ выполнен колоссальный. Хотя много было скептиков, мы работы не затянули, выполнили их качественно,— сказал Евгений Первышов.

Он отметил, что большой объем работ был выполнен также и по возврату муниципальной собственности и земли обратно в казну. Это, например, такие знаковые объекты, как Аллея 80-летия Краснодарского края. Земельный участок, на котором она будет расположена, ранее предназначался для возведения многоквартирных жилых домов, но в результате судебных споров и благодаря поддержке администрации края и огромной поддержке жителей он был возвращен в городскую казну и впоследствии использован под проект создания комфортной городской среды. В ближайшее время, до конца этого года, будет завершен первый этап создания аллеи. Затем планируется реализовать проект берегоукрепления и пешеходной прогулочной зоны.

Один из вопросов, который обсудили на брифинге, касался разработки стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2030 года.

— Краснодар должен быть в первую очередь современным городом, комфортным и, конечно же, умным. Комфорт мы создаем, благоустраивая территории. И, надеюсь, тот темп, который набрали, сохраним. Кроме того, Краснодар вошел в Международный клуб умных городов (ISSCC). И здесь под патронажем правительства Российской Федерации мы рассчитываем расширить свою деятельность, получить дополнительные финансовые источники для развития инфраструктуры города с учетом современных технологий.

Напомним: согласно критериям ISSCC «умные» города — это инновационные центры, использующие современные технологии для повышения уровня жизни. Такие города легко адаптируются к изменению внешних условий и максимально эффективно обеспечивают удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений, не оказывая при этом негативного влияния на экономику, экологию и социальную жизнь. Кстати, интеграция в Краснодаре принципов «умного» города является одним из приоритетных направлений, обозначенных при разработке стратегии развития краевого центра до 2030 года.

— Краснодар — город современный. Конечно, нам необходимы новые точки роста, о чем говорят эксперты компании «Эрнст энд Янг», которые разрабатывают Стратегию Краснодара-2030. Безусловно, Краснодар не станет каким-то крупнейшим промышленным центром со своим металлургическим заводом. Нам это не нужно. Нам необходимы прорывные, инновационные решения, которые дадут толчок развитию города. В этом плане мы, конечно, рассчитываем на бизнес с его идеями и проектами. Стратегия-2030 поможет нам определить задачи, решив которые, мы сможем привлечь инвестиции в наиболее емкие и перспективные отрасли экономики.

Работа над стратегией ведется, причем достаточно интересная. Если раньше некоторые скептически относились к этой теме, то сегодня видим, как много на стратегические сессии приходит людей, причем специалистов в разных областях, и каждый со своими предложениями.

Сегодня обсуждается уже более сорока идей и предложений, которые возможны к реализации и которые горожане хотели бы увидеть в Стратегии-2030. И хотя разработка находится примерно на середине, тем не менее определенные приоритеты уже расставлены.

Например, это создание в Краснодаре транспортного хаба. У нас для этого есть все условия. В частности, этот проект предполагает строительство нового аэровокзального комплекса с грузовым (карго) терминалом. То есть это возможности перевозок воздушным транспортом. Кроме того, к транспортному хабу будут подведены железнодорожные пути и автомобильные дороги.

Краснодар — крупный железнодорожный узел. Автомобильная сеть у нас тоже развита. Большое количество компаний в области логистики обращается к нам и подает заявки, чтобы реализовать на территории города свои проекты. В Стратегии-2030 это также будет отражено.

Грандиозный проект

Интересовал журналистов вопрос, касающийся развития территории в районе поселков Знаменский и Новознаменский, строительства там медицинского кластера. Евгений Первышов, отвечая на вопрос, отметил, что уже сформирован земельный участок площадью приблизительно 57 га. Помимо этого город занимается и вопросом транспортной доступности обозначенной территории. Сегодня активно ведутся работы по проектированию транспортных логистических путей и развязок для освоения данного земельного массива.

— Занимаемся проектированием, в том числе и крупного транспортного узла, который пройдет через улицы Володарского и Тихорецкую с выходом на трассу М4 «Дон». Это в том числе даст возможность реализовать не только проект медицинского кластера, но и крупного административного центра на этой территории. Ну и, конечно, мы ведем работу по разработке проекта планировки и межевания этой территории.

Предполагается, что крупный медицинский кластер будет включать в себя не только онкологический центр, но и, возможно, туда будет вынесена больница скорой медицинской помощи либо первая городская больница, есть и другие предложения. Евгений Первышов отметил, что на территории будет строиться и жилье, поскольку медицинским работникам необходимо место проживания поблизости к работе.

Новая жизнь дорог

Одна из главных тем брифинга — ремонт дорог в городе. По словам главы города, в следующем году ремонт дорог будет продолжен в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

— В целом за последние два года по этому проекту мы уже обновили 153 километра, за три года будет уже 230 километров отремонтированных дорог. Объем дорожных работ на следующий год по БКАД значительный. Кроме того, мы занимаемся проектированием строительства новых участков улично-дорожной сети. Такие задачи ставлю перед профильным департаментом администрации.

Например, рассказал Евгений Первышов, завершается изъятие земельных участков от улицы имени Лукьяненко до улицы Думенко, чтобы подать заявку на финансирование прокладки новой дороги, которая выйдет в район Юбилейного микрорайона.

— Также готовятся документы на строительство дороги от улицы Красных Партизан до хутора Копанского. Пока имею в виду западную часть города. Эта дорога — старый почтовый тракт, по ней есть проектные решения, но они устарели. Строительство этой дороги поможет нам увести транспортный поток и разгрузить Западный обход. Также появится возможность пустить по нему мусоровозы к полигону ТБО и транспорт к кладбищу в районе хутора Копанского, которое начнет работу в 2019 году.

Кроме того, в планах (и на это уже выделены средства) строительство подземного пешеходного перехода по улице Красных Партизан, в районе рынка «Михаил». Также территория позволяет организовать там и парковку. Так что будет очень удобно: подъехал, припарковался и через подземный переход пошел в больницу. Также на 2019 год намечено расширение улицы имени 40 Лет Победы, на участке от нового цветочного рынка до улицы Восточно-Кругликовской. По проекту на этом промежутке будет сделана четырехполосная дорога, по которой будет курсировать общественный транспорт.

— В 2019 году мы рассчитываем получить на содержание и ремонт дорог серьезный объем средств, в том числе из краевого дорожного фонда. Это позволит нам выполнить текущий ремонт гравийных дорог, ямочный ремонт асфальтовых, нанести пластиковую разметку, создать видимые пешеходные переходы возле социальных объектов, прежде всего — школ. Это те приоритеты, которые мы для себя определили.

На брифинге Евгений Первышов перечислил меры по решению транспортных проблем Краснодара. Он отметил, что, во-первых, власти задумываются об ограничении в дневное время движения большегрузного транспорта. Во-вторых, городу необходимы перехватывающие парковки.

— Для жителей соседних муниципальных образований, которые приезжают в наш город на работу, парковки нужны. Удобные, недорогие. И трансфер в Краснодар к месту работы,— подчеркнул мэр.

Еще одно решение — развитие сети платных парковок. Это даст возможность городу получать персональные данные и штрафовать автомобилистов за неоплату парковки в тех местах, где она предусмотрена.

Евгений Первышов отметил, что большинство платных парковок в городе открытого типа и почти 90 процентов автомобилистов парковку не оплачивают. Еще одна мера — развитие и строительство многоуровневых платных парковок. Сейчас мэрия анализирует земельно-правовую документацию, ищет подходящие участки.

— В городе есть большие массивы, которые заставлены металлическими гаражами. Как этот массив организовался? Администрация города в свое время предоставляла земельный участок как раз под строительство многоуровневой парковки. Но арендаторы, правообладатели земельного участка не реализовали этот проект. Просто поставили металлические гаражи и используют участок не по целевому назначению. И если там паркинг предполагался на четыреста мест, то по факту стоит сто металлических гаражей.

Трамваи — в приоритете

Один из вопросов, который задали журналисты, касался обновления подвижного состава трамвайного парка Краснодара. Трамвайное сообщение для краевого центра является главным видом общественного транспорта. Ежегодно его услугами пользуется 75 миллионов жителей и гостей города. Вместе с тем, на сегодняшний день истек срок эксплуатации 60 процентов трамвайных вагонов, а это более 150 единиц!

— В рамках принятого бюджета краевой администрацией, который рассмотрен на последней сессии Законодательного Собрания Краснодарского края, утверждена программа в том числе по обновлению трамвайного парка Краснодара в ближайшие три года. Муниципалитет будет получать по одному миллиарду рублей в год. Это субсидия именно на приобретение новых трамвайных вагонов.

Рассказал глава города и о прокладке новых трамвайных линий в Краснодаре.

— Мы определили перспективные направления по строительству новых маршрутов, идет оформление земельно-правовой документации, ведутся предпроектные работы. Но есть и проблемы. Дело в том, что в технические требования для строительства новых трамвайных линий внесены определенные изменения. Они заключаются в том, что, например, шумозащитная зона вокруг одного полотна должна составлять не менее двадцати метров, то есть, по сути, полоса отчуждения — сорок метров. У нас таких коридоров в городе по тем маршрутам, которые планировались, практически не осталось. Направляем соответствующие заявки и в Министерство транспорта РФ, Министерство строительства и ЖКХ, чтобы они дали нам возможность разрабатывать специальные технические условия, которые позволили бы сократить эти полосы отчуждения для прокладывания новых веток. Но трамваи, я подчеркну, для города — приоритет. Это тот вид транспорта, который мы будем активно развивать. Направления, которые мы определили для развития,— это микрорайон Гидростроителей, улица Восточно-Кругликовская и улица Московская до улицы имени Петра Метальникова.

Говорили и о достройке проблемных домов в Краснодаре и решении проблем дольщиков.

— В городе немало незавершенных объектов жилищного строительства, поэтому созданы и активно работают межведомственные рабочие группы, куда входят представители администраций города и края, органов прокуратуры. Разработан комплекс мер. Мероприятия, направленные на реализацию прав обманутых дольщиков, выполняются пошагово.

Первый вице-губернатор Кубани Андрей Алексеенко рассказывал о тех планах и задачах, которые мы совместно реализуем. Это большая совместная работа. И задача, которую ставила перед собой на нынешнем этапе администрация города, в этом году выполнена. Шестьдесят один объект последовательно в течение текущего года введен в эксплуатацию, еще четыре планируем ввести до конца года, и порядка 12 тысяч дольщиков получат ключи от своих квартир.

Но тем не менее вопрос остается достаточно острым, остаются еще очень сложные объекты: это ЖК «Кино», ЖК «Луч», «Заря» и «Мир». Я думаю, что в ближайшее время и по ним «дорожные карты» у нас появятся и мы будем производить достройку этих домов.

Подготовила Людмила МЕЦЛЕР