Фермер, производитель — продавец, потребитель

Бизнес-ужин с таким названием провела редакция «Кубани сегодня» в банкетном зале «Ясная Поляна» в прошлый четверг.

Такой формат мероприятия — новое явление для нашей газеты. В качестве его участников приехали фермеры из разных районов края, переработчики сельскохозяйственной продукции, специалисты крупных профильных предприятий, руководители торговых компаний и небольших магазинов, представители общественных движений, финансового сектора и органов власти. Цель этого мероприятия — отыскать те самые рецепты, которые помогут кубанским продуктам занять достойное место на полках магазинов не только в нашем регионе, но и за его пределами.

Для этого есть главное: понимание того, что качество кубанских продуктов — это бренд. Потребитель голосует рублем, выбирая наши фрукты, овощи, молоко, мясо, вино, соки далеко за пределами Краснодарского края.

Однако имидж житницы России необходимо постоянно поддерживать, а это тяжелая и кропотливая работа.

В этом году собран очередной богатый урожай — 14,5 млн тонн зерновых, зернобобовых. Труд аграриев является главной составляющей успеха, но и на уровне власти для поддержания отрасли делается очень многое. Уже известно, что бюджетные инвестиции в АПК Кубани в будущем году составят свыше 8,3 млрд рублей.

В этом году на Кубани собрали свыше 212 тысяч тонн винограда. Его средняя урожайность превышает сто центнеров с гектара. И опять же государственные инвестиции в винодельческую отрасль составили 915 млн рублей.

По итогам девяти месяцев Кубань возглавила рейтинг регионов по объему производства питьевого молока, составленный Аналитическим центром отраслевого портала Milknews. По данным аналитиков, за этот период Краснодарский край произвел 229,4 тыс. тонн питьевого молока, что на 0,8 процента больше, чем годом ранее.

Всего же объем производства сельхозпродукции в крае с начала года вырос на 4,6 процента, что составляет 304,4 млрд рублей. И качество высочайшее. Так, победителями конкурса «100 лучших товаров России» стали пятьдесят наименований продукции и услуг, представленных 34 компаниями.

И всё же проблема сбыта остается. Дешевый импорт продолжает мешать развитию отечественного производителя. Да и торговые сети в силу своих требований по объемам, ценовой политике по закупкам и другим аспектам не спешат заменять на своих полках продукты из других стран и регионов на кубанские. Выход из этой ситуации видится, как ни банально это звучит, в комплексном решении вопроса: в снижении себестоимости при сохранении качества, лоббировании интересов кубанских производителей на уровне власти, широкой рекламной кампании, стимулировании торговых сетей и маленьких магазинов к тому, чтобы они отдавали предпочтение на своих полках продуктам, произведенным в нашем крае.

— Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о проблеме. Это сбыт. Особенно остро данный вопрос стоит для личных подсобных и фермерских хозяйств,— выступил перед собравшимися начальник Управления развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации краевого Минсельхоза Михаил Трубилин. — Сегодня на Кубани самый многочисленный и мощный в экономическом плане фермерский сектор в России: свыше 14 тысяч хозяйств. И ежегодно край направляет на поддержку фермеров свыше одного миллиарда рублей, а в 2019 году — 1,4 миллиарда. Одним из приоритетных направлений в этом плане является потребкооперация. С 2017 года существуют гранты для сельхозпотребкооперации. На ее развитие выделяется ежегодно не менее пятисот миллионов рублей. Это деньги, которые даются кооперативам вперед на развитие переработки и сбыта. Положительные сдвиги налицо, но необходимо еще активнее продвигать кубанскую продукцию на рынок, и в этот процесс надо вовлекать всех участников рынка: производителей, переработчиков, продавцов.

Член генерального совета «Деловой России» Константин Юров в свою очередь рассказал участникам бизнес-ужина о насущных проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели аграрного сектора. На примере программы по мелиорации земель он наглядно показал «тонкие места», мешающие слаженной работе связки бизнеса и власти, что в конечном итоге тормозит развитие дела в общем.

— Мы находимся в постоянном контакте с органами власти на разных уровнях. Предлагаем пути решения самых злободневных проблем. Например, программа мелиорации. Фермер, решивший осушить участок земли, либо, напротив, построить оросительную систему на нем, не может знать заранее, войдет ли он в государственную программу и получит ли компенсацию части затрат. Если ему это удастся, то срок окупаемости проекта составит порядка семи лет. Если же нет, то это время может растянуться на десятилетия. Такой подход очень мешает эффективному освоению земель, которые сейчас малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур. На наш взгляд, нужен новый, четкий механизм, позволяющий предпринимателю заранее планировать свою деятельность — хотя бы на стадии проекта знать, что ему компенсируют затраты. Таких моментов много, и мы приглашаем всех бизнесменов к диалогу. Мы готовы стать проводниками здравых идей, которые помогут создать благоприятную деловую среду не только здесь, на Кубани, но и в стране в целом,— сказал Константин Юров.

Затем каждый из собравшихся получил возможность рассказать о том, как ведет свой бизнес. Супруги Людмила и Николай Зима из станицы Новотитаровской Динского района занимаются кондитерскими изделиями. Их продукция — конфеты и другие шоколадные сладости ручной работы — товар деликатный.

— Мы используем только натуральные продукты, а значит, срок годности нашей продукции в разы меньше, чем серийная «кондитерка». Как следствие торговые сети не спешат брать нас на полки. Выход видим в развитии собственной сети торговых точек. Первую планируем открыть в феврале — марте следующего года в Краснодаре. Это продиктовано необходимостью, потому что уровень частных заказов и продаж через социальные сети мы уже переросли,— поделился Николай Зима.

Юлия Возженикова из Кубанского отделения Российского крестьянского союза рассказала о том, как была найдена своя ниша: хлеб по старинным рецептам, выпекаемый в русской печи, расходится мгновенно.

Бизнес-ужин продолжался свыше двух часов. За это время все участники успели познакомиться, обменяться мнениями и контактами, получить новые знания от своих коллег.

В заключение мероприятия был устроен аукцион картин, которые написаны воспитанниками «Инва-Студии». Все вырученные деньги были направлены на благотворительность. Кроме того, партнеры нашего мероприятия — торговая марка «Кубаночка» и ОАО «Солохаульский чай» передали будущим художникам призы.

Подводя итоги бизнес-ужина, можно с уверенностью сказать, что первый блин получился не комом. Такой формат — непринужденного разговора о самом важном — востребован.

Илья ПРИВАЛОВ

Фото Владимира СЕМЕНЦА