Избыточный вес убивает… дороги

Избыточный вес убивает... дороги

На расширенном заседании комитета ЗСК Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства обсудили вопрос сохранности автодорог в регионе.

Кубань по праву считается одним из лидеров дорожного строительства и по темпам, и по качеству автомобильных дорог. Беспрецедентное государственное финансирование отрасли в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» позволило в считаные годы совершить настоящий прорыв в развитии автодорожной сети. Предприятия отрасли сумели перестроиться под новый темп и вывели наш регион в число приоритетных субъектов: уже стало традицией выделение правительством РФ дополнительных ресурсов на ремонт и прокладку дорог за своевременное и качественное исполнение госконтрактов. Так, принято решение накануне заседания в ЗСК о внеплановом выделении 3,98 млрд рублей на реализацию двух проектов: строительство Яблоновского моста и прокладку дороги из Черниговской в Дагомыс в Апшеронском район.

Вместе с тем остается крайне острым вопрос преждевременного износа автодорог вследствие мощного трафика крупнотоннажного автотранспорта, который нередко перегружен и, по сути, убивает дороги, вкатывая государственные деньги в колею. Поискам решения проблемы было посвящено заседание под руководством председателя комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Владимира Чепеля.

Контрольное взвешивание

В заседании приняли участие представители государственных структур, в чьем ведении находятся автомобильные дороги, общественных организаций, правоохранительных органов.

— Автомобильный грузовой транспорт является одним из важнейших составляющих социально-экономического развития Краснодарского края. Но при этом увеличение количества крупнотоннажного грузового транспорта приводит к преждевременному износу автомобильных дорог. Особенно это заметно на участках с высокой интенсивностью движения по ним грузовых транспортных средств, в частности на подходах к морским торговым портам: многие из них не имеют прямого соединения с сетью федеральных автомобильных дорог, а железнодорожные подъездные пути не справляются с резко возросшим потоком грузов. При этом доля перевозчиков Краснодарского края в общем объеме междугородных перевозок автомобильным транспортом составляет в настоящее время менее двадцати процентов, а на международном рынке не достигает и двух процентов. То есть по нашим дорогам в основном идет транзит. А проблемы достаются нам. Хочу особо отметить важность контроля и недопущения перегруза, так как это является одним из основных аспектов при оценке эффективности вкладываемых средств в улучшение состояния дорог,— открыл обсуждение Владимир Чепель.

Главный способ борьбы с перегрузом на дорогах — автоматические пункты весового и габаритного контроля (АПВГК). На сегодняшний момент в Краснодарском крае одна из самых развитых сетей: двадцать один пункт на региональных дорогах и одиннадцать — на федеральных трассах. Более того, национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрена установка более трехсот автоматизированных пунктов весогабаритного контроля на региональных дорогах России. Существенная часть этих пунктов придется на Кубань. Данное решение совершенно логично, если учитывать огромный грузовой трафик и, как следствие, нагрузку на наши дороги. Достаточно сказать, что каждый четвертый штраф в России за перегруз выписывается на Кубани.

Тестовый режим

Наличие технических возможностей, однако, не единственный способ решения проблемы перегруза. Например, отдельным пунктом обсуждения стало массовое сокрытие водителями большегрузов государственных регистрационных знаков при проезде через АПВГК.

— В прошлом году центром управления дорожным движением ГКУ КК «Краснодаравтодор» в ходе повседневного мониторинга проезда грузовых транспортных средств через АПВГК проведена работа по выявлению нарушений требований линий горизонтальной дорожной разметки и движения транспортных средств с закрытыми или нечитаемыми государственными регистрационными знаками. В дежурные части органов внутренних дел направлено 2129 обращений. По направленным обращениям получено 212 ответов из территориальных отделов МВД России о привлечении к административной ответственности водителей транспортных средств,— доложил начальник отдела выдачи разрешений Управления эксплуатации автомобильных дорог краевого Минтранса Владимир Архипов.

Дисбаланс между количеством сообщений о нарушениях и выписанных постановлений о штрафах, которые составляют 100—400 тысяч рублей, объяснил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Матвеев. По его данным, проблема имеет технический и организационный аспект. Первый связан с нередкими сбоями в работе АПВГК и, как следствие, отменой постановлений в судебном порядке. Второй — интенсивный трафик при ограниченном количестве инспекторов. Впрочем, этот вопрос должен быть скоро решен, так как планируется закупка аппаратно-программных комплексов на базе беспилотных летательных аппаратов, которые будут фиксировать факты нарушений проезда АПВГК.

Кроме того, уже создано и в ближайшее время начнет действовать ГКУ КК «Центр организации дорожного движения». Этот орган был создан по инициативе комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства ЗСК Краснодарского края и будет выполнять роль координатора в борьбе с перегрузом на дорогах.

Не обошли стороной и тему сохранения дорог в летний период. По сообщению краевого Минтранса, грузовикам будет запрещено выезжать на асфальтированные дороги общего пользования, если температура воздуха превышает 32 градуса по Цельсию.

Негабарит

Перемещение крупногабаритной сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам общего пользования в период сезонных полевых работ еще одна проблема, которую можно решить только путем совершенствования законодательства.

— На данный момент в административном кодексе есть статья за нарушение габаритов транспортного средства свыше 2,5 метров. Но про сельскохозяйственную технику, подвесные агрегаты которой по определению не могут вписываться в этот норматив, в законе разъяснений нет. Таким образом возникла ситуация, при которой инспектор дорожного движения может составить протокол на любой комбайн или другой агрегат, наложить штраф от ста тысяч рублей и выше и отправить технику на штрафстоянку, тем самым парализовав работу предприятия. По нашему мнению, необходимы корректировки в законодательстве для упорядочивания алгоритма действий,— объяснил суть вопроса член Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, заместитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Константин Юров.

Представитель краевого УГИБДД донес информацию о том, что по линии МВД РФ принят и разослан в регионы документ, согласно которому инспекторы не будут применять статью «о негабарите» к сельхозтехнике без грубых нарушений. Вместе с тем очевидно, что этот вопрос необходимо решать на федеральном уровне.

— Что касается негабаритных транспортных средств, прошу представителей Торгово-промышленной палаты края в письменном виде внести свои предложения о том, как аграрии видят решение вопроса, а мы в свою очередь изучим возможность разработки законодательной инициативы. Наш край является житницей России, и мы должны создавать все условия для сельхозпроизводителей, чтобы они чувствовали себя уверенно на своей земле. Государство вкладывает в развитие автотранспортной сети колоссальные средства, и мы обязаны добиться того, чтобы каждый рубль был использован с максимальной эффективностью,— подвел итог совещания Владимир Чепель.

Игорь ПРИЛУКИН