Выпуск №29 (4835)

Свежий выпуск

16 апреля 2021

Качественное образование — приоритетная цель

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков на пресс-конференции для журналистов печатных и электронных СМИ рассказал о работе, которая была проведена системой образования региона к проведению единого государственного экзамена, а также о ходе реализации на Кубани региональных проектов.

Ответственный период

Как уточнил Андрей Цветков, Краснодарский край вошел в период проведения экзаменов, и он сложный и ответственный и для девятиклассников, и для выпускников одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений.

— Ежегодно есть категории учащихся, которые могут сдавать экзамены досрочно, и период досрочной государственной итоговой аттестации прошел достаточно эффективно,— уточнил заместитель министра. — Проведен подробный анализ работы всех наших служб и специалистов по обеспечению четкого проведения экзаменационных мероприятий во всех муниципальных образованиях.

Период государственной итоговой аттестации для девятиклассников продлится до первого июля с учетом резервных дней для сдачи экзаменов. Для выпускников одиннадцатых классов экзаменационная пора — до второго июля. Резервные дни предусмотрены для тех, кто по различным причинам, например по состоянию здоровья, не смог сдать экзамены в основной период.

Временные границы определены законодательством для проведения государственной итоговой аттестации в Российской Федерации в целом и в Краснодарском крае в частности. Всего на Кубани время испытаний наступило для более шестидесяти тысяч выпускников девятых классов и более двадцати тысяч одиннадцатиклассников. Это огромная армия ребят.

Более шестнадцати тысяч педагогов задействовано в организации этих испытаний. Безусловно, в течение всего учебного года проведена ответственная работа для того, чтобы государственная итоговая аттестация прошла открыто, прозрачно и объективно и результаты ее были справедливы и всем понятны.

— В последние годы происходит трансформация процедуры сдачи единого государственного экзамена, определенные изменения в том числе произошли и в технологии его проведения, поэтому мы проводим обучение специалистов. В работе задействовано Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Центр оценки качества образования, Институт развития образования.

Был организован большой цикл обучающих мероприятий для учителей школ и педагогов-психологов, которые занимались психологической подготовкой выпускников для того, чтобы они успешно прошли испытания. Кроме этого велась работа и со специалистами регионального и муниципального уровней, которые курируют вопросы проведения ЕГЭ,— сказал Андрей Цветков.

Он отметил, что Краснодарский край традиционно входит в пятерку российских регионов по числу выпускников, в том числе и в период проведения итоговой государственной аттестации наш край является одним из регионов, где создано наибольшее количество пунктов проведения ЕГЭ и большое количество педагогов вовлечено в этот процесс. Край также входит в десятку ведущих регионов страны по результатам единого государственного экзамена, в том числе в пятерку по эффективной и объективной процедуре проведения государственной итоговой аттестации.

— В разные годы в различных регионах Российской Федерации были отмечены резонансные события, связанные с процедурой проведения ЕГЭ, когда зафиксировали попытки нарушения правил его проведения, что привело к некоторой потере доверия к системе образования, ее способности сделать процесс испытаний прозрачным и объективным,— напомнил Андрей Цветков. — Поэтому изменения, которые произошли в процедуре проведения экзамена, а это подсчет итоговых баллов выпускников, работа специалистов в аудиториях на экзаменах и общественных наблюдателей, делались в последние годы для того, чтобы вернуть доверие к системе проведения испытаний.

В этом году есть новации в процедуре сдачи ЕГЭ. Онлайн-трансляция будет вестись из каждого пункта проведения испытаний, а также из каждой аудитории. После окончания экзамена работы будут сканированы и переправлены в Центр обработки информации для того, чтобы специалисты приступили к работе по оценке ЕГЭ.

Четко определены сроки, когда выпускники школ будут иметь подтвержденные данные о результатах испытаний. Это во многом снизит напряженность, которая возникает у учащихся и их родителей. Ведь не секрет, что в предыдущие годы им приходилось находить результаты сдачи ЕГЭ в Интернете, чтобы затем оценить шансы ребят перед поступлением в учебные заведения профессионального образования. Когда люди четко знают дату получения информации, они переживают в меньшей степени,— акцентировал внимание Андрей Цветков.

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края рассказал и о том, что в этом году количество общественных наблюдателей на экзаменах меньше, чем в прошлые годы. Решили использовать принцип: лучше меньше, да лучше. Всё дело в том, что в прошлые годы не все общественные наблюдатели добросовестно выполняли свои обязанности, поэтому и решено на этот раз пойти по другому пути.

К работе в качестве общественных наблюдателей подключены студенты, вчерашние выпускники школ, которые сдавали ЕГЭ совсем недавно. Они хорошо знают процедуру проведения испытаний. Большое количество таких наблюдателей будет работать в центре, куда проложены каналы видеосвязи из пунктов проведения экзаменов. Если у общественных наблюдателей появляются какие-либо сомнения, то они делают электронную метку, данные поступают в государственную экзаменационную комиссию и информацию отслеживают федеральные структуры.

— Опыт прошлых лет показывает, что такая работа необходима,— подчеркнул Андрей Цветков. — В прошлом году были удалены два выпускника, которые таким образом не завершили испытания. Причина — ребята воспользовались информацией, использовать которую во время экзамена запрещено. В этом году во время досрочного периода сдачи экзамена не прошли испытания два выпускника прошлых лет — также за нарушения.

Мы имеем достаточный опыт и ресурсы для того, чтобы все экзаменационные испытания в Краснодарском крае прошли открыто и были получены объективные результаты. Это, безусловно, позволит выпускникам школ успешно осуществить свои планы будущим, поступив в профессиональные учебные заведения,— поделился Андрей Цветков.

Стратегия и тактика

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края акцентировал внимание на том, что главная стратегическая задача, которая поставлена на федеральном уровне,— это вхождение российской системы образования в десятку лучших в масштабе стран мира.

— Все проекты, входящие в портфель национального проекта «Образование», а также региональные проекты нацелены именно на это,— сказал Андрей Цветков. — В Краснодарском крае будет реализовываться восемь региональных проектов, и они направлены на выполнение вышеназванной стратегической задачи.

В стадии активной реализации находится проект «Современная школа», одним из целевых показателей которого является создание в 153 сельских школах центров гуманитарного и информационного профилей.

Одним из важных принципов национального проекта «Образование» является создание равных условий для получения качественного образования вне зависимости от места проживания ребят. Ни для кого не секрет, что существует разрыв между школой в сельской глубинке и образовательным учреждением в городе. Поэтому данный разрыв необходимо сократить и максимально минимизировать.

Создание 153 центров в школах в этом году с увеличением их количества в последующие годы как раз соответствует идеологии национального проекта. Это учреждения, которые должны быть насыщены современным оборудованием и иметь все возможности для обучения детей новейшим технологиям. Центры, где будут преподавать информатику, ОБЖ и технологию. У ребят появится прекрасная возможность реализовывать свои научные исследования и практико-ориентированные проекты.

Планируется большая работа. Между Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и Министерством просвещения РФ заключен целый ряд соглашений, которые предусматривают финансирование мероприятий и выполнение целевых показателей. Есть и выполнение целевых показателей, финансирование которых не предусматривается.

Мы отработали так называемые инфраструктурные листы центров цифрового и гуманитарного образования. В этих листах отражен перечень оборудования, которым они будут оснащены. В частности, это 3D-принтеры, квадрокоптеры различных моделей и те, которые могут проводить видеосъемку. Кроме этого ноутбуки и планшеты для мобильной работы в лабораториях.

Центры будут унифицированы в масштабах всей нашей страны, оборудование типовое, бренд всех центров — «Точка роста». Предусмотрен и примерный набор помещений. Наряду с лабораториями и классами по информатике, ОБЖ и технологии предусмотрены коворкинг-зоны и медиазоны, а также зоны для занятий шахматами. Все они брендированы по цветовой гамме, наличию мебели и обучающему пространству. Можно организовывать медиасессии, дискуссии, мероприятия по работе в проектных группах, отдыхать и общаться. Набор таких помещений позволит создать обновленную, современную образовательную среду, в которой ребятам будет интересно и комфортно заниматься.

Для эффективной работы центров необходимо обучить большую группу педагогов, которые станут трудиться в таких «точках роста». И эта работа уже началась. Обучение проходит в два этапа. Первый из них — дистанционное обучение, а после сдачи тестов педагоги становятся участниками второго этапа. Он очный, который предусматривает обучение больших групп педагогов новым технологиям и методикам. Сто пятьдесят три центра будет создано во всех муниципальных образованиях Краснодарского края,— подчеркнул Андрей Цветков.

Еще один региональный проект — «Современная школа», который предусматривает строительство новых школ и создание новых учебных мест в образовательных организациях.

— И в предыдущие годы до реализации в стране национального проекта «Образование» в Краснодарском крае проводилась системная работа по решению такой задачи, и выполнялась она в рамках реализации ряда государственных программ,— сказал Андрей Цветков. — В прошлом году было создано 6724 новых учебных места не только за счет строительства новых школ, но и за счет капитального ремонта и реконструкции зданий. В этом и заключается комплексный подход к решению задачи.

На этот год в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» было предусмотрено строительство семи новых школ и восьми детских дошкольных образовательных учреждений. На многих строительных площадках работы ведутся полным ходом, чтобы выполнить поставленную задачу.

Желание стать профессионалом

Одним из важнейших региональных проектов, стратегической задачей которого является повышение престижа рабочих профессий, по праву считается региональный проект «Молодые профессионалы». Целевая группа — это прежде всего учащиеся колледжей и техникумов.

Как подчеркнул Андрей Цветков, система среднего профессионального образования в Краснодарском крае одна из самых крупных в России. Сто пятнадцать образовательных учреждений, которые подчинены различным ведомствам, 69 колледжей и техникумов, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики региона, шесть — Министерству культуры, десять — Министерству здравоохранения. Есть и частные образовательные организации, в которых обучают профессиям, входящим в пул системы среднего профессионального образования.

— В последние годы наблюдается очень пристальное внимание к рабочим профессиям, потому как отраслям экономики необходимы квалифицированные кадры,— заметил Андрей Цветков. — Краснодарский край — динамично развивающийся регион, которому нужны специалисты в строительной отрасли, сфере обслуживания, в других отраслях. И система среднего профессионального образования гибко реагирует на эти потребности, видоизменяя перечень специальностей, по которым обучаются в колледжах и техникумах.

В этом году в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» ряд кубанских колледжей и техникумов будет оснащен двадцатью новыми лабораториями, которые призваны помочь образовательным организациям выйти на новый качественный уровень обучения ребят. Они будут созданы по компетенциям «повар» и «строитель», которые в настоящее время наиболее востребованы на рынке труда.

В ближайшие годы мы будем расширять перечень компетенций, по которым станем оснащать и мастерские в учебных заведениях. В планах — промышленные и инженерные технологии, обслуживание транспорта, сфера услуг и строительство, логистика, социальная сфера. Эти направления в профессиональной подготовке ребят будут приоритетными при оснащении колледжей и техникумов.

В Краснодарском крае уделяется особое внимание качеству подготовки по рабочим профессиям, и это находит свое отражение в глобальном проекте-конкурсе «Молодые профессионалы» — очень интересном чемпионате, который проводится по многим рабочим профессиям,— заметил Андрей Цветков.

— Недавно наш край стал площадкой для проведения всероссийского чемпионата. Движение «Молодые профессионалы» очень популярно, и его участники не только учащиеся колледжей и техникумов, но и школьники. В очень интересной форме проходят конкурсные испытания, на соревнованиях ребята представляют также интересные проекты, многие из которых затем реализуются.

Конкурс интересен не только самим участникам, но и производителям и бизнес-сообществу, потому что решает ряд важных задач для тех, кто задействован в реальном секторе экономики. Представители предприятий и организаций на конкурсе находят для себя молодых специалистов, знакомятся с их проектами. Очень важно, что они могут инвестировать в человека, который затем сможет успешно реализовывать свои передовые идеи на том или ином предприятии,— подчеркнул Андрей Цветков.

Будущее — в настоящем

На пресс-конференции была озвучена реализация еще одного важного регионального проекта — «Учитель будущего», который охватывает порядка пятидесяти процентов всех кубанских педагогов. Кроме этого шла речь и о системе непрерывного педагогического образования.

— Мы прекрасно понимаем, что современный мир быстро меняется и работникам сферы образования необходимо иметь соответствующий уровень квалификации, постоянно развиваться в профессиональном плане, совершенствоваться,— подчеркнул заместитель министра. — Поэтому очень важно, насколько быстро педагог может обучиться новым методикам и образовательным технологиям. Кроме этого он должен быть обучен работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся в школах.

Другой региональный проект — «Успех каждого ребенка». Очень важно, чтобы каждый ребенок с учетом своих особенностей и интересов мог добиться профессионального успеха в своей жизни. Поэтому одним из направлений регионального проекта является создание детских технопарков. В этом году в Краснодарском крае уже открылся первый из них, в котором ребята занимаются разработкой своих интересных проектов.

— Похвально стремление ребят реально приносить пользу людям и производству, где могут внедряться их разработки. До 2024 года планируется создать еще больше детских технопарков. Что касается мобильных технопарков на платформе автомобилей, то на этот год было запланировано приобретение двух, в ближайшие годы — до десяти,— уточнил Андрей Цветков.

Рассказал он и о проекте «Социальная активность», который касается работы с молодежью, развития волонтерского движения на Кубани. Число добровольцев с каждым годом увеличивается, и они задействованы в реализации различных социальных проектах. Планируется создание Совета по развитию добровольчества, который будет координировать работу волонтерского движения.

— Развитию сферы образования и реализации национальных и региональных проектов на Кубани уделяется самое пристальное, неослабное внимание. Работа в этом направлении проводится очень активная, и есть уверенность, что все задачи, поставленные перед системой образования, будут успешно выполнены,— резюмировал заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Андрей Цветков.

Михаил МУСАЕВ

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение