Как отстоять свои права и законные интересы

Адвокат Сергей Георгиевич Сорокин с 1978 по 2009 год работал в госорганах, в том числе и аппарате Прокуратуры Краснодарского края. Он старший советник юстиции, полковник. Основное направление работы — надзор за следствием и дознанием. В 2009 году уволился в связи с выслугой лет. В 2010 году принят на работу в Краснодарскую краевую коллегию адвокатов и в ее Октябрьском филиале работает по настоящее время. Награжден ведомственными медалями.

Как отстоять свои права и законные интересы

В жизни иногда возникают ситуации, которые невозможно разрешить без обращения в прокуратуру, полицию, следственные органы.

Для адвоката же, который специализируется на оказании юридической помощи по уголовным делам, это основной вид работы, поскольку поданные своевременно мотивированные жалобы, ходатайства могут серьезно помочь клиенту и повлиять на исход дела.

Так, в одном из районов края был привлечен к уголовной ответственности предприниматель за нарушение миграционного законодательства: он предоставил работу мигранту, не имеющему патент для трудовой деятельности на территории РФ. А за это предусматривается наказание с лишением свободы.

Адвокат в ходе судебного рассмотрения дела заявил ходатайство об освобождении предпринимателя от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Мотивировал тем, что гражданин впервые привлекался к уголовной ответственности за преступление, относящееся к категории средней тяжести, и загладил причиненный преступлением вред.

Суд ходатайство удовлетворил и уголовное преследование прекратил. Был назначен штраф, который оказался меньше, чем если бы человек привлекался за то же правонарушение, но по административному кодексу. И поскольку дело было прекращено, то привлечение к уголовной ответственности не повлекло за собой судимости, которая влечет за собой определенные правовые последствия.

Но не только адвокат может отстаивать интересы доверителя. Хотя профессионал сделает это более результативно, каждый гражданин может сам обратиться в государственные, муниципальные и правоохранительные органы за защитой своих прав. Для этого необходимо знать следующее.

Федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» предусматривает порядок направления, регистрации и разрешения жалоб и обращений. В нем указано, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления адресату.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Гражданина, направившего обращение, уведомляют о переадресации.

Жалоба, обращение должны быть рассмотрены в срок, равный тридцати суткам, в исключительных случаях он может быть продлен еще на тридцать суток. По результатам заявителю направляется письменный ответ о принятых мерах.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица.

Также запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Однако практика показывает, что именно эти два положения закона наиболее часто нарушаются должностными лицами при разрешении жалоб и обращений граждан.

Существует порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти. В Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в соответствующие госорганы, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы.

В прокуратуре, Следственном комитете, МВД действуют ведомственные инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан, утверждены регламенты, в том числе касающиеся и рассмотрения жалоб. Получить ответ от вышестоящего должностного лица, например прокурора края, можно только после того, как были получены ответы от прокурора района, начальников отдела, управления, его заместителя. С учетом срока рассмотрения обращения в каждой инстанции это приблизительно полгода. Ускорить данную процедуру можно, только если попасть на личный прием к кому-либо из перечисленных должностных лиц.

Свои права при доследственной проверке, расследовании уголовного дела можно и необходимо защищать путем обращения к надзирающему прокурору, руководителю следственного органа, в суд по месту их проведения. Эти статьи предусматривают ускоренный порядок разрешения жалоб (трое суток, в исключительных случаях — десять суток, судом — пять суток). По результатам рассмотрения выносятся процессуальные решения, которые могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях.

Обилие законов и подзаконных актов, специфика судебной практики диктуют, что находить решения возникающих проблем должны всё же специалисты, обладающие профессиональными знаниями.

Элина БОРИСОВА