Краснодар без пробок — такое возможно

Таким мы увидим город, если будет воплощена в жизнь программа развития транспортно-дорожной сети столицы Кубани.

В Законодательном Собрании Краснодарского края на днях прошло совещание, на котором вице-мэр Краснодара Артем Доронин представил программу комплексного развития улично-дорожной сети и общественного транспорта столицы Кубани на ближайшие пять лет.

Искать решение транспортных проблем

Каждый житель столицы Кубани мечтает о городе без пробок в часы пик, о дорогах без ям и выбоин, об удобных парковках и общественном транспорте, который работает с точностью хороших часов. О том, как этого добиться в обозримом будущем, и говорили участники совещания. Его организаторами и модераторами выступили вице-спикер кубанского парламента Сергей Алтухов, председатель комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства ЗСК Владимир Чепель. В работе приняли участие первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства края Андрей Коновалов, депутаты, представители краснодарской мэрии.

— Вопрос транспортной доступности в краевом центре стоит достаточно остро, связано это с загруженностью городской транспортной сети. Что нужно предпринять для решения транспортной проблемы в «городе-миллионнике»? Каков вектор развития улично-дорожной сети Краснодара? Эти вопросы вынесены в повестку сегодняшнего обсуждения,— задал тон Владимир Чепель.

— Сегодня важно не только поддерживать в хорошем состоянии эксплуатируемые дороги, но и прокладывать новые, поскольку именно они позволяют разгрузить действующие автомагистрали, забитые транспортом. Важно и понимать, каким будет развитие дорожной сети в столице Кубани,— продолжая тему, отметил Сергей Алтухов.

О ситуации с прокладкой и ремонтом дорог, о развитии дорожно-транспортного направления в столице Кубани участникам совещания доложил вице-мэр города Артем Доронин. Он отметил, что Краснодар расположен на основных дорожных артериях, ведущих к побережью Черного и Азовского морей с курортами и морскими портами. По территории города помимо городских маршрутов общественного транспорта проходит около 80 межрегиональных, пригородных и смежных межрегиональных маршрутов, трафик движения которых ежедневно составляет порядка шестисот единиц транспортных средств. При этом коэффициент загрузки, необходимый для беспрепятственного движения транспорта, сейчас в 2—2,5 раза превышает нормативный показатель. Сегодня на тысячу жителей приходится 415 автомобилей, в то время как существующая улично-дорожная сеть (крупные объекты которой — Северные мосты, Тихорецкий и Фадеевский мосты — были построены в 1975—1978 годах) рассчитана лишь на 170—180 авто. Вместе с тем прирост уровня автомобилизации населения составляет порядка 2—3 процентов в год, а значит, нагрузка на дорожные объекты будет только увеличиваться.

По мнению Артема Доронина, решение транспортных проблем возможно только при комплексном подходе к реконструкции и развитию всех элементов транспортной инфраструктуры. Без содержания имеющихся автодорог в надлежащем состоянии нет смысла говорить о создании новых магистралей, уверен Доронин.

На сегодняшний день протяженность дорожной сети краевого центра составляет 1748 км. Из них около 704 км, то есть почти 40 процентов, в гравийном исполнении. На ремонт гравийного покрытия необходимо порядка 745 млн рублей в год, еще 250 млн ежегодно требуется на ямочный ремонт.

— Согласно нормативам, разработанным в ходе паспортизации городских автодорог, для содержания улично-дорожной сети нужно порядка 2,7 млрд в год,— сообщил докладчик,— тогда как на сегодняшний день наполняемость дорожного фонда (это субсидии из бюджета РФ, акцизы на бензин, доходы от платных парковок, штрафы, арендная плата за земельные участки и др.) составляет 575 млн рублей, то есть 12 процентов от необходимой суммы.

Наполняемость муниципального дорожного фонда целесообразно пересмотреть, подчеркнул докладчик, добавив, что соответствующее предложение уже направлено в профильный комитет гордумы. Речь, в частности, идет о привлечении дополнительных поступлений в дорожный фонд от транспортного налога, а также от штрафов за неоплату парковочных мест.

Перспективы развития дорожной сети

Программа развития транспортно-дорожной сети Краснодара на ближайшие 15—20 лет предусматривает прокладку дорог-дублеров основных автомагистралей, а также строительство новых объектов дорожной инфраструктуры: подземных переходов, развязок и так далее. Данная программа должна обеспечить хорошую пропускную способность транспортных артерий города. Уже ведется проектирование новых объектов в ее рамках, готово четыре проекта. Один из них — прокладка дороги по улице Думенко (на участке от улицы 70-летия Октября до улицы Калинина). Также запланировано строительство трех подземных пешеходных переходов через ул. Дзержинского, через ул. Вишняковой в районе Вещевого рынка и в створе с ул. Гаврилова через ул. Красную. Ведется также проектирование новых объектов по трем направлениям. Первые два реализуются в рамках госпрограммы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» — это четыре объекта маршрута Володарского — Тихорецкая — М4 «Дон» (так называемый Восточный подъезд к Краснодару) и 14 объектов улично-дорожной сети. Третье направление — это выполнение проектных работ за счет средств местного бюджета по реализации десяти объектов. Таким образом, в ближайшей перспективе в городе планируется реализовать 32 важнейших проекта.

— Напомню, что последний раз серьезные проекты улично-дорожной сети в Краснодаре реализовывались в конце 1970 — начале 1980 годов,— подчеркнул в своем выступлении Артем Доронин. — Ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ (без учета изъятия земельных участков) составляет порядка 19 млрд рублей.

Вице-мэр уточнил, что к приоритетным проектам, таким, например, как транспортный коридор «Восточный подъезд к Краснодару» и прокладка подъезда к строящейся школе-интернату «Поколение», было добавлено еще девять не менее важных социально значимых объектов. В нынешнем году при наличии финансирования возможно приступить к реконструкции улиц: Циолковского — от ул. Гастелло до ул. Репина; Черкасской — от ул. Восточно-Кругликовской до ул. Героев-Разведчиков; ул. Александровской — от ул. Букетной до ул. Константиновской; Ратной Славы — от ЖК «Прованс» до ул. Тверской, а также к выполнению капитального ремонта ул. КИМ — от ул. Степана Разина до ул. Малой, ул. Благоева — от дома №7 до улицы Мачуги, ул. 40-летия Победы — от ул. Восточно-Кругликовской до ул. Героев-Разведчиков; ул. 1-й Сторожевой — от ул. Вольной до ул. Раздольной. Также в этом числе и строительство подземного пешеходного перехода через ул. Красных Партизан в районе больничного комплекса МУЗ «Городская больница №2 (КМЛДО)». Стоимость строительно-монтажных работ по этим объектам составит 1,1 млрд рублей. В 2020 году планируется освоить 670 млн, остальное — в 2021-м.

Всего на среднесрочную и долгосрочную перспективу для реализации мероприятий по развитию улично-дорожной сети с учетом мероприятий, предусматриваемых в корректируемом в настоящее время генплане Краснодара, необходимо не менее 35 млрд рублей.

Приоритет — общественному транспорту

Сегодня одна из главных проблем столицы Кубани — запредельный уровень автомобилизации, в том числе перенасыщенность общественным транспортом малой вместимости.

Решение проблемы, по мнению Артема Доронина, в безусловном приоритете общественного транспорта, который должен быть крупногабаритным. Его закупки будут наращиваться.

Вице-мэр уточнил, что на закупку новых трамваев и троллейбусов необходимо около 8 млрд рублей. Благодаря поддержке краевой администрации и Законодательного Собрания Краснодарского края город продолжает масштабное обновление подвижного состава. Так, в 2020 году планируется закупка 29 новых трамваев, а недавно принято решение по приобретению не менее 21 троллейбуса с удлиненным ходом. Подобного обновления горэлектротранспорта не было за последние тридцать лет.

Общественный транспорт в перспективе может обеспечивать до 80 процентов поездок населения. Однако именно он сильнее всего страдает от пробок. В данной связи становится актуальным снижение объемов перевозок на индивидуальном транспорте, считает Артем Доронин. А это невозможно без реализации комплекса мер по приоритетному развитию общественного транспорта и повышения его привлекательности.

В связи с этим в городе продолжается работа по внедрению выделенных полос для движения общественного транспорта. На сегодняшний день их протяженность составляет 21 км. В ближайшей перспективе более 30 км «полос А» предполагается обустроить еще на 24 участках улично-дорожной сети и подъездах к городу. В первом полугодии 2020 года такие полосы будут выделены в Фестивальном микрорайоне города.

Кроме того, в столице Кубани продолжается модернизация сети горэлектротранспорта — проводится комплекс мероприятий по прокладке трамвайных линий и ремонту существующих, отметил вице-мэр. На сегодняшний день ведется разработка документации и планирование территории по трем перспективным линиям строительства.

— Обеспечение прерогативы общественного транспорта потребует вложения 22 млрд рублей в течение пяти лет,— отметил Артем Доронин и подытожил: — Реализация большинства разрабатываемых проектных решений в комплексе с развитием общественного транспорта и обеспечением приоритета его движению, а также в комплексе с реализацией планов региональных и федеральных дорожных структур позволит минимум на 15—20 лет обеспечить перспективный запас пропускной способности и развития улично-дорожной сети в столице Кубани.

Дорогам нужен хозяин

Обсуждая представленную программу развития улично-дорожной сети, парламентарии затронули несколько конкретных дорожных проблем краевого центра. Так, депутат ЗСК Андрей Булдин поднял вопрос о недопустимости перегораживания краснодарцами проездов по городским улицам. Он предложил создать городской реестр закрытых улиц.

Его коллега, депутат ЗСК Денис Хмелевской, предложил ввести более строгие меры наказания для водителей автомобилей, которые в час пик передвигаются по трамвайным путям и препятствуют движению общественного транспорта.

Владимир Чепель поднял проблему обеспечения общественного транспорта пассажиропотоком. Он предложил ввести единый электронный билет для местного населения, аргументировав это тем, что введение такого документа даст существенную экономию бюджетных средств. Ведь льготный проезд для 16 млн туристов город, а значит, и его жители оплачивают из своего кармана — это во-первых, пояснил председатель комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства ЗСК. Во-вторых, введение единого электронного билета создаст препятствие для работы перевозчиков-нелегалов. Также Владимир Чепель озвучил вопросы, связанные с организацией перехватывающих парковок, предложив дорожникам закладывать сооружение таких парковок в проектную документацию. Он особо подчеркнул необходимость комплексного подхода в решении дорожных вопросов.

— Дороги — это такой же насущный вопрос, как строительство детских садов и поликлиник. Это залог дальнейшего экономического развития края. Хотелось бы сегодня видеть в градостроительных планах дороги, соответствующие всем требованиям безопасности. Кроме того, у дорог должен быть один хозяин, ответственный за их состояние,— подчеркнул Владимир Чепель.

Подводя итог заседания, Сергей Алтухов предложил подобные встречи проводить дважды в год, чтобы успеть заложить в бюджет необходимые средства для решения дорожных проблем. Владимир Чепель добавил, что расходование выделяемых на дорожные нужды средств депутаты будут держать на контроле.

Екатерина ЮРЧЕНКО