Нечистый «чистый» бизнес

Количество автомобилей на Кубани ежегодно увеличивается, а ее столица Краснодар и вовсе вышла на первое место в стране по уровню автомобилизации, уступив лишь Москве и Санкт-Петербургу: на тысячу горожан здесь приходится 437 железных «коней». Растет и число автомоек: в Краснодаре их около пятисот, в регионе — полторы тысячи. Грязная вода и моющие средства, а с ними и вся таблица Менделеева — вот что «поставляет» большинство автомоек в почву и воду.

Благословенна земля Тамани. Была…

Недавний пример того, как чистый бизнес оказывается нечистым с точки зрения экологического благополучия, родом с Тамани, где, напомним, выращивается больше половины кубанского винограда. Здесь, в поселке Прогресс Новотаманского сельского поселения, сливы с автомойки для цистерн и другого грузового транспорта поставили этот уголок кубанской земли на грань экологической катастрофы. Три года назад рядом в поселке, на улице Гаражной, открылась точка, где моют и пропаривают цистерны грузовиков, которые перевозят химикаты. Вода, которая сливается в процессе очистки емкостей, просто течет по полям в сторону виноградников и лиманов, откуда попадает в Черное море.

Местные активисты не раз пытались добиться от двух предпринимателей, владеющих автомойкой, прекратить сливы или модернизировать сливную систему и установить очистные сооружения. Те же уверяли, что сбрасывают исключительно отходы органического происхождения. Однако, несмотря на жалобы в контролирующие инстанции и ведомства, автомойка три года сливала смывы химикатов и грязную отработанную воду на поля. За это время на краю Прогресса появилось огромное черное пятно: выжженные кусты и трава, черное «озеро» нечистот с жутким запахом, который ветер доносит до ближайших населенных пунктов.

В середине декабря в поселке собрался народный сход, куда помимо жителей и главы Новотаманского сельского поселения Георгия Шлахтера пришли владельцы автомойки. Последние признали свою вину и даже начали рекультивацию загрязненного участка, однако он давно уже превысил границы того, что принадлежит бизнесменам. Несмотря на обещания начать цивилизованно утилизировать стоки и вывозить химические отходы, жители проголосовали за закрытие автомойки. Однако спасет ли это таманскую землю и сколько ей понадобиться времени, чтобы сделать ее не то чтобы экологически благополучной, но хотя бы нейтральной?

«Черные» ассенизаторы

Хотя для открытия мойки не нужны ни лицензия, ни согласование с контролирующими органами, по закону у этих предприятий обязательно должны быть разрешения на предельно допустимые выбросы, договоры со специализированными организациями на утилизацию отходов определенного класса опасности, причем заведения должны вести учет таких отходов. Кроме того, по санитарным нормам мойка, на которой одновременно может находиться от трех до пяти авто, относится к предприятию четвертого класса опасности, поэтому должна находиться минимум в ста метрах от жилых домов. На одну-две машины — в пятидесяти метрах. Однако поговорка про закон, который что дышло — куда повернул, туда и вышло, для владельцев автомоек, кажется, норма поведения.

Как рассказали «Кубани сегодня» в Управлении торговли и бытового обслуживания населения администрации Краснодара, чаще всего жители города сами жалуются на автомойки: на шум, слив отработанной воды с химикатами в ливневую канализацию или вовсе на тротуар, на белый налет от моющих средств и прочие неудобства от соседства с автомойками — среди них не только несоблюдение санитарных правил и норм и загрязнение окружающей среды, но и нарушение тишины и покоя граждан. Чаще всего с предпринимателями-нарушителями проводят беседы о соблюдении санитарного и общественного порядка, а также нормативно-правовых актов в сфере предоставления услуг по мойке автотранспортных средств и выписывают штрафы: увы, полторы — две тысячи рублей.

Опять же по закону владелец автомойки обязан отработанную воду с остатками моющих средств вывозить только через специальную фирму, имеющую лицензию на утилизацию таких отходов. Однако ее услуги обойдутся от девяти тысяч рублей за кубометр, что автоматически делает «чистый» автомоечный бизнес убыточным. Поэтому кто-то прибегает к сливу в ливневую канализацию, а кто-то за треть цены нанимает «черных» ассенизаторов, которые сливают химию в полях и на очистных сооружениях, откуда «мертвая» вода попадает в грунтовые воды и в реку Кубань, загрязняя их.

Вода, песок и безопасность

Как должна работать автомойка, не принося вреда экологии? Согласно РД 152-001-94 «Экологические требования к предприятиям дорожно-транспортного комплекса» «моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов предельно допустимых сбросов», а «моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды». ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера» также ограничивает водосброс подобных предприятий, которые должны работать по «замкнутой системе водоснабжения». Иначе говоря, очистные сооружения для автомойки обязательны: с одной стороны, это необходимо для соблюдения природоохранных нормативов, а с другой — позволяет уменьшить потребление воды на 80—85 процентов, возвращая часть ее для повторного использования.

Как пояснили «Кубани сегодня» в компании «Биопотенциал», специализирующейся на утилизации отходов, система фильтрации автомойки должна очищать использованную воду от грязи, солей и нефтепродуктов, прежде чем направить в сток или применить повторно. Такие очистные системы используют несколько разновидностей систем очистки сточных вод для оборотного водоснабжения, а на окончательном этапе для уничтожения бактерий в воде и удаления неприятных запахов ставят дозирующий насос, подающий различные стерилизующие средства или раствор перекиси водорода. В противном случае воды, стекающие после помывки автомобиля, будут иметь высокую концентрацию вредных примесей: бензин, масло, нефтепродукты, тяжелые металлы нанесут вред окружающей среде.

Рекомендованные очистные сооружения для автомоек обычно построены на методах флотации и фильтрации. Они обеспечивают значительное очищение от большинства вредных веществ, примесей, включая нефтепродукты. Кроме того, важно отметить, что очистные сооружения для автомоек позволяют добиться значительной экономии бюджета. Дело в том, что более 80 процентов всех вод, идущих на помывку автомобилей, после их прохождения через очистные сооружения для автомоек возвращается и может быть использовано вторично. Очистка сточных вод на автомойках осуществляется с помощью основного фильтрующего элемента — обыкновенного песка. Очищение происходит в несколько этапов: механический, биологический, физико-химический, иногда — дезинфекция сточных вод.

Например, применение системы оборотного водоснабжения автомойки СКАТ, предназначенной для очистки стоков от взвешенных веществ, масел, нефтепродуктов и жиров, позволяет добиться того, что на выходе в отработанной воде все вышеперечисленные вещества будут в предельно допустимой концентрации, безопасной для экологии.

Цифры и факты

В 2017—2018 гг. власти Краснодара проверили работу около 517 сервисных компаний: были составлены паспорта автомоек, созданы планы по улучшению их внешнего архитектурного облика и благоустройства прилегающих территорий. Отдельно проверили наличие у владельцев автомоек договоров на водоснабжение и водоотведение, а также на утилизацию сточных вод и нефтесодержащих отходов, вывоз мусора.

Подготовила Анастасия КУРОПАТЧЕНКО