Несовершенная система электронных аукционов может лишить многих сочинских предпринимателей работы

Глобальный тренд на перевод экономики в электронную плоскость понятен и правилен. Через открытые онлайн-аукционы уже сейчас разыгрывается львиная доля государственного заказа, аренды муниципальных земель, недвижимости и так далее. Но наравне с безусловными плюсами этой системы: открытостью, прозрачностью, скоростью — повальный перевод всего и вся в цифровой формат имеет существенные недостатки, требующие доработки и вдумчивого подхода. И, к сожалению, когда принцип «семь раз отмерь — один раз отрежь» не работает, то режут по живому.

Бизнес на клавише мышки

В редакцию пришло письмо из Сочи. В конверте резолюция собрания предпринимателей города-курорта от 18 февраля 2020 года по оценке и внесению изменений в Постановление №175 от 18.02.2020 администрации г. Сочи «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Документ подписан предпринимателями и представителями десятков организаций. Смысл очень прост. Согласно постановлению администрации Сочи право аренды мест под нестационарные торговые объекты (НТО или некапитальные павильоны, киоски, ларьки и так далее) теперь будет разыгрываться на электронном аукционе. Вроде бы всё в духе времени. Почему же тогда это вызвало широкий резонанс среди предпринимателей?

— Введение электронных аукционов для НТО преждевременно, так как система не отработана,— считает председатель Сочинского отделения общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России» Сергей Мокров. — Приведу один пример. На одном из занятий, где предпринимателей обучали участию в электронном аукционе, на минуту отключилась электроэнергия. Интернет «вылетел», и, естественно, все участники потеряли связь с электронной площадкой. Торги прошли без них. Гарантии, что подобное не повторится, нет. Более того, многие предприниматели старшего поколения просто не обладают необходимыми знаниями для участия в торгах. Казалось бы, отключение света — мелочь. Но она способна уничтожить бизнес предпринимателя, ведь никого не интересуют причины, по которым человек не смог бороться за право аренды в онлайне. В итоге он лишается торгового места и как следствие — бизнеса. Это лишь одна сторона, но весьма показательная.

По-честному ли?

Существует и другая — более глобальная проблема, касающаяся честной борьбы. В аукционе побеждает тот, кто предложил максимальную цену за аренду. Кто победит: предприниматель или крупная организация? Ответ очевиден. В таком случае о какой честной конкуренции может идти речь? По сути, ничто не мешает компании, обладающей значительными средствами, сыграть на непосильное для других участников повышение, получить право аренды, а затем сдавать эти участки тем же предпринимателям, которые до этого трудились на них годами, но теперь будут вынуждены платить гораздо больше за право работать. При высочайшей конкуренции в сфере розничной торговли и не самой благополучной экономической ситуации получается, что многие предприниматели попросту прекратят свою деятельность.

Более того, случаев, когда торги выигрывались фирмами из других регионов, а потом контракты не исполнялись, множество. В противовес: местные предприниматели такого себе не позволяют.

Еще одним из аргументов сторонников сплошного перехода на электронные торги является антикоррупционная составляющая. Однако и здесь имеются поводы усомниться в эффективности интернет-аукционов в этой нелегкой борьбе. Ведь прежняя система была так же обезличена, как и электронные торги. Предприниматель собирал пакет документов и в запечатанном виде сдавал их в администрацию. Там конверту присваивался номер и дальше заявка рассматривалась исключительно с позиции соответствия представленных документов требованиям закона и иных регламентов.

— И раньше, и сейчас предприниматель должен представить документы по утвержденному перечню. В этом плане ничего не изменилось: документы так же проверяются на достоверность, соответствие и прочее. Так что говорить о росте качества обслуживания, повышении уровня сервиса и улучшении борьбы с коррупцией в связи с переходом на электронные аукционы не приходится. Однако теперь только за возможность зайти на электронную площадку предприниматель должен заплатить 4900 рублей. Далее, чтобы участвовать в аукционе он обязан внести залог на сумму, в шесть (!) раз превышающую начальную стоимость лота. Вынуть такие средства из оборота для малого бизнеса очень проблематично. Также нужна универсальная электронная подпись. Это тоже затраты. Таких тонких мест в данной системе настолько много, что внедрять ее рано. Ведь предприниматели готовы участвовать в торгах, бороться за место, конкурировать, но с понятными и четкими критериями. Сейчас же приходится констатировать, что нынешняя система ставит малый бизнес в неравные условия с другими — более сильными игроками,— объясняет член совета Союза «Торгово-промышленная палата города Сочи» Наталья Ахтырская. — Другая сторона медали — реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С каждого региона спрашивают данные о росте числа предпринимателей. Так вот, с такой политикой высока вероятность обратного процесса: бизнес начнет сворачивать свою деятельность или уходить в другие регионы. Например, в Удмуртии налог на вмененный доход для малого бизнеса снизили с шести до одного процента. Это очень сильный ход. Уверена, что многие предприниматели задумаются о том, чтобы перерегистрировать свой бизнес в более лояльном субъекте. В таком случае электронные торги по НТО дадут кратковременный положительный эффект для города — арендная плата за места будет гораздо выше. Но в перспективе неизбежны потери. И по налогам, и по предпринимательской активности, и по участию бизнеса в социальных проектах. Малый и средний бизнес и так сейчас находится в очень непростой ситуации, он уязвим. И введение электронных аукционов никак нельзя назвать хорошей новостью для тех, кто работает на нестационарных торговых объектах.

Послушать и услышать

Стремление исполнительной власти перейти на электронные торги понятно: это удобно, быстро… и модно. Но стоит ли всех подводить под один ранжир? Малый и средний бизнес — это люди, которые живут и работают в своем же городе. Они кровно заинтересованы в его процветании и многое для этого делают. Так, может, имеет смысл детально изучить вопрос, обсудить, всё взвесить и лишь потом принять решение, которое устроит всех? Бизнес с надеждой ждет диалога.

Игорь ПРИЛУКИН


Резолюция собрания предпринимателей города Сочи от 18 февраля 2020 года по оценке и внесению изменений в Постановление №175 от 18.02.2020 администрации г. Сочи «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

Собрание предпринимателей считает, что проведение электронного аукциона по размещению нестационарных торговых объектов (далее НТО) на территории города Сочи нецелесообразно.

В городе Сочи в области торговли создана беспрецедентная конкуренция. Так, доля реализованных товаров только продовольственной группы торговыми сетями в разы превышает 25 процентов — предел, определенный ст. 14 ФЗ №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Экономическое положение малого бизнеса очень тяжелое. Мы вымотаны выполнением бесконечных требований администрации г. Сочи: неоднократно заменялись материалы стен и кровли, сделаны пандусы для инвалидов, благоустроена прилегающая территория, установлены урны, произведено озеленение. Особенно большие вложения были сделаны перед проведением Олимпиады. Этим мы поставлены в неравные конкурентные условия.

Многие предприниматели, более старшего возраста, которые составляют большинство в данном сегменте, не обладают достаточной компьютерной грамотностью и просто не узнают о проведении электронного торгового аукциона, вовремя не обеспечат регистрацию, оплату и не смогут участвовать в аукционе. Для того чтобы участвовать в аукционе, необходимо хотя бы дать им время для обучения компьютерной грамотности и правилам участия в электронном аукционе на электронной площадке.

Аукцион двухуровневый. По второй части аукциона нет ни критериев, ни порядка определения победителя. Окончательное решение принимает комиссия, а выигравший первый уровень не означает, что он победитель аукциона. Это значительно сложнее ранее проводимого открытого конкурса на размещение НТО, не является объективным и дает широкое поле для коррупции.

Всё это приведет к потере субъектами предпринимательства своих объектов и даже бизнеса, переделу собственности и обострению социальной обстановки.

Примеры этого передела уже есть: так, в 2019 году в конкурсе на размещение НТО (в сегментах «квас», «бахчевые развалы», «овощные торговые точки»), проводимом администрацией Центрального района г. Сочи, выиграла одна фирма — «Администрация труда», которая, пересдала свое право на размещение другим предпринимателям. В 2020 году эта же фирма выиграла 1 тыс. кв. м под сдачу нестационарных объектов торговли в Адлерском районе и в дальнейшем имеет намерение пересдавать эти места в субаренду. Всё это не соответствует п. 2 ст. 6 ФЗ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обязательное проведение процедуры электронного аукциона на размещение НТО в законодательстве РФ вообще отсутствует.

В проекте постановления также прописан ряд положений и норм, противоречащих нормам федерального законодательства, о чем предприниматели заблаговременно сообщили в своем обращении к главе администрации г. Сочи.

Поскольку на каждом объекте НТО трудоустроено несколько человек, все это затрагивает интересы нескольких тысяч предпринимателей и их семей. Кроме этого субъекты предпринимательства применяют в качестве налогообложения единый налог на вмененный доход, который поступает в бюджет города, что также для нас, сочинцев, немаловажно.

Считаем правильным оставить прежний принцип проведения открытого конкурса на размещение НТО с предоставлением существующих преференций сочинцам с учетом наших предложений, которые присутствовали в предыдущем постановлении №2967 от 30.12.2013 и были исключены в новом постановлении №175 от 18.02.2020. Как альтернативу — отложить этот пункт постановления, по крайней мере на 3—5 лет.

Просим обсудить данную проблему на профильном комитете Городского Собрания Сочи и Координационном совете при главе администрации г. Сочи с учетом мнения предпринимательского сообщества и сочинцев, представленных общественными организациями города, и рекомендовать внести соответствующие поправки в постановление №175 от 18.02.2020.