О чем говорит закон

По вопросу заключения заказчиком договоров на поставку одноименных товаров и (или) выполнение работ (оказание услуг) с одним лицом на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в настоящий момент возникает немало споров с контролирующими органами. Хотелось бы довести позицию ФАС России по порядку применения данных положений ФЗ №44.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44 закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, Дом культуры, Дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44 закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Ранее Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливал запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 ФЗ №94. ФЗ №94 утратил силу.

Исходя из положений п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44 ограничения на приобретение одноименных товаров, работ, услуг отсутствуют. С учетом изложенного само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44, не является нарушением требований ФЗ №44, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции). При этом в случае заключения соответствующих договоров по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44 с превышением установленного годового объема таких закупок действия заказчика будут являться нарушением ФЗ №44, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 1, ч. 2 ст. 7.29 КоАП (размеры административного штрафа на должностное лицо — 30 тысяч рублей и 50 тысяч рублей).

ФАС России обращает внимание на то, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44 в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования ФЗ №44, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Данная позиция ФАС России была отражена в письме №РП/27902/17 от 25.04.2017 и оставлена без изменений (письмо ФАС России от 14.11.2019 №ИА/100041/19).

В управление поступает множество обращений и телефонных звонков по вопросу незаключения контракта победителями торгов по техническим причинам и с просьбой о продлении сроков подписания контракта. При обращении к операторам электронной площадки по данному вопросу участникам, на наш взгляд, доводится некорректная информация, возможно по предписанию контролирующего органа.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).

Законом установлена обязанность заказчика направлять в реестр недобросовестных поставщиков информацию об участниках закупки, уклонившихся от заключения контракта. При этом ФЗ №44 не предусмотрена выдача предписаний о продлении сроков подписания контракта. Антимонопольный орган осуществляет контроль в отношении субъектов контроля, указанных в ч. 2 ст. 99 ФЗ №44. Предписания о нарушении законодательства о контрактной системе выдаются заказчику при наличии нарушений. Процедура выдачи предписаний участникам закупок ФЗ №44 не предусмотрена.