Обреченные на бездорожье: Минприроды края велело снести единственную дорогу к СНТ «Сосновое» под Геленджиком

После долгих и безнадежных попыток добиться от чиновников помощи в юридическом оформлении ремонта дороги жители садоводческого товарищества за свой счет обновили полотно, но теперь их заставляют сделать как было, обвиняя в незаконном строительстве.

О глупых инициативах и бессмысленных решениях чиновников пишут не только классики русской литературы, но и ежедневно рассказывают новости нашей бескрайней Отчизны. Всему виной оторванность власти от простых людей. Администраторы меряют всё происходящее крупными широкомасштабными проектами, на фоне которых простые заботы народа выглядят мелкими и заурядными. Если в крупных проектах чиновники готовы пойти на любые поблажки, вплоть до того, чтобы законодательство подправить там, где что-то не сходится, то в делах житейских для среднестатистических граждан бюрократы становятся непреодолимым, бездушным препятствием. Такое впечатление, что государство ищет, за что зацепиться, чтобы сказать гражданину «не положено» или «привести в соответствие».

В бюрократическую ловушку попали жители садового некоммерческого товарищества «Сосновое», которые после долгих попыток достучаться до власти сами отремонтировали единственную дорогу, связывающую их с внешним миром, за что жестоко поплатились. Министерство природных ресурсов региона обвинило граждан в незаконном строительстве дороги на землях лесного фонда и требует снести объект. Почему такое требование абсурдно, постараемся разобраться.

СНТ «Сосновое» образовалось еще в 1991 году. Дорога, которая связывала товарищество с городом, существовала с середины прошлого века, то есть задолго до появления поселения. По этой дороге добирались до своей части военнослужащие.

С 1997 года на картах эту дорогу стали обозначать как дорогу шириной 10 метров с твердым покрытием. Активное освоение территории СНТ началось в 2000-х годах. Здесь появились жилые дома, люди стали получать регистрацию по месту жительства. В течение этого времени члены товарищества самостоятельно ремонтировали, подсыпали щебень, грейдировали дорогу за свои деньги. В последние годы на такие работы тратилось более 200 тысяч рублей в год, потому что из-за рельефа и низкого качества щебень быстро вымывался и рассыпался по улицам, а машины стирали его в пыль. В 2018 году под дорогой был проложен подземный газопровод, из-за чего дорога пришла в полный упадок. По словам местных жителей, в курортный сезон по этой дороге проезжает около трехсот машин в сутки. Туристы едут в кемпинг на берегу моря. И это единственный для них путь.

— Когда главой города был Хрестин, в 2017 году мы обращались к нему с просьбой о софинансировании ремонта дороги, но он отказал нам, сказав, что у него еще в городе не все улицы заасфальтированы и его не поймут, если он возьмется помогать жителям СНТ,— рассказывает житель СНТ Павел Лазарев. — Позднее мы обратились к заместителю главы с вопросом, как нам юридически грамотно и за свой счет выполнить ремонт, чтобы не вызвать нареканий Минприроды. Мы хотели, чтобы администрация взяла нас под свое крыло и как-то вывела дорогу из лесного фонда. По совету замглавы мы написали письмо с просьбой включить нашу дорогу в земли населенных пунктов, но тут произошла смена власти в городе, письмо задержалось, потом мы прошли процедуру публичных слушаний, но нам отказали. Ходили мы также к главному архитектору города, который пытался убедить нас в том, что дорогой пользуются только члены СНТ, поэтому нет оснований делать наш поселок местным объектом.

По совету администрации, которая разводила руками, жители «Соснового» обратились в Министерство природных ресурсов края.

—Если администрация заберет вашу дорогу себе, тогда всё решится,— сказал им чиновник.

Два года жители просили администрацию города и Минприроды помочь узаконить улучшение дорожного покрытия, но указанные инстанции лишь переводили стрелки друг на друга. Когда по дороге стало вообще невозможно ездить, люди в складчину отремонтировали дорожное полотно. Так как дорога числится дорогой с твердым покрытием, а твердое покрытие — это в том числе асфальт и бетон, граждане выбрали бетон. Заметно улучшилась жизнь в СНТ, теперь были не страшны ни дожди, ни ручьи, ни грузовой транспорт. Дорогу улучшили на славу, но, увы, не долго радовались.

Анонимное обращение несуществующего жителя Геленджика Дроздова О. В., проживающего по несуществующему адресу, легло на стол в природоохранную прокуратуру: дескать, жители СНТ «Сосновое» незаконно построили дорогу на землях лесного фонда и помешали тем самым вести лесохозяйственную деятельность. Природоохранная прокуратура направила запросы в администрацию города, горгаз и лесничество. Началась суматоха. В результате проведенного расследования было возбуждено уголовное дело против директора лесничества, а Минприроды направило в адрес СНТ требование о демонтаже дорожного покрытия.

Жителям вменили незаконное строительство дороги и демонтаж покрытия как объекта недвижимого имущества. Абсурдность ситуации в том, что дорога существовала ранее. Жители ее не строили, не расширяли, а всего лишь улучшили ее состояние.

Согласно пункту 1 статьи 133 ГК РФ, замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.

Градостроительный кодекс РФ в ч. 10, п. 1, говорит, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

То есть ремонт дороги, а тем более ремонт полотна не может считаться строительством объекта, подлежащего сносу.

Жители СНТ считают требования Минприроды противозаконными: так как дорога существует с середины прошлого века, нельзя ставить вопрос о ее строительстве. В ходе модернизации покрытия не пострадало ни одного дерева. Более того, в 1997 году «Воронежлеспроект» обозначил покрытие этой дороги как твердое, например асфальт или бетон. То есть нет никакого противоречия положениям Лесного кодекса. Также существует утвержденный свод правил по лесным дорогам, разрешающий использование асфальтобетонного покрытия. Таким образом, не существует закона, запрещающего использование твердого покрытия на лесных дорогах, и состава правонарушения тут тоже не имеется.

Минприроды не имеет основания требовать демонтажа дороги. Качественное покрытие не мешает ведению лесного хозяйства. И только ремонт существующей дороги нельзя квалифицировать как самовольное занятие лесного участка. Почему один орган государственной власти выделяет участки для постройки в том числе и домов с регистрацией по месту жительства, разрешает прокладывать к домам газопровод, а другой орган активно препятствует ремонту единственной подъездной дороги к этим домам?

То, что чиновники оторваны от населения, подтверждает комментарий начальника отдела организации использования и воспроизводства лесов Министерства природных ресурсов Краснодарского края Максима Ишимова одному из телеканалов.

«Если граждане хотят использовать эту дорогу по целевому назначению, то они должны обратиться с такой инициативой к властям. Можно перевести эту собственность в земли населенных пунктов или оформить иное право. Тогда использование этой дороги будет предполагать строительство»,— сказал чиновник.

А ничего, что люди выходили с этой инициативой несколько раз? Пытались получить землю в аренду, просили улучшить дорогу, спрашивали, что нужно оформить, чтобы не попасть в жернова бюрократии. Похоже, Максим Ишимов вообще не в курсе проблемы и в глаза не видел обращения граждан.

А вот депутат Государственной Думы РФ Сергей Миронов внимательно прочитал обращение граждан, поддержал их и намекнул на закон о лесной амнистии.

«Ознакомился с приложенными материалами, согласно которым в результате лесоустроительных работ, проведенных в 1987 г., дорога, проходящая через 48-й лесной квартал, была обозначена как грунтовая, шириной 3 м, а через 10 лет, в 1997 г., после очередных лесоустроительных работ, дорога заняла отдельный лесной выдел №18 в квартале 48А и стала дорогой с твердым покрытием, шириной 10 м. Сообщаю, что в рамках рассмотрения вашего обращения мной направлен запрос главе администрации (губернатору) Краснодарского края об оказании вам содействия в рамках реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ»,— официально ответил жителям СНТ депутат в письме от 11 ноября 2019 года.

В распоряжении нашей редакции имеется переписка жителей садового товарищества с инстанциями, из которой видно, что чиновники всеми силами пытаются избежать решения вопроса по существу. Например, заместитель министра природных ресурсов края Д. В. Медянцев пишет, что «испрашиваемый лесной участок расположен в защитных лесах категории: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов — зеленые зоны. В границах зеленых зон запрещено размещение объектов капитального строительства, в том числе дорог…».

На запрос жителей в администрацию Геленджика заместитель главы А. М. Карпич пишет, что «дорога не является объектом местного значения и предусмотрена исключительно для нужд СНТ „Сосновое”».

— Обращения к местным властям были — реакции не было,— говорит Владимир Кутафин. — Местная власть, выделяя земли, обязана выделять и подъездные пути. Туда как, по воздуху добираться, что ли? Чиновники всё время говорят про стройку. Никто ничего не строил, восстановили дорожное покрытие после прокладки газопровода — и всё… Эту дорогу члены СНТ ремонтировали около тридцати лет. Никого это не трогало. А сейчас в чьих интересах «кампания»? Жаль, что так тяжело решать вопросы в правовом поле. Никто не хочет защищать простых людей, люди никого не интересуют до поры до времени…

Наша редакция будет следить за развитием ситуации.

Сергей ИВАНОВ

Данный материал является официальным запросом в Прокуратуру Краснодарского края, Министерство природных ресурсов Краснодарского края и администрацию МО Геленджик для решения проблемы жителей СНТ «Сосновое».

Публикация является дословным воспроизведением материала, распространенного газетой «Аргументы недели» №45 (689) от 20 ноября 2019 года