ОСАГО и страхование жизни “в нагрузку”

 

Страховщики стараются навязывать клиентам не нужные им услуги

Cтраховщики не хотят оформлять “автогражданку” просто так — сначала от клиента требуют подписать договор страхования жизни. Оказалось, что для большинства российских регионов это обычное дело. И, к сожалению, еще не все знают, как бороться со страховщиками-вымогателями. А способы есть, весьма простые и эффективные.

По сведениям социологов компании “Ромир-мониторинг”, больше всего недовольны работой страховщиков в Липецкой, Нижегородской, Воронежской областях и в Республике Марий Эл. Наименьший уровень социальной напряженности — в Ивановской, Курганской областях и Башкирии.

Но и в других регионах страховщики проявляют смекалку и изобретательность в деле вымогательства денег у населения. Например, в населенном пункте Михайловка Волгоградской области страхового агента Росгосстраха привлекли к ответственности за попытку навязать клиенту договор страхования жизни. Без подписания этого договора агент отказывался оформлять “автогражданку”, ОСАГО. Правда, Роспотребнадзор оштрафовал на 10 тысяч рублей, вопреки ожиданию, не компанию, а менеджера. Как бы это была его личная инициатива. При этом Росгосстрах лидирует по числу жалоб в региональные управления антимонопольной службы, связанных с отказами оформлять ОСАГО без покупки других страховых продуктов.

В городе Североморске региональные филиалы двух крупных страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО заставляли автовладельцев дополнительно оформлять страховку жизни, здоровья и имущества. Если те пытались отказаться, менеджеры компании заявляли им, что “обычный” полис ОСАГО оформить не могут — либо из-за отсутствия бланков, либо по причине сбоя в компьютерной программе.

Творческий подход к работе проявляют и мурманские страховщики. Страховку ОСАГО с массой дополнительных услуг можно без проблем оформить в областном центре. А тех, кто настаивает на дешевом базовом варианте, отправляют в Умбу — за 350 километров от Мурманска. Именно там одна из крупнейших страховых компаний открыла отдельный офис специально для тех, кто хочет приобрести полис ОСАГО “без нагрузки”.

Жителю Краснодарского края отказались оформить полис ОСАГО на “Оку” — мол, отечественные авто они не страхуют, им невыгодно. Представительница страховой компании посоветовала искать мужчине другую фирму, согласную застраховать его автомобиль. Фирма нашлась, только за страхование “Оки”, красная цена которой тысяч 20 рублей, запросили 7 тысяч. А попутно попытались навязать страхование жизни.

Иногда страховщики отказывают гражданам в оформлении полиса, даже не называя причины. Например, Анне Глушенковой из Ульяновска. В итоге она отправила документы почтой, получила письменный отказ и обратилась в суд. Ленинский суд Ульяновска, посчитав, что права жительницы города нарушены, обязал-таки страховую компанию заключить с ней договор ОСАГО.

Согласно нынешним поправкам к закону об автогражданке, сотрудника страховой компании, отказавшего в заключении договора ОСАГО, будут штрафовать уже не на 10, а на 50 тысяч рублей.

Юристы обнародовали методику, которая позволяет справиться с недобросовестными страховщиками.

Согласно постановлению правительства РФ от 7 мая 2003 года № 263 “Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, автовладелец имеет право на свободный выбор страховщика. При этом компания не вправе отказать в заключении договора ОСАГО человеку, который обратился с заявлением о заключении договора и предоставил документы в соответствии с правилами.

В обязательный пакет документов входит заявление (его можно скачать, например, на сайте Российского союза автостраховщиков); документ, удостоверяющий личность (для физических лиц) либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица; документ о регистрации транспортного средства: ПТС, техпаспорт, техталон или аналогичный документ; водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лиц, допущенных к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц) и диагностическая карта.

Заявление с просьбой заключить договор в течение определенного срока (например, семи дней) с документами нужно отослать в страховую компанию по почте либо отнести самому — в этом случае страховщики должны письменно подтвердить, что они у вас этот пакет приняли. Если по истечении указанного срока вам либо откажут, либо ответа не будет вообще, обращайтесь в суд.

Есть еще один интересный способ борьбы с алчными монополистами. Недавно агент одной из страховых компаний пытался навязать клиенту дополнительную страховку стоимостью в 2 тысячи рублей на страхование жизни, здоровья или квартиры. Клиент записал разговор с менеджером и выложил запись в Интернете. После этого сотрудники компании сами связались с автором записи и заключили с ним договор ОСАГО без дополнительных услуг.

Интересно, что по данным Банка России, прибыль страховых компаний от ОСАГО выше, чем от более дорогих КАСКО. В 2013 году по КАСКО прибыль у страховщиков составила 6,4%, а по ОСАГО — 13,4%. То есть попытки навязывания дополнительных услуг нельзя объяснить убыточностью автогражданки.

Особый неприятный душок ситуации придает то обстоятельство, что практически вся страна помнит масштабы и надрыв PR-истерик, которые закатывали представители страховых компаний и нанятые ими эксперты перед принятием Госдумой поправок к закону об обязательной автогражданке. Напомним, что страховщики требовали от депутатов и правительства увеличить стоимость базового полиса ОСАГО чуть ли не на 70%.

Но, в конце концов, с 1 октября Банк России повысит базовый тариф на полис ОСАГО на величину между 18 — 24% от действующего сейчас. Одновременно лимит компенсации имущественного вреда вырастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей. А с 1 апреля будущего года размер возмещения вреда жизни и здоровью по ОСАГО увеличится со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. И пока непонятно, будут ли при этом еще повышены тарифы на полисы ОСАГО.

Судя по всему, ответ на этот вопрос будет зависеть от того, сумеют ли лоббисты страховых компаний “обаять” — назовем это так — конкретных чиновников Центробанка, отвечающих за принятие решения. Для справки заметим, что сами страховщики желают роста тарифов еще на 24,2% параллельно с ростом лимитов “по здоровью”.

Сказать, устроят ли автостраховщиков новые условия и дальнейшая политика регулятора, пока довольно сложно. Теоретически страховые компании и после повышения тарифов могут быть не заинтересованы в выдаче полисов и продолжать отказывать клиентам под всевозможными предлогами.