Пешеход всегда прав. Если жив

По данным Госавтоинспекции, в России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов. В крупных городах на пешеходных переходах происходит каждый третий наезд на пешехода, в том числе по вине водителей — в 86 процентах случаев. Ежегодно в результате ДТП гибнет от восьми до 10 тысяч пешеходов, каждый седьмой из пострадавших становится инвалидами. Статистика страшная.

Для того чтобы хоть как-то исправить это тревожное положение, руководство ГИБДД регулярно проводит специальные операции «Пешеходный переход», «Пешеход, на переход»!», «Безопасная улица» и другие акции по пресечению нарушений ПДД водителями. В это время к надзору за движением привлекается максимальное число сотрудников ГИБДД, других служб органов внутренних дел и общественности. Все они напоминают о безопасности и пешеходам, и, конечно, водителям, ведь по большому счету именно от них зависит жизнь, пусть и нерадивого, пешехода. Особое внимание, конечно же, уделяется соблюдению требований ПДД, дорожных знаков и разметок в местах расположения пешеходных переходов.

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. Штраф для водителей увеличили, но то, что эта мера заставит их уважать пешеходов, маловероятно! Водитель в свое оправдание обычно говорит и будет говорить о том, что пешеходы сами шарахаются от автомобилей, жмутся у обочин, боятся переходить дорогу. Ну, вот такие они пугливые… Кстати, в Европе за непредоставление автомобилистом преимущества на нерегулируемых пешеходных переходах водитель может быть либо приговорен к тюремному заключению, либо к пожизненному лечению пострадавшего, либо в случае ЧП — к более крупному, чем в России, денежному штрафу и лишению водительского удостоверения.

Впрочем, «наезжать» только на водителей тоже неправильно. Пешеходы также часто виноваты в том, что попадают под колеса автомобилей. Порой, не зная специфики вождения автомобилей, они бездумно переходят дорогу перед транспортом в неположенном месте. Пешему участнику дорожного движения сложно оценить скорость движения транспортного средства издалека, также ему не придет в голову, что на заснеженной дороге, например, автомобиль может занести при торможении или что у грузовика или джипа тормозной путь гораздо длиннее, чем у легковушки.

Кроме того, не все пешеходы знают, что при резком торможении с того момента, когда водитель заметил пешехода, до полной остановки автомобиля машина проедет расстояние от сорока метров при идеальных условиях на дороге и до 86 метров — в плохую погоду. Перебегают пешеходы дорогу и на красный свет (особенно страшно видеть, когда это делают родители с детьми), в запрещенном месте (лень дойти до ближайшей зебры) или, например, выбегают на дорогу из-за стоящего троллейбуса, создавая на дороге аварийную ситуацию.

И большинство из них даже не знают, что могут также получить предупреждение или штраф за подобные действия в размере пятисот рублей. А если из-за нерадивого пешехода кто-то из участников дорожного движения — водитель или его пассажиры — получит травму, то пешеход уже заплатит еще больший штраф.

Но, к сожалению, одними штрафами и временными спецоперациями ГИБДД проблему не решить. Можно сколько угодно говорить о соблюдении Правил дорожного движения, взаимоуважении, но аварии всё равно будут.

Еще раз для тех, кто на зебре. Подходя к краю дороги (даже если переходишь ее на зеленый свет), не нужно думать: «Я на зебре, значит, мне всё можно». Согласно правилам пешеход «должен убедиться» в безопасности своего маневра. А водитель, к слову, согласно тем же правилам обязан уступить дорогу пешеходу, «ступившему на проезжую часть», а не стоящему у ее края. И еще важный момент: к сожалению, слишком многие водители любят пролетать не только перекрестки, но и переходы почти на красный сигнал светофора. Поэтому, прежде чем переходить дорогу даже на зеленый сигнал, еще раз убедитесь, что все машины действительно остановились перед стоп-линией.

В настоящее время в ряде российских регионов проходят апробацию различные инновационные технологии обустройства пешеходных переходов, призванные улучшить распознаваемость мест перехода дороги, то есть сделать их заметнее для водителей, а значит, более безопасными для пешеходов.

В частности, это нанесение контрастной дорожной разметки зебры желтого цвета. Дело в том, что человеческий глаз особенно чувствителен к желтому цвету, поэтому знаки «Пешеходный переход» или «Аварийно-опасный участок дороги» расположены на ярком желтом фоне для того, чтобы водитель быстрее их заметил и проявлял особенную осторожность

Применяются светодиодные дорожные знаки и светофоры, датчики движения пешеходов, светотехнические устройства для освещения переходов. Во многих городах России стали появляться 3D-зебры. Никаких технологических новшеств в таком приеме нет: трехмерный эффект создается художниками всего за несколько часов работы. Такие переходы привлекают внимание водителей и дают возможность заранее снизить скорость. В ночное время переход светится из-за специальных свойств краски.

А еще было бы неплохо, как в некоторых странах, обязать пешеходов показывать светящиеся таблички перед переходом дороги, чтобы водитель точно знал, что именно у человека на уме: переходит ли он дорогу или ждет автобус. К сожалению, граждане редко используют на своей одежде световозращающие элементы, чтобы быть заметнее на дороге при плохой видимости (хотя ПДД это и предусмотрено). А между тем исследования сотрудников Научно-исследовательского центра ГИБДД России показали, что применение пешеходами таких изделий более чем в 6,5 раза снижает риск наезда на них транспортного средства. Чем же хороши световозвращатели? Дело в том, что в темноте в свете фар пешеход виден всего на расстоянии 25—40 метров (кстати, при скорости девяносто километров час автомобиль преодолевает 25 метров за одну секунду), а если он в черной одежде, то его можно и вообще не заметить. А при наличии на одежде световозвращателей это расстояние увеличивается до 150 метров при ближнем свете фар и до 400 метров — при дальнем. По статистике, использование фликеров снижает риск наезда на пешехода на 65—80 процентов.

А вот в городе Тольятти спасают жизни словом и делом, особенно пожилых пешеходов, ведь зачастую именно они переходят дорогу в неустановленных местах, там, где им кажется удобнее. Необычный «спасительный» проект разработали совместно ГИБДД и церковь. В проповедях настоятелей храмов людям читают новые разделы из действующих Правил дорожного движения. И хотя многие прихожане до сих пор не могут понять, почему вдруг литургия заканчивается так необычно, но правило, ставшее заповедью «Переходи дорогу только на зеленый свет», у них, что называется, теперь отскакивает от зубов. Главное же, что пытаются донести до людей служители церкви: «Бог вам дал жизнь. Вы обязаны ее беречь»!

Интересные факты о зебре

  • Первая зебра появилась 31 октября 1951 года в английском городе Слоу. Пешеходный переход через улицу был официально оформлен белыми полосами, нанесенными на полотно дороги.
  • В 1930-х годах, чтобы хоть как-то обезопасить пешеходов Великобритании, министр транспорта сэр Хор-Белиша приказал ставить у дорог оранжевые маяки на полосатом столбе, обозначающие переход. До сих пор зебра в Англии дублируется «маяками Белиши».
  • В СССР зебру ввели только в середине 1960-х наряду с другими элементами дорожной разметки.
  • Знак «Пешеходный переход», которым принято дублировать зебру в России, не так уж общеупотребим, как кажется. Без него обходятся многие пешеходные переходы в Японии, США, Германии, Англии. А там, где встречается, очень часто он выглядит совершенно непохожим на российский вариант.
  • Зебра — далеко не единственный формат обозначения перехода. Например, в Берлине и Лондоне его обозначают пунктирными линиями, а в США кроме привычного нам вида есть еще пять разновидностей разметки: сплошные линии вдоль перехода или сочетание их с зеброй, пунктирные линии, диагональная зебра, а также сплошное белое поле перехода, именуемое solid. Впрочем, и классическая зебра в Европе и США встречается довольно часто.

 

Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского парламента. Его изобретатель Джон Пик Найт был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в сорок пять градусов — движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств: пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять.

Подготовила Людмила МЕЦЛЕР