Под чужим именем

Еще во времена Юлия Цезаря в стан врага засылались тайные агенты, которые должны были наблюдать и докладывать своим хозяевам о положении дел или же поставлять противникам дезинформацию. В годы Второй мировой войны вклад разведчиков и шпионов в достижении требуемого результата был неоценим, да и холодная война велась не без помощи таких вот помощников правительств.

Что может быть лучше истории, в которой всеми силами стараются добыть заветную информацию? На пути к конечному результату шпионы переживают множество напряженных моментов и показывают свой талант строить логические цепочки. В Советском Союзе эта тематика заслужила отдельную нишу, став весьма популярной, в том числе и в кинематографе. Были созданы культовые фильмы, в которых ею была пропитана каждая минута. Достаточно вспомнить некоторые из них.

Одним из шедевров старого кино является криминальная кинокартина 1932 года «Партийный билет». На одном из московских заводов появляется новый человек — сибиряк Павел Куганов, который вскоре становится передовиком производства. Трудолюбивый и неглупый, он женится на лучшей работнице предприятия.

Но, как оказалось, парень был шпионом, супруга которого и не подозревала, что ее муж выполняет задание шпионского центра. Как писал американский писатель Курт Воннегут, «…шпионаж дает возможность каждому шпиону сходить с ума самым притягательным для него способом». Куганов так и поступил.

«Ошибка инженера Кочина» — фильм 1939 года. В чем же состояла ошибка этого самого инженера? Он необдуманно взял домой секретные чертежи военного самолета, намереваясь в родных стенах внести в них необходимые правки. Наивный Кочин и не догадывался, что за ним давно шпионит агент иностранной разведки, который завербовал возлюбленную инженера и через нее получил нужные ему сведения, то есть раздобыл чертежи. Но агент допустил ошибку, оставив шифровку на месте встречи с другим агентом. Естественно, наши контрразведчики не дремали и вывели мерзавцев на чистую воду.

Еще один из советских фильмов о шпионах — «Застава в горах». Понятное дело, что пограничная застава — место стратегически важное, и поэтому оно требует особого надзора. По сюжету иностранные разведчики готовят переброску своей группы на территорию СССР и для того, чтобы усыпить бдительность пограничников, проводят вблизи границы якобы археологические раскопки. Но в итоге они сами себя «закопали» и шпионский план потерпел крах.

Люди старшего поколения наверняка вспомнят и детский фильм «Акваланги на дне», который с восторгом смотрели в те годы в кинотеатрах. В приморский город, в котором живет подросток Рома Марченко, приезжает киношная группа для съемок приключенческого фильма. Режиссер приглашает паренька в качестве дублера ныряльщика, и во время съемок мальчик с друзьями замечает странные вещи.

Сначала ребята видят на пляже подозрительную личность, а затем во время съемок в море Рома обнаруживает на дне чужие акваланги. Это и заставляет друзей обратиться в милицию. В свою очередь, проведя блестящую операцию, контрразведчики обезвреживают шпионов.

Тема акваланга всплыла и в другом советском фильме под названием «След в океане». На одном из военных кораблей Северного флота недалеко от границы проходят секретные испытания нового акваланга, который разработали советские специалисты. Район тщательно охраняют наши пограничники, и для испытаний, которые возглавляет сам изобретатель, собраны лучшие ныряльщики военно-морского флота.

В 1958 году на экраны вышел фильм «Голубая стрела», который посмотрели 44 миллиона (!) советских зрителей. Действие военной ленты разворачивается в курортном городке, где неопытный лейтенант, пытаясь произвести впечатление на дамочку, выбалтывает ей военную тайну: на советский флот поступает суперсамолет под названием «Голубая стрела». Кокетливая красотка оказывается агентом иностранной разведки и передает секретную информацию своим хозяевам. Далее события развиваются по схеме, не предусмотренной советской контрразведкой, но чекисты с честью выходят из сложной ситуации.

 

Чтоб в нашу честную семью

Не проползли враги,

Будь зорче! Родину свою

Как око береги!

 

До сих пор многим зрителям интересен фильм «Тайна двух океанов», который время от времени идет на наших телеэкранах. Экипаж советской подводной лодки «Пионер» становится свидетелем аварии на французском теплоходе, одновременно с ней происходит и вторая: в Атлантическом океане терпит крушение советский теплоход «Арктика». На первый взгляд, оба случая разные, но экипаж субмарины решает взять расследование всего произошедшего на себя. В то же время на подлодке действует предатель, который должен совершить диверсию…

«Кольцо из Амстердама». Штурман торгового флота Юрий Фастов задумал привезти своей жене в подарок кольцо из Амстердама, но легально купить украшение с бриллиантом ему оказалось невозможно. Поэтому он обратился за помощью к своему новому знакомому, который втянул моряка в махинации с валютой и контрабанду с бриллиантами. Штурман соглашается перевезти через границу партию драгоценных камней, а иностранная разведка склоняет его к сотрудничеству. Но и здесь, как говорится, враг не прошел!

Не менее захватывающим является и фильм «Человек без паспорта». Советский детектив, действие которого происходит в эпоху холодной войны. На закрытом объекте в тайге готовится строительство крупного военно-промышленного комплекса, и иностранный агент, человек без паспорта, некогда завербованный западными спецслужбами, прибывает в Союз для получения сведений о секретном объекте. Высшее командование КГБ дает приказ группе советских контрразведчиков найти и обезвредить шпиона, что и было сделано.

Есть и другая история о диверсанте, появившемся в совхозе под видом фронтовика. Запечатлена она в советской картине «Над Тиссой». Эта кинолента стала одной из самых популярных картин в советском кинопрокате. Шпиона, планировавшего взорвать железнодорожный мост, выводит на чистую воду пограничник Андрей Смолярчук.

Фильм «Операция „Кобра”». Западная разведслужба разрабатывает спецоперацию, цель которой — ежедневное фотографирование военного объекта на территории Советского Союза. В состав диверсионной группы входит и немецкий шпион. Нейтрализовав врага, советским пограничникам удается сорвать планы противника.

Кинокартина «Дело №306» также о шпионах. На обычной московской улице в ДТП сбивают женщину, а затем и постового милиционера, который пытается задержать мчавшуюся машину. Женщина без сознания, документов у нее не обнаружено, а постовой скончался. Но находится случайный свидетель — молодая хозяйка автомобиля, показания которой очень важны. В ходе следствия неожиданно выясняется, что в обычной с первого взгляда аварии замешаны агенты иностранной разведки.

Можно вспомнить еще десятки советских фильмов, где разгораются шпионские страсти: «Подвиг разведчика», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Рокировка в длинную сторону», «Человек в штатском», «Бой после победы», «Случай с ефрейтором Кочетковым», «Смерть на взлете», «Мертвый сезон», «Путь в „Сатурн”», «Семнадцать мгновений весны», «По тонкому льду», «Вариант „Омега”», «Перехват». И список этот можно еще долго перечислять.

А чего стоит кинокартина «Щит и меч» режиссера Владимира Басова, где он сыграл опытного разведчика! По слухам, эта лента — любимый фильм нынешнего президента России, и он сам неоднократно говорил о том, что фильм повлиял на его решение пойти в разведчики. И надо сказать, что эта кинолента для многих зрителей по-прежнему остается одним из популярных фильмов о шпионах.

Есть мнение, что пик популярности шпионских фильмов в советском кинематографе приходится на шестидесятые — семидесятые годы прошлого века. В принципе это несложно проследить, если окунуться в историю кино. Что же касается шпионских фильмов, то они были настолько популярны, что Леонид Гайдай даже сделал гениальную пародию на них. Это замечательный фильм «Бриллиантовая рука».

Если говорить о шпионских сериалах, то их сюжеты были весьма незамысловатыми: наш разведчик внедряется в «их» разведцентр. Дело происходит во время войны или после нее. Если во время войны, то герой борется с фашистами, а если после, то речь идет о некоем разведцентре. Самые лучшие фильмы сделаны в традициях реализма и показывают разведывательную работу как работу вдумчивого аналитика и психолога, а не как стрелка, боксера или автогонщика. Не обходилось и без приключений, и наш разведчик должен был быть не только смелым, но и целомудренным. То есть никаких адюльтеров и всевозможных приключений с женским полом.

Около тридцати лет назад почти одновременно вышло несколько кинокартин о противостоянии наших и иностранных разведчиков, после чего очень популярный жанр приказал долго жить. Можно говорить, что шпионские фильмы в некотором смысле сродни фантастическим. Обычные люди никогда живьем не видели ни одного шпиона, но наблюдать за их приключениями на экране способны бесконечно.

 

Михаил МУСАЕВ