Прикосновение к истории

Лента дорожной трассы стремительно разворачивалась навстречу комфортабельному автобусу, выехавшему в жаркую ночь из Краснодара. Туристы, члены Профсоюза Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, предвкушали путешествие, для многих первое, через Крымский мост в Керчь, Феодосию и древний город Судак.

Рассвет мы встретили в Керчи, на вершине горы Митридат, на высоте 92 метров над уровнем моря. Ее название носит имя понтийского царя Митридата VI, Евпатора Великого (Евпатория названа в его честь!), жестокого и сказочно богатого правителя, потомка Александра Македонского, противостоявшего Римской империи. На вершине в древние времена — первое столетие до нашей эры — находился акрополь, представляющий собой крепость и храм покровителю города Аполлону. Здесь были захоронения знати: найдено более двухсот склепов, расписанных голубями, пальмовыми ветвями и раннехристианскими крестами. Из 3,5 тысячи погребальных камер не изучено более 70 процентов. Многие тайны хранит в недрах горы город мертвых. До сих пор увлеченные археологи мечтают найти легендарную колесницу, по преданиям, замурованную в одном из склепов…

Лучи солнца, отражаясь в Керченском проливе, освещали покрытые россыпью маков и ромашек загадочные холмы с остовами жилых строений. Памятник освободителям Керчи — Вечный огонь установлен именно на том месте, где когда-то восседал великий Митридат и наблюдал за Керченским проливом и Таманским полуостровом.

Монумент был открыт 8 августа 1944 года и стал одним из первых памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Строгий обелиск из местного камня-ракушечника виден на расстоянии двадцати километров. На мемориальной доске обелиска, к которому мы возложили пламенеющие алые гвоздики, перечислены имена 146 Героев Советского Союза, погибших в боях за Керчь, приведен список 21 героической воинской части, удостоенной почетного наименования «Керченская».

4062 шага вниз от обелиска по старинной лестнице, ступени которой истерты ногами тысяч людей, к центру города, к памятнику освободителям Керчи, где каждая пядь земли щедро полита кровью советских воинов, и церкви Иоанна Предтечи — древнейшей в Крыму и России. Основная часть храма — сооружение шестого века, памятник византийского искусства периода правления императора Юстиниана I. Согласно легенде, постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного, жившего в I веке. Здесь сохранилась плита с углублением в форме следа его ноги…

С неохотой мы покидали эти намоленные стены, не догадываясь еще о том, что обрели запас духовной стойкости перед посещением воплощения ада на земле — каменоломен Аджимушкая.

В мае — октябре 1942 года здесь сопротивлялись врагу ставшие легендарными подземные гарнизоны Центральных и Малых Аджимушкайских каменоломен. До 16 мая шли жестокие бои солдат и офицеров Крымского фронта на поверхности земли. Потом несколько тысяч бойцов, а с ними и мирные жители Керчи, ушли в подземелье, чтобы продолжить борьбу.

На 170 дней и ночей подземные лабиринты Аджимушкая стали сражающейся крепостью. При острой нехватке еды, воды и боеприпасов бойцы совершали ночные смелые операции, принося ощутимые потери врагу. Они приковали к себе немалые силы фашистов, сдерживали два с половиной полка немецко-румынских войск. Враги блокировали выходы, взрывали своды подземелий, нагнетали отравляющий газ, но не смогли сломить героическое сопротивление людей, преданных присяге.

В живых осталось более двухсот человек, сумевших выбраться на белый свет до октября 1942 года. Оставшиеся в катакомбах до последних дней обороны семь героев, полуослепшие от темноты и полуживые от ран, были захвачены в плен и погибли: гитлеровцы на всякий случай распределили их по разным концлагерям — такова была сила духа этих людей, что и в неволе они могли организовать восстание. В музейном зале Аджимушкая их имена: командиры гарнизона, полковник П. Н. Ягунов, подполковник Г. М. Бурмин, старший лейтенант П. Е. Сидоров, старший батальонный комиссар И. П. Парахин и многие, многие другие…

Бетонные ступени ведут в залы каменоломен, ставшие музеем. С первых шагов посетителей, счет которых идет на миллионы, охватывает могильный холод, в сыром воздухе словно шелестят голоса людей, навсегда оставшихся под толщей земельных сводов. На детском кладбище сотни игрушек для тех, кто недоиграл с куклами, машинками и забавными зверушками…

Об этих суровых днях и военном подвиге родного города-героя с волнением рассказывает начальник музейного мемориального комплекса «Героям Аджимушкая», полковник милиции в отставке, долгие годы возглавлявший отдел внутренних дел Керчи, Сергей Павлович Манько.

Председатель профсоюза главка, подполковник внутренней службы в отставке Александр Викторович Дзюба, организатор и вдохновитель нашего путешествия, подарил Сергею Павловичу Манько книгу Героя Советского Союза С. А. Неустроева «Русский солдат: на пути к Рейхстагу», за которую наш коллега был благодарен — он активно занимается патриотическим воспитанием молодежи, а воспоминания участника штурма Рейхстага уже стали библиографической редкостью.

Следующий адрес маршрута — Царский курган на окраине Аджимушкая — древнейший погребальный комплекс IV века до нашей эры словно продолжил тему вечности. Холм высотой почти 17 метров виден издалека. Коридор в погребальную камеру — дромос выполнен из блоков, сложенных мастерами без скрепляющего раствора. Удивляемся зрительной иллюзии, созданной неведомыми строителями. При входе коридор кажется коротким, а при выходе — невероятно длинным! Сам купол состоит из двенадцати колец, которые уменьшаются в диагонали. Даже у не верящих в эзотерическую мистику появляется ощущение некоего потустороннего присутствия, уже испытанного нами в Аджимушкайских каменоломнях. Словно незримое дуновение, рукопожатие сквозь времена…

В местном музее читаем поэтические строки: «Боспорский некрополь — курганы, курганы как древние стражи на этой земле. Хранят свои тайны о древнем Боспоре, вздымая вершины в седеющей мгле! Но есть среди них, возвышаясь над всеми, курган-предводитель, курган-великан. Зовется он Царским, и это недаром, ведь он неподвластен летящим векам!»

Исторические ценности живут в веках, пока люди разных поколений прикасаются к памяти о них.

Наше двухдневное путешествие, благодаря продуманному маршруту-экскурсу, стало разноплановым в этой памяти времен и веков.

Знаменитое имение Стамболи в Феодосии, строительство которого завершилось в 1914 году, выполнено в непревзойденной романтичности Востока. Купец первой гильдии Иосиф Вениаминович Стамболи, сын и наследник известного в царской России табачного фабриканта, хотел преподнести роскошную усадьбу в качестве свадебного подарка своей будущей супруге. Да, с размахом любили в прошлом веке!

Но, предвосхитив известные печальные события, он распродал все свои предприятия и фабрики в 1916 году и уехал за границу, открыв там вновь табачное производство. Дача пережила Первую мировую и Великую Отечественную войны, здесь жили захватчики, здесь был военный госпиталь фашистов и их кладбище в саду. В двадцатые годы размещалось Управление ВЧК, стены впитали жестокость допросов и людскую боль. Здесь устроили первый санаторий на Южном берегу Крыма. Но парадокс: в доме табачного короля, где даже величавую ограду венчают витиеватые каменные сигары, нашел пристанище и реабилитационный наркологический центр А. Р. Довженко!

В девяностые годы жители и гости Феодосии с размахом гуляли в расположившемся здесь оригинальном ресторане, но сохранилась особая аура в помещениях дачи с видом на морской залив, ощущение того, с какой любовью возводились эти стены!

В мае 2013 года на даче Стамболи открылся первый на Украине музей подводной археологии и лаборатория по исследованию морских находок. Под стеклянным сверканием витрин — уникальные предметы, поднятые с затонувших кораблей различных эпох. Юных экскурсантов-школьников, членов нашей делегации, родители с трудом отрывали от рассматривания экспонатов!

В саду дачи — лапидарный дворик караимского некрополя с переведенными трогательными надписями на саркофагах — впервые мной увиденным текстом: «Да будет душа завязана в узле жизни»…

Мы спустились на вечереющую набережную Феодосии. Солнце тонуло в голубеющей дымке, волны мягко накатывали на пустынный пляж, повторяя свой многовековой ритуал. О XXI веке напоминали огни труженика-порта и неожиданный стенд в череде подобных ярко оформленных вдоль проспекта Революции, посвященный трехсотлетию российской полиции, где размещены фотографии и послужные списки начальников феодосийской полиции, милиции и теперь вновь полиции.

Следующий день продолжил знакомство со славным прошлым бывшей Кафы — Феодосии. Сохранившие свои очарование уютные кварталы, где гулял Антон Чехов, Максимилиан Волошин, сестры Цветаевы, Александр Грин… Крепость портового Карантина, заложенная в 1340 году, склоны которой сегодня покорила фиолетовым цветом дикая мальва, мелодичный колокольный звон православных церквей, храм Сурб-Саркис (Святого Сергия) в северной части Армянской слободы, возведенный в первой половине XIV века. В его стены вмурованы хачкары — каменные плиты с различными изображениями креста. Самый древний хачкар, к которому дотронулись с трепетом, старше самого здания на триста лет! Массивные колонны поддерживают свод, вековой прохладой веет от каменных плит пола. В этой Армянской слободе вырос будущий гений, художник-маринист Иван Айвазовский (урожденный Ованес Гайвазовский). В этом древнем храме его крестили. Здесь он венчался со своей женой Анной. В 1900 году его отпели под вековыми сводами. Согласно воле художника он похоронен в храмовом саду. На могиле-памятнике из цельного куска белого мрамора на армянском языке высечены слова по велению жены: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

По улочке, ведущий к центру, к Феодосийской национальной картинной галерее Ивана Айвазовского, шел кудрявый черноглазый мальчик с мольбертом… Пусть повторится в этом городе талант художника, которому 17 июля 2017 года исполнилось двести лет со дня рождения!

Можно воочию представить в колдовской атмосфере Феодосии набережную конца девятнадцатого века. Яркое течение толпы отдыхающих весело плывет под лучами жаркого солнца. Среди них величавый старик, первый почетный гражданин города, с восточными чертами доброго лица, в белом полотняном костюме. Его узнают, приветствуют. Знаменитый маринист, баталист Военно-морского штаба вернулся из круговерти Северной столицы — Санкт-Петербурга в город своего детства. Именно здесь он испытал впервые ни с чем не сравнимое наслаждение творчеством!

Он успел благоустроить родную Феодосию, обзавелся домом-мастерской в стиле итальянского палаццо, ныне художественной галереей, в которой мы побывали, многие — впервые. Помог городу в постройке порта и удивительной железной дороги, которая проходит вдоль набережной. Это он настоял, чтобы симпатичный вокзал вырос рядом с морем, чтобы бледные жители Санкт-Петербурга и Москвы сразу окунались в солнечное сияние: слева — простор моря, справа — буйство южной зелени. Чтобы сразу с перрона можно было вступить в прозрачные волны, с блаженным вздохом втянуть в измученные зимней сыростью легкие озоновый воздух, настоянный на цветочных ароматах, пропитанный манящими запахами кофе, шашлыков и рыбы.

Фонтан Айвазовского — визитная карточка Феодосии. Город издавна испытывал трудности с водоснабжением, а художник в 1887 году подарил землякам 50 тысяч ведер воды ежесуточно из имения Су-Баш. На его средства и по его проекту 18 сентября по старому стилю в 1888 году состоялся пуск фонтана, что увековечило имя благодетеля при жизни, помимо таланта живописца, передавшего на своих полотнах красоту и мощь морской стихии.

И сегодня город Айвазовского можно увидеть его глазами: узкие улочки, спешащие к морю, коралловые черепичные крыши пожелтевших от времени домов, серый пористый камень старинных крепостей и храмов, дворы с живописной растительностью. Вся Феодосия — вдохновение для художника. Для всех гостей, увозящих в разные концы России ее очарование.

…Судак. Генуэзская крепость расположена на горе Дженевез-Кая. Это сохранившееся напоминание о тех временах, когда значительная часть Крымского побережья принадлежала канувшей в Лету Генуэзской республике. Цитадель строилась между 1371 и 1469 годами на месте крепости Сугден, согласно греческой рукописи тринадцатого века, возведенной в 212 году. Она защищала город, известный уже по русским летописям под названием Сурож. На Востоке его называли Судак.

Прошедшие века сохранили мощные стены крепости, главные ворота, которые помнят монголо-татарские орды, появление воинов из Генуи, завоевателей из Османской империи… В ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 годов русские войска заняли Крым. Командующий армией Александр Васильевич Суворов начал укреплять побережье. На территории Судакской крепости возвели артиллерийский редут, построили казармы для солдат и офицеров Кирилловского полка.

Мы с ощущением сопричастности смотрели на просторы крепости, в историю которой, как и в историю Кубани, внес свою лепту известный военачальник Суворов.

Удивительной вековой тишиной встречает своих гостей крепость. Затихают за ее главными воротами звуки современной жизни курортного города. Музей-заповедник сохранил очарование древности. Символичным для нас стал и тот факт, что именно в ее стенах Александр Викторович Дзюба подписал договор с руководством туристического комплекса «Ялта круглый год» на отдых членов профсоюза главка и их семей со скидками. Это означает, что увлекательные и познавательные путешествия будут продолжены!

— Я впервые стала ездить на экскурсии, организованные председателем профсоюза Александром Викторовичем Дзюбой,— говорит Татьяна Ивановна Кадрова, сотрудница госпиталя МСЧ ГУ МВД России по Краснодарскому краю,— до этого никогда не выезжала из Краснодара, всё было некогда! А теперь я как заново родилась!

Представители краевого Совета ветеранов правоохранительных органов, члены профсоюза Нина Валентиновна Булатова, Елена Владимировна Максимова и Наталья Калиновна Дербина отметили разнообразие увиденного, особенно сильные впечатления испытали от посещения Аджимушкайских каменоломен, художественной галереи Ивана Айвазовского.

— С нетерпением будем ждать новых поездок, благодарны за достойную организацию отдыха и питания,— выразила общее мнение Вера Ивановна Красовская, член профсоюза.

Наше путешествие во времени было бы не столь полноценно и насыщено разнообразной информацией без экскурсовода Натальи Иосифовны Михайленко, жительницы Феодосии, краснодарских профессионалов-водителей Александра Ивановича Степаненко и Алексея Владимировича Хромых.

Жизнь ценна воспоминаниями. Мы вернулись с богатым багажом эмоций, хорошего настроения и остановленными мгновениями — фотографиями.

Татьяна ШИРШОВА, член Профсоюза ГУ МВД России по Краснодарскому краю, заслуженный журналист Кубани

Фото автора

На снимке: Керчь, около мемориала воинам-освободителям на горе Митридат.