Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Анатолий Вороновский и первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Андрей Коновалов приняли участие в круглом столе, посвященном реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Участвовали также заместитель руководителя ГКУ Краснодарского края «Краснодаравтодор» Андрей Косьянов, начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по краю Владимир Марченко и начальник отдела пропаганды этого ведомства Ирина Заватская.

Безопасность, качество, долговечность

Анатолий Вороновский сказал, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовал на Кубани в этом году. Его цели — приведение автодорог в крупных городских агломерациях в состояние, соответствующее нормативным требованиям, снижение количества мест концентрации ДТП, иными словами — аварийно опасных участков.

— Приведению в надлежащее состояние автомобильных дорог придается большое значение,— подчеркнул заместитель главы края. — Они должны быть не только безопасными и качественными, но и долговечными. Очень важно не только отремонтировать или проложить дороги, но и сохранить их в порядке как можно дольше. Не просто строить, а делать это действительно качественно на высоком уровне, чтобы они отвечали всем необходимым нормативным требованиям.

Если в прежние годы ремонтировался только поверхностный слой полотна, то в настоящее время выполняется целый комплекс работ, включающий обновление дорожной «одежды», укладку асфальта, проведение всех коммуникаций, благоустройство тротуаров, установку новых светофоров и т. д. Это большая и кропотливая работа.

В 2017—2018 годах в Краснодарском крае реализовывался приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Всего в нашей стране в нем участвовало 36 субъектов и 38 агломераций. С 2019 года этот приоритетный проект перестал реализовываться, потому что на смену ему пришел национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В приоритетном проекте участвовала Краснодарская агломерация, в которую входили прилегающие к городу Динской район, Афипское сельское поселении Северского района и Марьянское сельское поселение муниципального образования Красноармейский район.

За два года было освоено четыре миллиарда рублей. Из них один миллиард ежегодно выделялся из федерального бюджета, 900 миллионов — из консолидированного бюджета края, 100 миллионов — это долевое участие муниципалитетов, где проводились работы.

В Краснодарской агломерации было отремонтировано порядка 166 километров автодорог. В 2017 году — 76,6 километра (порядка 60 объектов), в 2018-м — 89,4 километра (75 объектов, включая сельские поселения). Такого объема выполненных работ в Краснодарском крае еще никогда не было,— отметил Анатолий Вороновский. — Когда мы начинали дорожные работы в 2017 году, не всё было гладко, возникали те или иные проблемы, потому что это сложный и тяжелый процесс. Пришлось в самые короткие сроки произвести дефектовку тех улиц, которые нужно было отремонтировать в первую очередь. И это всегда очень сложно делать в больших городах, потому что у жителей соседних улиц сразу же возникает вопрос: почему ремонт будет проводиться не на их улицах?

Необходимо было успеть произвести все намеченные дорожные работы в отведенные сроки, поэтому работа проводилась в три смены, в том числе и в ночное время.

За два года все выделенные финансовые средства полностью освоили и ни рубля в бюджет возвращено не было. У счетных органов, которые проводили проверку, никаких серьезных вопросов к нам не возникло.

Сложные проекты были реализованы в прошлом году. В частности, это ремонт улицы имени Тургенева. Сложности возникли с подбором подрядчика, конкурсы проводились несколько раз. Дело в том, что это был не только ремонт дорожного полотна, но и различные работы, связанные с подачей электроэнергии, света, газа. Кроме этого занимались канализацией, ливневкой. Словом, это целый комплекс работ, который касался не только дорожников, но отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому пришлось искать и других подрядчиков, что было непросто. Тем не менее проблема была решена. Кроме этого шли работы по улице Новороссийской, Восточно-Кругликовской.

Вице-губернатор отметил, что в Краснодаре большая сеть автодорог, много транспорта. В этом году краевой центр стал лидером среди российских городов по количеству личного транспорта на душу населения, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно приобретается 30—40 тысяч машин в личное пользование, поэтому и транспортный поток возрастает, возникают пробки.

По словам Анатолия Вороновского, в крае, особенно в летний сезон, возрастают транспортные потоки, что неудивительно. Люди едут отдыхать в наш регион со всей страны, много транзитного транспорта. Достаточно вспомнить, что в прошлый сезон край принял 17 миллионов отдыхающих. И именно в летний сезон фиксируется большее количество дорожно-транспортных происшествий.

В верном направлении

По словам Анатолия Вороновского, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» призван решить вопрос не только с дорогами, но и сокращением в два раза количества аварийно опасных участков. И работа в этом направлении ведется самая активная. Если говорить о Краснодаре, то в настоящее время с городской администрацией прорабатывается вопрос правильной организации схемы движения автомобильного транспорта, ищем верные пути решения проблемы. Заказывали разработку стратегии в Московском институте дорожного хозяйства, понимая, что главное — чтобы дорожная сеть заработала без сбоев.

— Городу необходима модернизация общественного транспорта. Когда люди увидят и поймут, что таким видом транспорта быстрее и комфортнее доехать до работы, то они в большинстве своем будут отказываться от частых поездок на личных автомобилях. Не стоит забывать и о парковках, за которые следует платить,— сказал Анатолий Вороновский. — Новый трамвай перевозит порядка 150—200 пассажиров. Представьте, сколько личных автомобилей можно не использовать, а совершать поездки на общественном транспорте.

Работа по приобретению новых трамваев ведется, и в этом году из краевого бюджета выделен миллиард рублей на эти цели. Решается вопрос и о замене старых троллейбусов на электробусы. Городской властью такая работа ведется, и, я думаю, постепенно эту проблему мы решим. В этом году в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помимо Краснодарской агломерации участвует Новороссийск и Сочи. На работы выделяются очень крупные суммы денег.

Краснодарской агломерации — 2 миллиарда рублей. Миллиард — федеральные деньги, 900 миллионов — из краевого бюджета, 100 миллионов — из местного.

Сочинской агломерации — почти 830 миллионов рублей. Из них 664 миллиона — средства из федерального бюджета, 124 миллиона — из краевого и 41 миллион — из местного.

Новороссийская агломерация. Выделенные средства составляют 550 миллионов рублей. Федеральные деньги — 495 миллионов рублей, из местного бюджета — 27,5 миллиона.

Он уточнил, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году в регионе запланировано отремонтировать 134 объекта, в том числе девять региональных. В Краснодарской агломерации 51 объект (67 км): пятьдесят объектов в центре города и один объект в Васюринском сельском поселении Динского района.

— В Сочи 64 объекта, в Новороссийске — десять. Контракты по всем объектам этого года у нас заключены, тем самым задача, поставленная руководством страны, выполнена. На настоящий момент уже приняты работы на сумму 1 миллиард 495 миллионов рублей,— сказал Анатолий Вороновский.

Было озвучено, что до конца 2024 года в агломерациях, где реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», они должны быть приведены в порядок и соответствовать нормативным требованиям.

— Конечно, хотелось бы все автодороги края привести в надлежащее состояние, и к этому необходимо стремиться,— подчеркнул Анатолий Вороновский. — На территории Краснодарского края более 41 тысячи километров составляют дороги общего пользования, что, согласитесь, немало. Из них чуть более тысячи — федерального значения и более тридцати тысяч — муниципальные. Мы всегда стараемся поддерживать их в надлежащем состоянии за счет средств регионального дорожного фонда. С каждым годом увеличиваем финансирование, прокладываем, ремонтируем.

В прошлом году было выделено порядка семи миллиардов рублей на улучшение уличной дорожной сети в муниципальных образованиях нашего края. В этом году цена вопроса составляет уже девять миллиардов.

Напомню, что всего-то несколько лет тому назад из регионального дорожного фонда выделялось не более миллиарда рублей. Согласитесь, разница ощутимая.

В частности, в Абинском районе за счет средств регионального дорожного фонда построили новый мост, чего очень ждали местные жители. Более трехсот миллионов рублей было выделено на это, и в июне объект сдали в эксплуатацию, хотя расчетная сдача была запланирована на декабрь. Хорошо сработали мостостроители, завершив работы раньше намеченного.

Сказал он и о влиянии большегрузного автотранспорта на дороги. Поток его немалый. Перевозится зерно, инертные материалы. Но не всегда перевозчики соблюдают правила, перегружая свой транспорт. К примеру, автодороги общего пользования рассчитаны на перевозимые грузы до сорока тонн, а перевозчики порой «тащат» свой груз весом 60—80 тонн и даже сто тонн. И не один большегруз, и не один раз. Что в этом случае происходит с трассой? Естественно, она приходит в негодность. Хитрят некоторые перевозчики, совершенно не думая о состоянии дорог.

— В этом случае нельзя говорить об обеспечении реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»,— акцентировал внимание участников круглого стола заместитель главы края. — Ведь стоит таким большегрузам пройти по дороге федерального, краевого или местного значения, причем не единожды, и дорожное покрытие начинает превращаться в подобие дороги. Нагрузка сказывается, и особенно в летний период,— сказал Анатолий Вороновский.

К сказанному вице-губернатором добавлю, что два года назад в Краснодарском крае был построен первый в регионе автоматический пост весового контроля на выезде из Усть-Лабинска. В минувшем году построили еще четыре, в 2019-м к концу года планируем сдать в эксплуатацию еще шесть.

Когда будет достаточное количество таких постов, то все хитрости перевозчиков сойдут на нет. Ведь не секрет, что порой они норовят «соскочить» с федеральной трассы на муниципальную дорогу, чтобы скоренько провезти свой «перегруз». Думают ли они в этом случае о самой дороге? Вряд ли.

Как подчеркнул Анатолий Вороновский, пока не будет жесткой позиции всех органов власти по отношению к таким действиям перевозчиков, дороги сохранять в надлежащем состоянии представляется весьма проблематичным.

Требуется снижение

Рассказал Анатолий Вороновский и о другом национальном проекте — «Безопасность дорожного движения». К реализации его подошли комплексно, потому как участвуют в нем дорожники, ГИБДД, отрасли здравоохранения и образования и Министерство транспорта и дорожного хозяйства.

— Чтобы значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий, необходимо вести системную профилактическую работу со всеми участниками дорожного движения — и со взрослым населением, и с молодежью. И автогородки должны строиться, где детей обучают Правилам дорожного движения. Должна проводиться комплексная работа по снижению количества дорожно-транспортных происшествий,— подчеркнул заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Анатолий Вороновский.

 

Михаил МУСАЕВ