Регламенты предоставления госуслуг скорректированы

В настоящее время исполнительными органами государственной власти Краснодарского края на основании Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляется свыше двухсот государственных услуг.

Согласно данному федеральному закону оказание государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, то есть актами, регламентирующими последовательность действий органов исполнительной власти края по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц.

Особое значение имеет соответствие регламентов федеральному и региональному законодательству, своевременная их корректировка в связи с изменениями законодательства.

За последние два года прокуратурой края принимались меры прокурорского реагирования в отношении 67 административных регламентов, касающихся различных сфер жизни населения края.

Так, по протестам прокуратуры края Министерством труда и социального развития региона скорректированы регламенты: о предоставлении государственной услуги по включению в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым незаконно ограничивался круг лиц, подлежащих включению в такой список, только несовершеннолетними гражданами старше 14 лет; о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в части включения в круг заявителей неработающих граждан, достигших возраста 60 и 55 лет, а также неработающих инвалидов I и II групп; о приеме документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, не полностью дееспособными, закрепивший упрощенный порядок подачи документов близкими родственниками (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки), выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных и другие.

В соответствии с требованиями законодательства административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем самостоятельно, и документов, которые он вправе представить по собственной инициативе; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Вместе с тем проводимые прокуратурой края проверки показали, что регламенты зачастую необоснованно возлагали на заявителей обязанность по представлению излишних документов либо документов, находящихся в распоряжении других органов.

Так, по протесту прокуратуры края в административном регламенте Министерства социального развития и семейной политики края из перечня документов, предоставляемых гражданами, желающими усыновить ребенка, исключены документы, которые должны запрашиваться органом опеки и попечительства самостоятельно (документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, справка органов внутренних дел, копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение).

Утвержденный приказом Департамента по архитектуре и градостроительству края административный регламент по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации» также не разграничивал документы, что запрашиваются департаментом в других органах, в распоряжении которых они находятся, и документы, направляемые заявителем самостоятельно.

Кроме того, регламент незаконно устанавливал обязанность передачи в департамент в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства; о сетях инженерно-технического обеспечения; один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации.

Административный регламент не учитывал изменений, внесенных федеральным законодательством во втором полугодии 2018 года в Градостроительный кодекс РФ в части перечня документов, прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а также оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Аналогичные нарушения имели место в регламенте о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, которым был неправомерно расширен перечень документов, прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче соответствующего разрешения.

Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края в регламенте по предоставлению из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат по уплате страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования не конкретизировались события, при наступлении которых сельскохозяйственные товаропроизводители вправе претендовать на получение бюджетных средств (засуха, суховей, заморозки, град, сильная пыльная (песчаная) буря и другое).

По результатам рассмотрения протестов прокуратуры края указанные административные регламенты приведены в соответствие с законом.

С 18 октября 2018 года вступили в силу новые положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», установившие запрет на истребование у заявителя документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги.

Поскольку в 29 административных регламентах Министерства социального развития и семейной политики края, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций края, Департамента имущественных отношений края не были учтены указанные изменения законодательства, прокуратурой края принесены протесты.

В настоящее время краевыми органами власти внесены необходимые изменения в 14 административных регламентов, в отношении остальных актов проводится работа по разработке соответствующих проектов.

Законом Краснодарского края «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края» закреплен экстерриториальный принцип предоставления государственных и муниципальных услуг.

Суть его заключается в том, что заявители (представители заявителей) имеют право на обращение в любой многофункциональный центр вне зависимости от места регистрации по месту жительства или места пребывания либо места нахождения (для юридических лиц).

Вместе с тем наиболее распространенным нарушением, допускаемым исполнительными органами государственной власти края, явилось отсутствие в административных регламентах положений о предоставлении государственных услуг по данному принципу. Указанные нарушения закона устранены по протестам прокуратуры края.

Работа органов прокуратуры в данном направлении и впредь будет осуществляться в приоритетном порядке, поскольку действие незаконных нормативных правовых актов ведет к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Любовь ШЕНГЕЛИЯ, старший помощник прокурора края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, старший советник юстиции