Шутить изволите?

Определенная часть людей полагает, что талантливый человек талантлив во всём. Но это не всегда так. Например, гениальный художник может не иметь музыкального слуха, а одаренный певец — не уметь начертить даже прямую линию. Но когда речь идет о действительно больших актерах, то почти у каждого из них есть еще как минимум один неоспоримый дар: умение шутить в самых разных ситуациях и с разными людьми.

Однажды Лев Дуров поехал с театром на очередные гастроли. Поскольку время было позднее, актер лег спать, а молодые артисты, ехавшие в соседнем купе, решили слегка отметить свой актерский вояж. Но о необходимой закуске, увы, никто из них не позаботился, отчего юные таланты пришли в уныние.

Горевали недолго, и вскоре кто-то из них отправился к Дурову, чтобы разжиться едой. Актер спал и очень разозлился из-за того, что его разбудили, а на вопрос молодого коллеги о содержимом стоящей на столе банки ответил: «Это бальзам для роста волос». Молодой человек не поверил, но рассказал об этом всем, кто ехал с ним в купе поезда.

И тогда Лев Дуров решил разыграть молодых актеров. Через какое-то время дверь в купе, где ехала молодежь, открылась и в нее заглянул Дуров, на голове которого была густая шевелюра.

— Вот, сказал он,— передозировал бальзам. Переборщил. Есть у кого-нибудь ножницы?

Молодежь так впечатлилась, что один парень упал с верхней полки, на которой лежал.

А секрет был прост: известный актер увидел рядом с собой шиньон соседки по купе, который та сняла на ночь,— и план розыгрыша у Дурова созрел мгновенно.

Актер Вячеслав Тихонов, одна многочисленных ролей которого — Штирлиц в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны», рассказывал:

— Мне на даче стало плохо с сердцем. Время позднее, врачей рядом нет. Правда, неподалеку военный госпиталь. Туда меня родные привезли.

Доктор в приемном отделении заполняет карту:

— Фамилия? Имя? Отчество?

Я говорю:

— Тихонов Вячеслав Васильевич.

Он спрашивает дальше:

— Воинское звание?

—Штандартенфюрер,— отвечаю.

Доктор поднял глаза, вгляделся:

— Ох, извините, не узнал…

Еще одна небольшая забавная история, связанная с актерами. Чтобы сыграть роль Саида в фильме «Белое солнце пустыни», Спартаку Мишулину пришлось побрить голову. А для повседневной жизни актеру изготовили парик. Не столько для красоты, сколько для конспирации.

И популярность актера среди зрителей тут ни при чем. Парик Мишулин носил, чтобы художественный руководитель Московского театра сатиры Валентин Плучек, запрещавший актерам сниматься в разгар театрального сезона, не догадался, что Спартак задействован в киносъемках.

Мишулин настолько привык к своему парику, что воспринимал его как головной убор.

Однажды в автобусе актер встретил хорошего знакомого и в знак приветствия снял «головной убор». Знакомый долго хохотал, а вот одну бабулю еле откачали…

Надо сказать, что были и шутки актеров, которые им дорого стоили. Шутки на грани фола.

Знаменитый актер Николай Рыбников был человеком, который просто обожал разного рода шутки и розыгрыши. Любил посмеяться и над собой, и над коллегами-кинематографистами, и над людьми, далекими от кино. Но не все розыгрыши Рыбникова были безобидными, а один из них чуть не стоил актеру карьеры.

Когда он учился во ВГИКе, придумал весьма опасную по тем временам шутку: созвал в свою комнату половину живущих в общежитии, сам спрятался в шкафу и, подражая диктору Юрию Левитану, зачитал «указ правительства». Из шкафа он сообщил, что цены на продукты питания снижаются в несколько раз, а соль и спички будут отпускаться покупателям бесплатно. Студенты встретили «указ» восторженными криками: «Да здравствует товарищ Сталин!»

За эту шутку Рыбникова не только отчислили из комсомола, но и выгнали из престижного вуза. Лишь заступничество руководителей курса спасло начинающего актера. Николая Рыбникова восстановили в театральном институте, взяв с него обещание покончить с неуместными розыгрышами.

Довольно серьезные последствия имела и шутка Юрия Белова, известного зрителям по многочисленным фильма, среди которых «Карнавальная ночь», «Неподдающиеся», «Девушка без адреса», «Королева бензоколонки», «Гусарская баллада», «Стоянка поезда — две минуты» и многие-многие другие.

Дело в том, что Белов был прекрасным рассказчиком, умел мастерски развлекать зрителей байками. Однажды на банкете, проходившем во время работы над фильмом «Дайте жалобную книгу», актер веселил собравшихся рассказами о курьезных случаях из жизни. В конце он добавил, что генерального секретаря Никиту Сергеевича Хрущева скоро снимут с должности.

Кто-то из присутствующих на банкете сразу же донес о неудачной шутке актера в компетентные органы — и уже через несколько дней после застолья Юрия Белова принудительно отправили в психиатрическую больницу.

После этого случая талантливого актера почти перестали приглашать на роли в кино из-за неуместной шутки.

Во время съемок многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» вся творческая группа, включая актера Льва Дурова, играющего агента Клауса, должна была отправиться в ГДР. На выездной комиссии, которую в то время должны были посещать все выезжающие за рубеж, с актером произошел инцидент, стоивший ему заграничной поездки.

У Дурова спросили, как выглядит советский флаг. На вопрос он ответил издевательски:

— Как пиратский «Веселый Роджер».

Комиссия проглотила шутку и дала актеру возможность реабилитироваться:

— Назовите столицы союзных республик. Дуров ответил, что это Тамбов, Тула, Магнитогорск. Словом, заигрался.

В итоге он стал единственным в съемочной группе, кого не выпустили в Восточную Германию, а сцены с актером пришлось снимать в подмосковном лесу.

Знаменитый актер Евгений Моргунов, как никто другой, любил шутки и розыгрыши. Даже его творческий путь начался то ли с серьезного, то ли с шуточного письма к самому Сталину.

Во время Великой Отечественной войны, работая на оборонном заводе, юный Моргунов написал Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович! Я, рабочий завода СВАРз, болваночник, мечтаю попасть в искусство, но директор препятствует этому… Примите меня в искусство!»

Подобная выходка могла обойтись Моргунову слишком дорого, однако произошло невероятное: из Москвы пришел приказ откомандировать рабочего в театр. Повезло Моргунову.

И прибавку к зарплате начинающий актер Евгений Моргунов получил в результате одной из своих рискованных шуток. Однажды в Театр киноактера пришли политические деятели Молотов и Каганович. На встречу с ними вышел Моргунов и представился… художественным руководителем театра. Политики, не знавшие в лицо настоящего худрука, естественно, не почувствовали подвоха.

В этом качестве начинающий актер беседовал с ними больше часа и попросил повысить жалование артистам низшей категории, что и было сделано. В том числе и в отношении Моргунова.

Моргунов всегда носил с собой удостоверение с красной корочкой. Никто не знал, что было в нем написано, но действовало оно безотказно.

Например, остановив проезжавший мимо автомобиль, он мог с серьезным лицом шепнуть водителю: «Товарищ, следуйте моим инструкциям. Догоните-ка вон ту машину и незаметно пристройтесь к ней». А вскоре просил остановиться и спокойно уходил. Проезд был для него, конечно, бесплатным.

Однажды возле кабинета директора цирка на Цветном бульваре, которым руководил Юрий Никулин, выстроилась большая очередь. Люди требовали у секретаря срочно пропустить их к Никулину для решения жилищных проблем.

Оказалось, что возле цирка невозмутимо прогуливался Евгений Моргунов с депутатским значком на лацкане пиджака и говорил всем, кто держал свой путь в цирк, что директор ведет прием населения по поводу квартирного вопроса.

Разъяренный Никулин потребовал больше не пускать Моргунова в цирк.

У режиссера и актера Владимира Меньшова была целая эпопея с получением «Оскара» за кинофильм «Москва слезам не верит». По одной из версий, выезд в США ему запретили, с награждением не поздравили, статуэтку не отдали.

По другой версии, ему внушили, что он не получит высокую награду, поэтому и не поехал на награждение. Но, как бы там ни было, фильм-то был отмечен. Да еще на каком уровне!

За спиной режиссера начали завистливо и злобно ворчать. Когда «оскароносный» Меньшов зашел в ресторан Дома кино, откуда-то раздался ехидный возглас:

— Ну, здравствуй, гений!

— Ну, здравствуй, бездарь! — молниеносно отпарировал Меньшов и пошел к своему столику.

Легендарный Леонид Гайдай снимал комедии и прямо-таки обожал хорошие шутки. При этом и сам любил кого-нибудь разыграть. У режиссера была собака по кличке Рича. Чрезвычайно умная.

Хозяин легко научил ее выполнять разные действия. Например, приносить домашние тапки или газету. Из лежащих на журнальном столике газет собака всегда аккуратно брала верхнюю и приносила Гайдаю.

Режиссер очень любил разыгрывать своих гостей, заявляя о феноменальных способностях своей четвероногой любимицы.

— А вы знаете, что Рича умеет читать? — спрашивал он у очередного пришедшему к нему в дом.

— Не может быть! — изумлялся гость.

— Ну, по крайней мере, она способна отличить «Советскую Россию» от «Советского спорта» или «Комсомольской правды»,— уточнял режиссер на полном серьезе.

И дальше шло представление.

— Вы знаете, в сегодняшней «Советской культуре», если я не ошибаюсь, вышла статья обо мне,— говорил Гайдай. — Рича, принеси-ка мне «Советскую культуру».

Собака шла в комнату и приносила газету, лежащую сверху других печатных изданий.

— А нет, это не здесь! — Гайдай бегло просматривал газету. — Рича, принеси «Советскую Россию!»

Гайдай прекрасно знал, что газеты на столике уже сложены в определенной последовательности. Не найдя статью в принесенном экземпляре, вновь посылал собаку за другой. И так доходило до восьми газет, которые выписывал Гайдай. К концу представления гость практически лишался дара речи.

Какой вывод можно сделать? Умение шутить — это тоже определенный дар человека. Главное, чтобы любая шутка не была опасной и не обижала окружающих. Ведь недаром говорят: «С шуткой обращайся осторожно — ты, возможно, будешь понят ложно».

Михаил МИШИН