Символичные зайцы

В краснодарской художественной галерее «Сантал» проходит персональная выставка Евгения Казицына «Зайцы придут». Ее презентация совпала с днем рождения художника, которому исполнилось 69 лет. Четырнадцать холстов разного размера, выполненных в его любимой технике (масляной пастели), принадлежащей одновременно живописи и графике, созданы, как всегда, быстро — за осень 2019 года.
Казицын создает свой заячий мир, очень похожий на наш, человеческий. Он наследует стилистику русского лубка, в котором сочетается изображение и текст, используется эзопов язык, а вместо персонажей-людей возникают образы животных.
Казицын создает свою «энциклопедию» заячьей жизни. Всё начинается с детства. На первой («Два Евгения») по хронологии картине зрители видят автопортрет художника в облике мальчика-зайчика и портрет отца, выполненный в человеческом облике. Выросший в многодетной семье, Евгений Казицын и сам трижды отец и семь раз дед, поэтому в своем автопортрете видит себя «зайцем», одетым в черкеску с семью газырями (по числу внуков), в которых вместо патронов — морковки.
От приватных фактов своей семейной жизни художник переходит в мир социальных проблем. Тексты художника не менее интересны, чем изображения. И по законам жанра в них присутствует та правда жизни, которую всегда отождествляли с народной точкой зрения. Казицын мыслит метафорами и когда создает образы, и придумывая подписи к картинам. Самая большая картина на выставке посвящена актуальной евразийской теме: «А насчет миграций просьба не беспокоиться. Рыба ищет где глубже, а заяц — где лучше. То гунны шли, то крестоносцы, то Чингисхан, то русские — в Сибирь, то викинги». Казицын создает фольклорную мифопоэтическую картину мира, в которой присутствует единство противоположностей новой архаики и «старого» символизма.
Он остается художником, который в своих картинах высказывается о самом главном, наболевшем, что внушает тревогу, заставляет думать и постигать смысл человеческой жизни. Он уверен в прочности вечных истин. И при всей своей ироничности всегда серьезен.
Выставку можно посетить до 30 декабря. Вход свободный.

Фото Юрия КОРЧАГИНА