Сможешь, если захочешь

Исполняющий обязанности руководителя Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов дал пресс-конференцию для журналистов печатных и электронных СМИ, на которой рассказал о популяризации предпринимательства на Кубани.

Он уточнил, что в регионе разработана программа «Популяризация предпринимательства» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который направлен на развитие малого и среднего бизнеса и увеличение его доли в валовом внутреннем продукте страны.

Амбициозная задача

— В настоящее время в валовом региональном продукте Краснодарского края МСП занимает тридцать процентов, а концу 2024 года эта цифра должна быть не менее пятидесяти процентов,— уточнил Виталий Воронов. — Это довольно большой рывок вперед, когда число вовлеченных в малое и среднее предпринимательство превысит миллион человек. Сегодня это количество составляет 750 тысяч человек. Задача более чем амбициозная,— подчеркнул Виталий Воронов.

Как он сказал, на государственном уровне оказывается поддержка начинающим предпринимателям. Если раньше это было в виде субсидий, то с 2016 года изменился формат и от невозвратной финансовой формы ушли к возвратной. Кроме этого более активно стала оказываться информационно-консультационная помощь представителям малого и среднего бизнеса.

— Региональный Фонд микрофинансирования сегодня первый в России по объему капитала,— акцентировал внимание журналистов Виталий Воронов. — Даже по самым скромным оценкам мы видим эффективность его работы. Предприниматели, которые берут в нем займы по рекордно низкой ставке, приносят государству финансовые средства в виде налоговых поступлений. У них растет выручка, что позитивно сказывается на деятельности предприятий, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. В целом все меры господдержки весьма популярны среди предпринимателей края,— подчеркнул исполняющий обязанности руководителя департамента.

Было бы желание

На пресс-конференции было озвучено, что не нужно быть аналитиком или экспертом, чтобы понимать: недостаточно работать только с теми, кто уже занят предпринимательской деятельностью. Надо сказать, что количество субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране меньше, чем в Европе. О чем это говорит? О том, что в странах Старого Света люди горят желанием заниматься предпринимательской деятельностью, открывать свое дело, и, конечно же, о возможностях, которые предоставляет государство для этого.

— Не так давно мы проводили различные социологические исследования, общались с жителями края — потенциальными предпринимателями с целью узнать, готовы ли они открыть свое дело, и если да, что их останавливает. Опросы показали, что в большинстве своем люди хотят заняться предпринимательской деятельностью, но боятся сделать первый шаг к этому,— поделился Виталий Воронов.

К сказанному им добавлю, что человеку свойственно сомневаться, и это вполне естественно, если речь идет об открытии своего дела. Ведь предпринимательская деятельность — это целый мир, полный преодоления всяческих проблем. Поэтому и страхи людей вполне понятны. В гайдаевской кинокомедии «Бриллиантовая рука» прозвучала замечательная фраза: « Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен». И это на самом деле так.

Готовы ли люди начать свое дело и окунуться в предпринимательскую деятельность? Какие ответы на этот вопрос можно услышать чаще всего? «Я не смогу, потому что не знаю, как открыть свое дело». «Не знаю, что предстоит делать с реализацией товара». Список ответов можно продолжить, но смысл ясен: люди забывают о том, что нет ничего невозможного.

— Именно поэтому мы разработали программу образовательных семинаров, которая будет реализовываться в рамках деятельности Центра поддержки предпринимательства,— сказа Виталий Воронов. — Мы понимаем: для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае мало поддерживать и развивать уже существующие и работающие предприятия — необходимо вовлекать в предпринимательство новые лица, тех, кто хочет, но всё еще побаивается раскрыть свой потенциал в той или иной сфере экономики. Именно на это и направлен региональный проект «Популяризация предпринимательства». Все мероприятия, которые будут реализовываться в его рамках, преследуют цель привлечь новых людей к занятию предпринимательской деятельностью, дать им возможность попробовать себя на новом поприще. На это направлен и национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В продвижении такого важного, полезного и очень значимого движения, как предпринимательство, необходимы нестандартные ходы и полная концентрация на практической работе. Предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи — это база для реализации деловой активности, и наглядный пример уже успешных бизнесменов всегда более убедителен, чем абстрактные размышления.

Объяснить и поддержать

Виталий Воронов подробно рассказал о составляющих регионального проекта «Популяризация предпринимательства». Первый блок носит название «Медиакампания». В печатных и электронных средствах массовой информации, а также в Интернете будет размещаться различная информация о плюсах ведения малого и среднего бизнеса. Причем это будут самые что ни на есть конкретные истории конкретных предпринимателей, ведущих свою деятельность на территории Краснодарского края, а не в других регионах. Примеры деятельности людей, которые не побоялись открыть свое дело и успешно работают в сфере малого и среднего бизнеса.

В представлении некоторых обывателей образ предпринимателя — это образ человека, который открыл свое дело и затем беззаботно живет. Дела идут, прибыль есть, поэтому и можно отдыхать где-нибудь на побережье, лежа в гамаке. А ведь на самом деле это в корне не так. Мало создать свое дело, открыв предприятие,— необходимо его постоянно развивать, внедряя новые технологии, повышая производительность труда и улучшая качество услуг и производимой продукции. Это касается гостиниц, автосервиса, объектов общепита и т. д.

Сегодня успешный предприниматель работает чуть ли не 24 часа в сутки, преодолевая те или иные трудности, о которых даже не предполагал до открытия своего бизнеса. Ведь мало не прогореть и быть в плюсе — необходимо и достойную зарплату платить своим работникам. Всё взаимосвязано, поэтому утверждать, что предпринимательство — это просто, как выпить стакан чая,— заблуждение.

— Медиакампанию по популяризации предпринимательства на Кубани разработали специалисты из федерального центра,— уточнил исполняющий обязанности руководителя краевого Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Виталий Воронов. — Очень важно донести до людей правду о малом и среднем бизнесе, о том, какую ценность предпринимательство представляет для страны в целом.

Будем показывать путь создания своего дела, ошибки и пробы на пути создания бизнеса и пути преодоления трудностей. Демонстрировать, что ведение собственного дела — это нелегкий труд. Мы даем людям информацию к размышлению, и они будут самостоятельно принимать решения: становиться им предпринимателями или же пока повременить с этим.

Большое внимание в рамках регионального проекта по популяризации предпринимательства в Краснодарском крае уделяется подготовке людей, желающих открыть свое дело. Это отдельная целевая группа, с которой будут работать опытные специалисты.

По мнению Виталия Воронова, так называемое предпринимательское мышление закладывается чуть раньше, чем в тридцатилетнем возрасте, когда многие ставят перед собой задачу заняться бизнесом. Понятное дело, что предпринимателями не рождаются, а становятся, и нередко в раннем возрасте.

— Мы должны показывать людям, что нет ничего невозможного,— поделился Виталий Воронов. — Если есть у того же школьника какая-либо идея, то он должен понимать: для ее реализации в нашей стране нет никаких препятствий.

Для популяризации предпринимательства для школьников будут проводиться открытые уроки в образовательных учреждениях, на которых представители успешно работающих предприятий малого и среднего бизнеса будут рассказывать о том, как открыли свое дело, и о своей сегодняшней деятельности. Специально разработаны бизнес-игры, которые показывают модель ведения бизнеса, а тестирование позволит выявить способности ребят.

Запланировано в школах и проведение конкурса бизнес-идей для начинающих предпринимателей. Его цель — моделировать различные ситуации, формировать у подрастающего поколения умение принимать управленческие решения. Всё это позволит ребятам в их дальнейшей жизни уметь принимать важные и правильные решения и успешно решать те или иные проблемы,— сказал Виталий Воронов.

Региональный проект «Популяризация предпринимательства» предусматривает и практику наставничества. Нередко начинающий предприниматель опасается, что не сможет вести свое дело, потому что не обладает соответствующим опытом, а посоветоваться не с кем. Но если у него есть такая возможность в виде опытного наставника, то новичку решить проблему будет куда легче.

— На наш взгляд, наставники должны действенно помогать начинающим предпринимателям в открытии дела и затем помогать им достигать успехов в развитии предприятия. Мы определим тех, у кого есть бизнес-идеи и за каждым начинающим предпринимателем закрепим опытного наставника. Вместе они подготовятся к стадии реализации проектов. Уверен, что такая практика работы станет успешной, и затем мы станем ее постоянно применять в Центре поддержки предпринимательства,— выразил мнение Виталий Воронов.

Малый способен на многое

На пресс-конференции было сказано, что в этом году ключевым мероприятием в области популяризации предпринимательства станет форум «Дело за малым». Его программа насыщеннее, чем в прошлом году. Ожидается не менее двадцати тысяч человек, и это, пожалуй, будет самое крупное бизнес-мероприятие в России.

Виталий Воронов напомнил, что темой прошлогоднего форума была цифровая трансформация бизнеса. В этом году решено на эту историю посмотреть под другим углом, поскольку те усилия, которые тратит государство на прорыв бизнеса, связаны с технологической модернизацией предприятий.

Темой нынешнего форума станет человеческий капитал. На любом рабочем месте трудится конкретный человек, от которого напрямую зависит стоимость и качество производимого продукта, его успешная реализация, а в целом — валовой региональный продукт.

— Мы хотим обратить внимание крупных работодателей и начинающих предпринимателей на то, что самый главный ресурс и ценность предприятия — это профессиональные работники, их умение предлагать идеи и развивать производство. Какой предприниматель, такой и бизнес. Об этом и будет идти речь на форуме «Дело за малым»,— подчеркнул Виталий Воронов.

Рассказал он и об обучении предпринимателей. Если начинающий, то следует держать путь в Школу молодого предпринимателя, которая открыта в Центре поддержки предпринимательства. Также в центре консультациями помогут и тем, кто уже занят в малом и среднем бизнесе. Ну а если предприниматель опытный, то ему по силам стать наставником.

Виталий Воронов подробно рассказал и о государственной поддержке предпринимательства, которая уже не первый год четко реализуется в Краснодарском крае. Делится она на две составляющие. Первая — информационно-консультационная, когда предпринимателям помогают решать те или иные вопросы, в том числе и посредством проводимых семинаров.

Вторая составляющая — поддержка финансовая. И здесь эффективную роль играет Фонд микрофинансирования. Что касается Центра координации поддержки экспорта, это специализированная государственная организация, которая помогает предпринимателям выйти на зарубежные рынки.

— Краснодарский край традиционно входит в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства, и развитие предпринимательства — одно из приоритетных направлений работы региональной власти,— подчеркнул Виталий Воронов. — МСП — неотъемлемая часть экономики края и оказывает существенное влияние на его развитие.

Много талантливых разработчиков, но, к сожалению, не все могут успешно монетизировать свой талант, не все умеют продавать товар или удержаться в бизнесе. Поэтому в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства» необходимо не только выявлять способности занятых в малом и среднем бизнесе, но и вовлекать новых людей в бизнес-среду.

— Потенциальным предпринимателям необходимо рассказывать обо всех существующих мерах и видах господдержки, образовательных программах и льготных финансовых инструментах, которые направлены на популяризацию и поддержку предпринимательства в нашем регионе,— завершая пресс-конференцию, подчеркнул исполняющий обязанности руководителя Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов.

Михаил МУСАЕВ