Сохранять, создавая новое

В автопарки лесничеств четырнадцати регионов Российской Федерации за последний месяц поступило более 230 единиц лесопожарной и лесохозяйственной техники. Спецтехника закупается в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». Одновременно лесные ведомства субъектов страны закупают лесопатрульную технику, которая используется государственными лесными инспекторами для наземного патрулирований территорий. Закупки осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых в региональные органы исполнительной власти на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений.

Самые большие поставки спецтехники, а это 76 единиц, прошли в Тюменской области. В Башкортостане лесхозы получили пятьдесят единиц лесохозяйственной техники и оборудования к ней: колесные тракторы, инвентарь и приспособления для лесовосстановительных работ, а также лесопосадочные машины. Для этого в республиканское управление лесничествами для патрулирования поступило двенадцать автомобилей повышенной проходимости «нива».

Лесничества Челябинской области для патрулирования лесов пополнили свои гаражи 22 новыми «нивами», а также шестью тракторами для лесопожарных и лесовосстановительных работ. Технические парки лесхозов Чувашии пополнились семнадцатью малыми лесопатрульными комплексами и четырьмя новыми автомобилями, в Ямало-Ненецкий автономный округ пришло десять единиц техники для патрулирования лесов, в Удмуртию — восемь единиц лесопожарной техники.

Специализированная техника и оборудование поступили также в Воронежскую, Калужскую, Московскую, Омскую, Рязанскую, Свердловскую, Тверскую и Ярославскую области. Всего на настоящий момент лесными ведомствами закуплено более 1300 единиц лесопожарной техники и более 860 единиц оборудования.

Специальная техника помогает обеспечить оперативную доставку спасательных сил и средств к местам возникновения лесных пожаров. Необходимые противопожарные работы на ранней стадии возникновения возгораний в лесу позволяют сократить время ликвидации для мероприятий по лесовосстановлению, в том числе для освобождения молодых насаждений от затеняющих их деревьев и минерализации почвы, чтобы создать условия для прорастания семян и выживания всходов. Лесохозяйственная техника может применяться и при выполнении некоторых противопожарных работ.

В ближайшее время также ожидается завершение распределения по регионам дополнительного финансирования в размере 2,78 миллиарда рублей на лесопожарную технику в рамках федерального проекта «Сохранение лесов». В федеральном проекте участвует 81 субъект Российской Федерации, закупки и поставки спецтехники в регионах страны продолжаются.

Много дыма из ничего

Остаточные продукты внутреннего сгорания в двигателе мотоцикла опаснее для экологии и здоровья человека, нежели автомобильные. Это выявили ученые Дальневосточного федерального университета.

Двигатели современных мотоциклов и скутеров, даже те, которые оснащены системой дожигания вредных газов, являются источником выброса большого количества твердых частиц с высоким содержанием полиароматических углеводородов. Такие частицы считаются наиболее вредными как для человека, так и для окружающей среды.

Многие их соединения классифицируются как канцерогенные, приводящие к мутациям или порокам развития. При этом мотоцикл и скутер, несмотря на объем двигателей, обгоняют по выбросу в атмосферу подобных частиц даже дизельные автомобили. Исследователи пришли к выводу, что четырехтактные инжекторные двигатели мотоциклов более безопасны в экологическом плане, чем двухтактные и карбюраторные.

Еще пять лет назад швейцарские ученые выяснили, что на холостом ходу скутеры выделяют больше опасных для организма человека веществ, вызывающих рак и болезни сердца и легких, чем грузовой автотранспорт. Поэтому ученые мужи призвали жителей Европы отказаться от использования скутеров, последовав примеру нескольких китайских городов.

Выхлопная система небольших скутеров выделяет в воздух в тысячи раз больше загрязняющих веществ, чем у крупных транспортных средств. К такому на первый взгляд парадоксальному выводу пришла группа не только швейцарских, но и британских ученых. Согласно исследованию, на холостом ходу скутер больше, чем тяжелый грузовик, выделяет органических веществ, которые могут служить причиной возникновения смога.

Эксперты обнаружили, что в выбросах выхлопной системы скутеров содержится больше бензола, вызывающего рак. Кроме того, исследователи зафиксировали высокое содержание токсичных химических веществ, известных как активные формы кислорода. Даже простаивание в пробке за скутером может нанести серьезный вред здоровью.

На скутерах обычно используются двухтактные двигатели, которые гораздо менее эффективны при сжигании топлива. При этом их выхлопные системы значительно хуже справляются с фильтрацией загрязняющих веществ, чем каталитические нейтрализаторы отработанных газов, которые установлены в большинстве автомобилей.

Специалисты измерили выбросы, производимые различными транспортными средствами, и обнаружили, что из-за неполного сгорания топлива двухтактные двигатели выделяют гораздо больше первичных аэрозолей. Кроме этого образуется большее количество летучих органических соединений, а также выделяется дополнительное количество вторичных органических аэрозолей.

Водный мотоцикл — одно из самых популярных водных развлечений для отдыхающих на озерах, морских и океанских побережьях, поэтому в международном сообществе нередко ведутся дискуссии по вопросу влияния гидроциклов на окружающую среду.

По мнению многих специалистов, двухтактные двигатели большинства гидроциклов являются печально известными загрязнителями. Водные мотоциклы сбрасывают в воду в среднем одиннадцать литров топлива за каждый час работы.

Помимо обычных отрицательных воздействий на качество воды, возникающих в результате использования двух- или даже четырехтактных двигателей, водные мотоциклы также могут работать в прибрежных зонах, которые недоступны для большинства обычных моторных лодок. И в этом случае волны от скутеров могут вызвать серьезную эрозию береговой линии, создавая проблемы.

Водные мотоциклы оказывают серьезное негативное воздействие и на птиц. К примеру, нарушается кормовая активность, из чего следует их многократное перемещение из гнездовых регионов. Одно из исследований показало, что водоплавающие птицы значительно больше реагируют на гидроциклы по сравнению с моторными лодками.

Что качается электросамокатов, то они наносят окружающей среде больший вред, чем общественный транспорт. Об этом говорится в исследовании ученых из Университета Северной Каролины в США.

По словам специалистов, электросамокаты выбрасывают в атмосферу больше парниковых газов, чем дизельный автобус, электромопед или электровелосипед. Более половины вредных веществ попадает в атмосферу из-за добычи материалов, которые используются для создания такого транспорта, а также во время самого производственного процесса по его сборке. Больше всего вредных веществ выбрасывается в окружающую среду при производстве алюминиевого корпуса и литийионной батареи.

Кроме того, электросамокаты необходимо постоянно подзаряжать. Энергии они потребляют мало, но много вредных веществ попадает в атмосферу из-за того, что в Европе работники компаний, которые собирают самокаты для подзарядки, ездят по городам на обычных автомобилях.

Также исследователи изучили, какими альтернативными видами транспорта пользуются люди, если им недоступен электросамокат. Почти половина респондентов предпочла пешую прогулку или обычный велосипед, еще треть заявила, что воспользуется автомобилем. Для окружающей среды наименьший вред наносят перемещения на велосипеде или просто ходьба. Менее вредными для экологии также были названы поездки на автобусе с большим пассажиропотоком, а на первом месте по вреду, наносимому природе, поездка на автомобиле.

Стоит задуматься и одуматься

По данным Всемирной организации здравоохранения, число курильщиков в мире уже достигло миллиардной отметки, и многие из них выкидывают окурки мимо мусорных урн, наплевав на экологию. При этом даже не осознают, что горы сигаретных «бычков» являются тем самым пластиковым мусором, который буквально уничтожает нашу планету. А ведь даже в советские годы можно было увидеть плакаты с надписью «Будьте, граждане, культурны! Не бросайте мимо урны!».

Сигаретные окурки — это действительно пластиковый мусор. Дело в том, что сигаретные фильтры, которые якобы снижают количество смол и никотина во вдыхаемом дыме, изготавливаются из пластика под названием ацетилцеллюлоза.

Многими экспериментами уже доказано, что один окурок, брошенный в воду, отравляет от трех до восьми литров воды. А если окурков много, то всего одного из них достаточно на литр воды, чтобы погубить рыбу в водоеме.

По расчетам ученых, для полного разложения сигаретного окурка требуется от полутора до десяти лет. За это время его химический состав успевает попасть в почву и навредить растениям. Чтобы это доказать, специалисты провели весьма простенький эксперимент. Они выкинули сигаретный окурок в горшок, в котором рос белый клевер — довольно устойчивое к перепадам температур и влажности растение, служащее газоном практически во всех парках мира. Всего за 21 день пребывания в горшке окурок замедлил рост клевера на 27 процентов и заметно укоротил его длину. Замедление роста также было замечено и в случае с газонной травой под названием райграс.

По словам специалистов, нет никакой разницы, целую сигарету выкуривает человек или ее часть. В любом случае окружающей среде наносится вред. Являясь одним из самых распространенных растений в парках, белый клевер играет огромную роль в природных процессах. Например, клевер обогащает почву, насыщая ее азотом, а также участвует в опылении растений: из его цветов пчелы активно собирают нектар и затем производят прекрасный белый мед с сильным ароматом. Как видим, и это растение страдает от окурков.

Отходы — в доходы

Лозунг «Отходы — в доходы!», рожденный в СССР, спустя многие годы после распада страны весьма актуален. Проблема утилизации отходов волнует не только Россию, но и большинство стран вообще.

А между тем проблема отходов в Советском Союзе решалась весьма успешно, хотя об экологии мало кто задумывался. Правда, и отходов в те годы было куда меньше, чем сейчас. И это вовсе не потому, что люди плохо жили и берегли всякий хлам. Всё дело в том, что многое из того, что сегодня летит в мусорные контейнеры, в былые годы вообще не выбрасывалось.

Юное поколение, естественно, этому удивится, но так было на самом деле. Достаточно вспомнить несколько моментов. Сбор макулатуры, почти забытое занятие сегодня, в советское время был обязанностью не только школьников, учащихся профессионально-технических училищ, техникумов и студентов вузов, но и взрослых.

Собирали ненужную бумагу, книги, журналы, газеты, тетради, картонные упаковки. В определенный период времени это стало даже выгодно. Некоторое количество килограммов макулатуры можно было обменять на талоны, позволяющие приобрести новые книги известных писателей: Толстого, Дюма, Стендаля, Лондона, Сименона и т. д.

Но были и предприимчивые «солдаты» самой читающей в мире армии книголюбов. Они не утруждали себя длительным и утомительным сбором макулатуры, а скупали за копейки в книжных магазинах партийную литературу, материалы съездов КПСС и биографии членов партийной элиты, которые не пользовались спросом и месяцами пылились на полках. Их сдавали в пункты вторсырья в обмен на книги. В этих пунктах под названием «Стимул» всегда толпился народ, жаждущий получить искомое — талоны.

В целом сбор макулатуры был чрезвычайно популярен не только благодаря обмену на книги. Это было еще и очень выгодно нашему государству как в экономическом, так и в экологическом плане. Крупные бумажные комбинаты перерабатывали вторсырье и затем из него появлялись новые книги, тетради, альбомы для рисования, блокноты и т. д. Таким образом от вырубки сберегались тысячи гектаров леса, ведь по статистике всего 54 килограмма газетной бумаги, сданной в переработку, сохраняли одно дерево.

Сбор макулатуры можно видеть в некоторых советских художественных фильмах. А студия «Центрнаучфильм» в те годы сняла фильм, в котором рассказывалось о важности сбора и переработки макулатуры, о том, как переработка вторсырья влияет на различные виды производства, помогает экономить природные ресурсы и улучшать экологическую обстановку.

Что касается сбора металлолома, то в СССР и он преследовал в том числе экологическую цель, потому что улицы городов очищались от хлама. К тому же его сбор сплачивал школьников и студентов общим трудом и удешевлял производство металлоизделий. Здесь вам и воспитательный процесс, и экономическая выгода. Помнится, в народе ходила такая фраза: «Всё ненужное — на слом! Соберем металлолом».

Не выбрасывались в СССР и стеклянные бутылки, банки и пузырьки. По сути дела, это была многоразовая посуда, за которую после ее использования можно было получить деньги. Прием стеклотары производился в специализированных пунктах.

В Японии всё, что связано с переработкой мусора, вызывает у людей только позитивные эмоции. В Стране восходящего солнца с детства учат беречь мусор и о вторичной переработке даже слагают сказки, где добрым молодцам урок, как из старой вещи сделать новую. В детских садах, школах, на специальных курсах в игровой форме все обучаются жизни в безотходном обществе.

В своеобразную игру уже десятки лет играет вся страна. Неважно где — на работе или дома. Перед тем, как что-то отправить на помойку, каждый японец совершает настоящий ритуал. Всё промыть, просушить, сложить компактно. И эта педантичность не культурная особенность японцев, а жизненная необходимость: мусороперерабатывающим заводам своими силами просто не справиться.

Японское настоящее — это хорошо забытое советское. И именно опыт СССР в использовании вторсырья — макулатуры и металлолома, которые собирали семьями, дворами и школами, лег в основу антимусорной концепции в шестидесятых годах в Японии.

Михаил МУСАЕВ