Спасибо, дорогой Учитель!

Двадцать пятого марта исполнилось 80 лет со дня рождения Аскера Хусейновича Курашинова — выдающегося деятеля российского театрального искусства, профессора, режиссера, актера, педагога, заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Ингушетия, народного артиста Республики Адыгея.

В 2014 году жизнь Курашинова оборвалась, но его дело живет в его учениках, которые в преддверии юбилея своего мастера поделились воспоминаниями о нем.
Виктория Лапина, министр культуры Краснодарского края, заслуженный работник культуры Кубани:
— Учитель с большой буквы — это о нем, нашем дорогом и любимом Аскере Хусейновиче, который научил нас главному: быть настоящими людьми искусства, искренне и верно служить ему и нести культуру в своем сердце, наполняя этот мир прекрасным!
Он всегда учил нас быть единой семьей, привил необходимость следовать таким важным человеческим понятиям, как честность, порядочность, чувство локтя. Он всё пронзительно видел наперед. Его нельзя было обмануть.
А еще он никогда не боялся говорить правду и быть самим собой, даже если станет кому-то неугоден. Не хотел и не стремился быть фаворитом или кумиром, не был баловнем судьбы, а просто хотел быть и был настоящим человеком.
Я не упускаю возможности повторять, что мы всегда должны помнить своих учителей, быть достойными их преемниками и продолжателями нашего общего дела — развития и процветания культуры в обществе! О своих педагогах всегда вспоминаю с особой теплотой. Бывают судьбы, предначертанные звездами, в небесном сиянии которых видно настоящее. Аскер Хусейнович был человеком именно такой судьбы. Он всегда видел в нас гораздо больше, чем мы и сами на тот момент о себе знали. Верил в нас, всегда гордился успехами и победами своих учеников. Вкладывал в наши души те основы, которые и сегодня, я уверена, всем его ученикам помогают жить и творить.
Он был единственным человеком, который поверил в меня при поступлении. Мне было всего шестнадцать, и вся приемная комиссия скептически отнеслась к моей кандидатуре, сказали, что еще рано. И только Аскер Хусейнович в наивной девочке с распахнутыми горящими глазами что-то разглядел и дал шанс, за который я ему бесконечно признательна.
Юрий Нехай, режиссер кино и телевидения:
— Есть моменты, когда хочешь сказать многое и подобрать самые правильные и важные слова, но никакие слова не отражают те благодарность и уважение, которые я испытываю к своему мастеру. Я до сих пор разговариваю его словами, работая над сценарием, на сцене или съемочной площадке из меня вылетают фразы: «несетесь без сопротивления к финалу, потому что знаете его», «вываливаетесь из предлагаемых обстоятельств», «ваши персонажи — идиоты?» и другие, ставшие крылатыми, выражения Аскера Хусейновича. Вообще, с годами я всё глубже понимаю истинное значение сказанного им. Наверное, поэтому мне кажется, что я лучше знаю своего мастера именно сейчас, и тем острее чувствую, как его не хватает. Зная, что на разных этапах в жизни и профессии нам нужны будут ответы на непростые вопросы, Аскер Хусейнович расставил для нас «маячки» заранее, наперед, чтоб мы не ошиблись. Некоторые из «маячков» я обнаружил. А сколько еще впереди? Несколько своих фильмов я успел снять и показать Аскеру Хусейновичу. И я услышал очень важные для меня слова. Успел.
Анна Малукало, заслуженный работник культуры Кубани, заместитель директора Краснодарского музыкального театра:
— 1996 год, мне шестнадцать лет, я окончила школу в своей станице и поехала поступать в Академию культуры. Я собиралась поступать на режиссуру, а набора не было. Зато в тот год впервые в Краснодаре набирали студентов на факультет театра драмы и кино. Первый профессиональный экспериментальный курс. Я старалась трезво оценивать свои способности и возможности — терять год я не хотела. Не очень хорошо помню приемные экзамены — лишь вокруг калейдоскоп лиц, людей, новых знакомых. Они все цитируют великих, поют философские песни собственного сочинения, они умнее, талантливее меня… Когда вышла на сцену, мне очень мешало, что я не вижу комиссию, хотелось видеть глаза, лица. «Читайте, что вы подготовили»,- прозвучал ироничный мужской голос. Но нас, молодых и дерзких, не надо пугать иронией: мы еще не очень знаем, что это такое. Ну, я и давай: Есенин, «Песнь о хлебе». С надрывом, драмой, слезой в голосе — всё, как положено, я же на драматическую актрису претендую. Через десять секунд: «Эээ-э, что ты делаешь?» — это был тоже мужской, но другой голос. Далее следовала небольшая лекция о том, что я еще пороху не нюхала. В мои годы надо читать веселое, молодое, задорное, а ты нам тут трагедию лепишь. Веселое? Пожалуйста. «На рынке корову старик продавал…» Очень они тогда смеялись. Кажется, меня только поэтому и взяли на курс — из-за коровы, а не потому, что я поразила их своим огромным талантом. Когда я через пару лет в дисциплине «режиссура» возьму на постановку фрагмент из пьесы М. Горького «Васса Железнова», Аскер Хусейнович скажет примерно следующее: «Эээ-э, Малукало, ты опять? Что тебя так в драму тянет? Ты успеешь еще поиграть старух. Заставить человека смеяться гораздо труднее, чем плакать, а у тебя смешить получается — этим надо пользоваться». Я тогда его не послушала, настояла на своем, и мой фрагмент получился не таким уж плохим. Но лучшей моей ролью так и осталась госпожа Клеопатра Львовна Мамаева в пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Мастер на то и мастер, чтобы видеть нас не такими, как нам хотелось бы, а такими, какие мы есть.
Помню чувство юмора Аскера Хусейновича. Не помню, чтобы он смеялся громко, но улыбка преображала его лицо совершенно. Помню, как он сердился. А когда ему было стыдно за то, что он видит, он закрывал лицо ладонью, смотрел сквозь пальцы. Он не любил, чтобы мы снимались в рекламах, сериалах и т. д., говорил: «Вы еще не артисты, я не хочу краснеть, дураку половину работы не показывают…» На самом деле то, что мы по молодости приняли за данность, был шанс, и дал нам его Аскер Хусейнович Курашинов. Помимо знаний он вкладывал в нас понятия чести, совести, долга, верности, дружбы, объяснял как умел, доказывал словом и делом. А уже мы сами решили, как этим шансом пользоваться, в какое русло направить. Даже тот момент, что мы, курс, с переменным успехом, не всегда хватает времени, возможности, но все-таки общаемся — это дорогого стоит. Аскер Хусейнович для меня был и остается человеком, который научил меня профессии, направлял меня, открыл мир, в котором я живу и сейчас.
Наталья Фабрая, директор Брюховецкой межпоселенческой центральной библиотеки:
— С 1991 по 1995 год я училась в Институте культуры на курсе Аскера Хусейновича Курашинова. Мы с подружкой Еленой Клименко приехали поступать в институт из станицы Батуринской Брюховецкого района. Очень дружно и интересно проходили наши учебные годы в институте. Мы все сдружились как-то очень быстро. С самого первого курса стояли друг за друга везде и всегда.
Самым любимым предметом была режиссура — ее редко кто пропускал. Особенно интересным был период, когда мы начали ставить отрывки из произведений. Самые запоминающиеся для меня: «Пимиентские блинчики» О. Генри, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Макар Чудра» М. Горького. Аскер Хусейнович был широкой души человек. Он всегда мог выслушать и вникнуть в проблему, помочь, подсказать. Я ему благодарна за то, что он не отпустил меня на заочное отделение. Теперь столько воспоминаний, связанных с учебой, не заменит ничто. А как проходили наши показы — весь актовый зал забивался народом! Аскер Хусейнович не боялся идти на эксперимент, и наши работы приобретали успех у зрителей. Он всегда требовательно относился к своей работе и добивался от нас того же. Даже и сейчас, сидя в зрительном зале на спектакле, хочется в некоторых моментах сказать знаковое слово: «Отказ!» — так говорил наш Мастер. Любить театр научил нас Курашинов. Я всегда с гордостью произношу его имя, и даже пробирает до слез, когда что-то слышу или читаю о нем. Вся моя жизнь связана с творчеством. После института я начала работать в Брюховецком районном Доме культуры художественным руководителем. У нас был молодой творческий коллектив, многие из них окончили наш Институт культуры и знали Аскера Хусейновича, а еще помнили наши показы. За годы учебы мы все сроднились курсом. Встречаемся, дружим и всегда в любой ситуации вспоминаем нашего Мастера.
Валентина Бестаева, капитан внутренней службы, старший специалист Культурного центра Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю:
— В моей памяти Аскер Хусейнович Курашинов останется неизменно с папкой в руках, в своем пальто и кепке. Именно таким он приходил на наши занятия, именно таким мы видели его, выглядывая из окон. «Я учу вас не просто профессии,- говорил он нам,- я учу вас жизни…» Осознание этого пришло спустя годы.
Его внимательный взгляд из-за режиссерского столика в зрительном зале до сих пор, кажется, сопровождает каждый мой выход на сцену. Это была лучшая похвала. Я знала, если плохо, он отворачивался, не мог смотреть. «Одна маленькая слезинка, докатившаяся до середины щеки, дороже ведра пролитых слез. Сдерживай себя. Ты только кажешься слабой. Валентина, ты сильная, борись!» — эти слова до сих пор со мной. Они помогли мне в очень сложных жизненных ситуациях. Каждый раз, когда я выхожу на сцену, меня встречают тысячи внимательных, сосредоточенных лиц. Эти люди стоят на страже закона и порядка. Они готовы в любой момент отдать свою жизнь за Россию. Часто они уставшие и опустошенные. От меня зависит, какими они выйдут из зала: засияют ли их глаза, осветятся ли лица улыбками. Стоя за кулисами перед выходом где бы то ни было: на сцене театра, на огромной площади или в маленьком импровизированном зале в эпицентре горячей точки, вспоминаю каждый раз слова Аскера Хусейновича: «На сцене нужно священнодействовать». И выхожу к зрителю как в храм, как на исповедь, как к последнему причастию.
Диомид Виноградов, актер и режиссер озвучивания и дубляжа фильмов:
— Во время учебы мы все были окружены отеческой любовью и заботой со стороны нашего Мастера. Аскер Хусейнович был строг, но справедлив, порой даже резок, но как было научить и призвать к порядку наши неуемные творческие натуры? Просматривая случайно сделанные записи наших репетиций, мы обнаруживаем, как внезапно вступаем в творческую полемику с нашим мастером, и к удивлению своему видим, что он не давит на нас своим авторитетом, а ведет аргументированную беседу, доказывая правоту своих установок.
В итоге, убедившись в том, что предложенное нами не сработает должным образом, мы всё равно возвращались к рекомендациям мастера, но уже делали это осознанно, понимая необходимость этих шагов, а не слепо повинуясь чужой авторитарной воле.
Нас учили быть думающими артистами. Мы побаивались своего учителя. Признаться, мы боялись не столько наказания или праведного гнева со стороны Аскера Хусейновича, а страшились не оправдать его надежд. Боялись показать, что недостаточно усвоили его уроки и рекомендации. Мы очень старались, и, если это происходило, мы все радовались успеху.
«Получайте удовольствие и запомните этот момент радости от собственных побед и удач,- говорил учитель. — Возможно, этот успех может не повториться или вам просто не предложат тех ролей, которые вы можете сыграть, находясь в стенах учебного заведения». И здесь мастер оказался невероятно прав. Успех — штука капризная, и не всегда можно изловить его в свои сети. Сегодня, к великому сожалению, нашего мастера и наставника нет с нами, но его дело продолжается в наших умах и сердцах, в его цитатах, которые мы вспоминаем, и делах, которые совершаем в профессии. Наше сердце наполняется благодарностью и любовью, ведь в студенческие годы мы были окружены вниманием мудрого учителя.
Анна Еркова, заслуженная артистка Кубани, актриса Краснодарского академического театра драмы имени М. Горького:
— Я поступила на службу в Краснодарский академический театр драмы в 2000 году. Прошло почти 19 лет. За это время мною было сыграно много ролей, и за каждую из них я могу сказать спасибо Аскеру Хусейновичу Курашинову. Спасибо за ту любовь и преданность профессии, которую он нам привил. Спасибо за все знания и опыт, которые он нам отдавал. Он учил нас не только профессии — он учил нас порядочности, честности, дружбе. Он часто повторял: «Искусство нужно делать чистыми руками». Пожалуй, именно эта фраза мне врезалась в память на всю жизнь. Именно этому напутствию я стараюсь следовать и по сей день.
Арсёнова (Виноградова) Наталья, начальник отдела по взаимодействию со СМИ МО Крымский район:
— Моя любимая работа доставляет радость, она связана с общением с жителями, освещением деятельности главы района, всего того, что происходит в муниципальном образовании. Наша работа многогранна. Мы не просто освещаем события, но и рассказываем обо всех сферах: культуре, спорте, медицине. Нам пишут — и мы оперативно реагируем на обращения читателей, будь то вопрос об аварийных деревьях, дорогах, услугах ЖКХ или о чем-то другом. Задачи пресс-службы изменились — теперь это почти круглосуточная работа. Это темп, динамика, оперативность. И, конечно, в нашей работе нет местоимения «я», есть понятие «мы — команда». У нас небольшой коллектив — четыре человека, но от нашего взаимодействия и зависит результат. Самый главный результат для нас — информированность наших жителей. Аскер Хусейнович дал мне тот фундамент, когда есть понятие командного взаимодействия. Он научил слушать партнера, оценивать человека по действиям, а не словам. Понимать даже молчание собеседника, взгляд, шаг. Но главное — верить в себя, не подводить и помогать людям.
Асият Тамбиева-Нехай, сотрудник Совета Федерации, режиссер публицистических программ и прямых трансляций:
— 1991 год. Институт культуры и искусств. Мы были первой группой в его педагогической практике. Знаменитый театральный режиссер не давил авторитетом, не ломал, а общался с нами на равных. Казалось, он учился у нас, а мы, конечно, учились у него. Каждый со своим характером, амбициями. После первых двух месяцев учебы у нас произошел конфликт между Мастером и группой (какие же мы были дураки!). Но он смог отыскать в каждом причину конфликта, объяснить ее, принять и мягко исправить. Смог выявить лучшее в каждом из нас и окрылить. Меня, например, Аскер Хусейнович никогда не называл по имени. Он дал мне прозвище Контра, и я, гордая и отчаянная, которая никогда не имела никаких прозвищ, согласилась с ним. Это было не обидно, скорее, объективно и по-родительски чутко. Я же называла его Аскерушкой (в кругу одногруппников). Своим примером Аскер Хусейнович задал нам высокую планку. Очень высокую — это я сейчас понимаю. Даже спустя много лет любую свою работу я оцениваю через призму его мнения. Что бы сказал на это Аскер? Похвалил или нашел бы недочеты? И когда получаю награду за очередной проект, то всегда говорю, что у меня был Великий Мастер — это он меня всему научил. А еще мы были вхожи в его дом. Это удивительно, но студентов нашей группы встречали там как собственных детей.
Сима Горуновна нам была мамой, Оксана — сестрой, которая нам пекла торты (мы ее безумно за это любили). Тимур был просто младшим братиком. Каждый из нас даже не сомневался, что в доме Аскера Хусейновича его всегда встретят, накормят, выслушают и непременно поймут.
Мой сын сейчас оканчивает театральный вуз, и я очень горжусь, что смогла привить ему те качества, которые воспитал в нас наш Мастер. И когда от своего взрослого ребенка я слышу фразу «а что бы на это сказал Аскер Хусейнович?», осознаю, что мой педагог всегда рядом — в мыслях, поступках, сердце.
Александр Гилязетдинов, актер театра, заслуженный артист Кубани:
— Аскер Хусейнович — величина! Он научил меня трепетному отношению к профессии актера. Его метод обучения сценическому искусству дало мне четкое понимание профессии. Он был большим человеком, незаурядной личностью и хотел, чтобы каждый из нас стал личностью тоже, со своей яркой индивидуальностью. При этом Курашинов учил нас быть искренними и скромными. Никогда не забуду его лекции, которые порой превращались в шекспировские монологи, в которых сквозило огромное количество добрых мыслей. Одна из них гласила: «Уважайте старших!» Я помню, как он даже грозился организовать за нами «тайную слежку», задачей которой было узнать, уступают ли его студенты места в общественном транспорте представителям старшего поколения — бабушкам и дедушкам. Все тогда смеялись, но если вдуматься, то становится ясно, каких людей хотел он из нас воспитать. Я думаю, он хотел, чтобы все его ученики стали пусть и разбросанной по миру, но всё же одной творческой семьей, свято чтящей традиции высокого искусства и делающей мир добрее.
Самир Кулиев актер, шоумен, теле- и радиоведущий:
— Когда мы вспоминаем Аскера Хусейновича Курашинова, в памяти возникает глубокий океан, полный множества интересных фактов и трогательных воспоминаний. Гольфстрим этого океана — любовь к нашему мастеру.
Справедливый, умный, талантливый, благородный человек, проживший невероятно насыщенную, красивую, яркую жизнь. Его судьба достойна эпического фильма: трудное детство, война, голод, затем учеба в Москве, опыт и знания, что он приобрел в общении с великими людьми, у которых учился, с которыми дружил. Невероятная работа над собой, которую проделал этот мальчишка из маленького аула, став талантливым актером и выдающимся режиссером, тонко чувствующим настроения своего времени. Он поставил многокрасочный спектр ярких спектаклей, расширивших границы адыгейского, краснодарского и как следствие российского и мирового театрального искусства.
Но одна из главных сторон его многогранного таланта — это умение преподавать. Аскер Хусейнович учил своих воспитанников, то есть нас, не мыслям, а мыслить. Он делал всё, чтобы каждый сумел полюбить искусство, занял свое достойное место в жизни, обрел радость и гармонию с окружающим миром и самим собой, вне зависимости от того, как распорядится судьба. Он знал, как тяжела и одновременно прекрасна выбранная нами профессия, и всем сердцем желал, чтобы мы состоялись в ней. Он переживал и заботился о каждом, словно о родном ребенке, а ведь у него и свои дети есть. Однако к нашему удивлению и великой радости Курашинова хватало на всех.
Он никогда не бросал своих учеников. За ним мы все чувствовали себя как за каменной стеной. Он терпеливо наблюдал за каждым, позволяя совершать ошибки. И главное, он учил нас ничего не бояться, а быть самими собой.
Аскер Хусейнович поощрял таланты своих студентов, не запрещая им заниматься совершенно разными делами — от музыки до живописи, от танцев до пения. Он любил всё и, кажется, был осведомлен обо всём. Он единственный педагог из тех, кого я знал, который смеялся, когда студенты делали на него пародии на капустниках, и всегда с легкостью соглашался на творческие авантюры.
Аскер Хусейнович мечтал создать с нами собственный театр, и часть его мечтаний сбылась. Например, спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», на котором люди плакали и аплодировали стоя, а спектакль «Вид с моста» по пьесе Артура Миллера стал настоящим событием в культурной жизни Академии культуры и всего Краснодара. Он стал своеобразной кодой нашей студенческой эпохи и моим личным Эверестом, на который я взошел благодаря Мастеру. Его студенты разбросаны по всему миру, но каждый из них гордо несет звание «Ученик Курашинова», потому что во всех нас горит пламя любви к искусству, зажженное мастером. Спасибо ему за это.
Вот уже пять лет нашего дорогого Аскера Хусейновича нет с нами, но его дело продолжается в его цитатах, спектаклях, поэтических записях, которые мы вспоминаем и, конечно, в тех делах, которые мы совершаем в профессии и в жизни с памятью о нем. Наши сердца, в которых горит вечный огонь любви к искусству, полны благодарности и любви за каждое драгоценное мгновение, которое этот светлый человек уделил каждому из нас. Мы благодарны Аскеру Хусейновичу, его замечательной жене Симе Гаруновне и всей семье, которая принимала и принимает нас как родных. Низкий вам поклон. Дорогой Аскер Хусейнович, с днем рождения! Спасибо вам за всё, наш дорогой учитель, память о вас будет жить вечно в наших сердцах.