Таланты КубГУ отличились на всю Россию

Не успели прийти в себя от уверенной победы Кубанского государственного университета на региональном уровне Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» его непосредственные участники — творческие коллективы КубГУ, как снова пришлось собираться в дорогу. Талантам из КубГУ предстояло защищать честь студенчества Краснодарского края на всероссийском этапе фестиваля, который в этом году состоялся в Перми.

В итоге танцоры и певцы из КубГУ привезли в копилку побед региона две награды высшего достоинства, две — за второе место и к тому же стали обладателями специального приза.

О том, что такое студенческая весна и каким трудом она создается, мы поинтересовались у заслуженных участников фестиваля.

Не числом, а умением

В обществе сложилось ложное убеждение, что профессионалом какого-то дела можно стать, только получив специальное образование. Но ведь гармонично развивающейся личности невозможно постоянно находиться в специфических рамках: душа требует более тонкого и всестороннего проявления, не так ли?

Для того чтобы поощрять молодежную самодеятельность, уникальные творческие проекты и юных самородков, в России с 1992 года реализуется программа поддержки и развития самодеятельного студенческого творчества. В этой программе ежегодно участвует более полутора миллионов студентов, которые представляют более тысячи университетов и колледжей со всех уголков страны.

Кубань и раньше участвовала в «Российской студенческой весне», но периодически — не было системности. А вот так масштабно творческие силы КубГУ начали принимать участие четыре года назад. За этот короткий период танцевальным и вокально-инструментальным коллективам и солистам удалось заметно вырасти, громко заявить о себе и по итогам XXVII Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» в Перми в составе делегации Краснодарского края занять 21-ю позицию в рейтинге участвующих студенческих команд из 76 регионов России. Причем удалось это сделать малыми силами. В отличие от делегаций других регионов, которые приезжали группами по 100—150 человек, от Кубани выехали 45 человек, 39 из них — непосредственные участники. Это 36 (!) студентов КубГУ и трое воспитанников Краснодарского педагогического колледжа.

— «Российская студенческая весна» — это проект, который дает студентам возможность раскрыться, показать свой уровень, заявить о себе,— говорит директор молодежного центра КубГУ Сергей Покатилов. — Огромное значение имеют отзывы экспертов федерального масштаба. Они мотивируют ребят на дальнейшее творчество и стимулируют на постоянное развитие.

По его словам, за 27 лет конкурс приобрел значимость и масштабность, появились новые номинации и направления, стремительно растет уровень коллективов, а вместе с ним — и конкуренция. Сейчас уже сложно отличить любителей от профессионалов, хотя они и соревнуются отдельно.

КубГУ участвует в федеральной студенческой весне четыре года. До этого кубанские коллективы гораздо меньше проявляли рвение к участию.

— У нас, наверное, такой специфический регион, где творчество любит вариться внутри себя. Кто-то считает, что у нас и так всё круто, поэтому ехать куда-то — пустая трата времени и денежных средств. «Хотя, когда мы туда попали и увидели уровень исполнителей из других регионов, то осознали: нам есть к чему стремиться»,— говорит Сергей Покатилов.

Нонсенс, но со смыслом

В этом году российские студенты мерились творческими силами в конкурсах по направлениям «Музыкальное», «Танцевальное», «Театральное», «Оригинальный жанр», «Региональные программы», «Журналистика» и «Видео».

У воспитанников молодежного центра КубГУ традиционно два сильных направления: хореография и вокал. Остальные направления находятся в развитии, то есть по ним идет серьезная подготовка с нацеленностью на победы не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Достижения студентов КубГУ в индивидуальном зачете

— Номинация «Эстрадный танец», ансамбли: лауреат I степени танцевальный коллектив КубГУ «Dance code» с номером «На сцене»;

— номинация «Уличные танцы», малая форма: лауреаты I степени Владислав Юденко и Алиса Артишевская с номером «Маска кабуки»;

— номинация «Современный танец», малая форма: лауреаты II степени Михаил Кусый и Мария Каразинова с номером «На кончиках пальцев»;

— номинация «Современный танец», ансамбли: лауреаты II степени студия современной хореографии МКДЦ КубГУ «Жест» с номером «Разнотравье»;

— номинация «Эстрадный вокал», малая форма: спецприз — Гарий Степанян из студии эстрадно-джазового вокала «Vocal Family» с номером «When you really love someone».

Помимо индивидуальных номеров участники от Краснодарского края впервые представили региональную программу «Нонсенс, но со смыслом». Уникальная возможность дебютировать в качестве авторов сценария и режиссеров-постановщиков выпала студентам КубГУ. В театрализованной форме наши земляки показали свои самые сильные номера. Сверхзадачей данного конкурса был эксперимент с пространством сцены. Как говорят в университете, «не обремененные творческими рамками наши режиссеры так глубоко отодвинули четвертую стену, что сцена поглотила весь зрительский зал и сделала его своей частью».

Код успеха

По словам руководителя молодежного центра КубГУ Сергея Покатилова, большой эмоциональный отклик за последние годы вызывают выступления танцевального коллектива «Dance code». Он сейчас является одним из лидеров танцевальной хореографии среди студенчества.

— Когда ты уже достиг высшего пьедестала, то и внимание со стороны конкурентов, жюри и зрителей значительно увеличивается. Когда приезжаешь защищать титул, всем вдвойне интересно, что же ты покажешь на этот раз,— говорит Сергей Покатилов. — И в этот раз внимание к коллективу было обращено пристальное. И соответствующие эмоции были и у коллектива, и руководителя, и у зрителей. Номер, который ребята показали, яркий, необычный и запоминающийся. Многие говорят, что пересматривали его несколько раз, потому что он этого заслуживает.

Любопытно, что руководит танцевальной труппой выпускница экономического факультета Анна Агеева. И самое примечательное, что она очень успешно работает хореографом, не имея при этом специального образования. По ее словам, на первом курсе она даже не подозревала, к чему приведет ее обыкновенное увлечение танцами:

— Я отучилась шесть лет и сейчас сотрудник университета и руководитель танцевального коллектива. После того, как я попала на «Студенческую весну» в Казань и увидела, какого уровня достигают ребята, поняла, что можно не только совмещать науку, учебу и творчество, но и делать это на самом высоком уровне. Творчество всегда было в моей жизни, но это никогда не было на профессиональном уровне. Сейчас я настроена на самый высокий уровень и к этому веду весь наш коллектив. Конкурс дает возможность заниматься искусством профессионально, никак не любительски. Это называют самодеятельностью, но, на мой взгляд, желание и усердие вполне способны обеспечить профессиональный успех.

Коллектив «Dance code» примечателен тем, что работает в симбиозе направлений: музыка, форма, пластика и одежда принадлежат к разным культурам. На выходе получается впечатляющее представление, которое никого не оставляет равнодушным.

По словам Анны Агеевой, несмотря на тяжелый график работы, студенческая весна — это грандиозный праздник, драгоценный обмен опытом и, самое главное, возможность пообщаться в творческой мастерской с высококвалифицированными специалистами в разных направлениях.

— Это не какие-то пустые слова и общие фразы, а действительно ценные советы. Слова, которые говорят профессионалы,— это почва для развития творческого взгляда, задел для работы на следующий год,— говорит руководитель коллектива.

Боевое искусство танца

У каждого участника «Студенческой весны» есть своя удивительная история. Откуда появилась тяга к творчеству, какими судьбами они оказались в активе МКДЦ, как настырное увлечение искусством отражается на учебе или соприкасается с будущей специальностью?

Елена Маницкая, одна из танцовщиц Dance code, учится на филологическом факультете. Она признается, что танцевальное искусство для нее не имеет пределов, как и филология: это тоже духовное удовлетворение и колоссальное удовольствие.

— В какой-то точке они сливаются воедино,— говорит Елена.

Удивительно, но будущий филолог одиннадцать лет занималась карате. Потом у нее появилась любовь к творчеству Майкла Джексона, особенно к его танцам. Острая самокритика мешала девушке полностью проявлять себя в танце, поэтому на первом курсе она обходила стороной творческую мастерскую университета. А когда случайно в нее заглянула, задержалась надолго.

— Изначально мое представление о танце было, можно сказать, никаким. Нынешний уровень значительно отличается от прежнего. Мы изучаем разные стили танцев, общаемся с представителями этих культур. Все это настолько интересно, безгранично, что я с каждым разом влюбляюсь в танец всё сильнее, несмотря на то, что всё это сложно и кажется непостижимым,— говорит девушка.

Студентка факультета управления и психологии Анна Самаркина занимается танцами с детства — эстрадными, народными, бальными. После школы искусств выступала в школах, перенимала опыт других направлений. После поступления в университет заинтересовалась уличными танцами. Коллектив «Dance code» подарил ей возможности, о которых она мечтала.

— Если говорить о «Студенческой весне», то это колоссальная возможность реализовать себя, проявить свои способности и творческие силы. На всероссийском конкурсе — огромная концентрация творчества. Это возможность видеть, как представляют себе танцевальное искусство коллективы из других регионов страны,— поделилась своими впечатлениями Анна.

Лучше, чем вчера

Михаил Кусый — участник коллектива «Жест». Он студент первого курса юридического факультета им. А. А. Хмырова. Будущий знаток права говорит, что тягу к танцам ему привил старший брат:

— Сколько я себя помню, мой брат всегда танцевал. Я ходил на все его концерты. Мне очень нравилось, но я не догадывался, что мне самому это близко. Щелчком стал фильм «Шаг вперед». Меня впечатлили уличные танцы, и я решил, что сам хочу танцевать, что хочу выступать перед людьми, показывать что-то интересное, восхищающее. В десять лет пошел в коллектив к брату, и мы танцевали с ним пять лет.

Потом после трехлетнего перерыва Михаил буквально с нуля продолжил занятия танцами уже в университете.

— Танцы — это то, чем я хочу заниматься, пока у меня есть физические и психические возможности,— говорит молодой человек.

Особое впечатление от конкурса у Михаила оставила творческая встреча с известным российским хореографом Владимиром Варнавой.

— Я никогда не пытался искать кумиров и эталоны для подражания, потому что всегда стремился развивать самобытность, но этим человеком нельзя не восхищаться.

Студентка второго курса журфака Дарья Харченко попала в школу балета в трехлетнем возрасте. С тех пор ее жизнь неразрывно связана с балетом. Причем, признается девушка, она никогда не сожалела о том выборе, который сделали однажды ее родители. Несмотря на хореографическое училище за плечами, она нашла чему поучиться в студенческом коллективе «Жест».

На вопрос о том, кого считали своим главным соперником на всероссийском этапе фестиваля, студенты единогласно признались:

— Мы всегда соревнуемся с собой, потому что каждый очередной раз хотим быть лучше, чем были в прошлый раз. А если чья-то команда выступает очень хорошо, мы за нее искренне радуемся, потому что не воспринимаем творчество как конкуренцию. Для нас это общее дело, к тому же любимое.