В Краснодаре пройдет персональная выставка Людмилы Бальцер «Рождение натюрморта»

Рождение натюрморта


В Краснодарской Художественной галерее «САНТАЛ» с 20 августа по 28 сентября пройдет персональная выставка живописи и графики Людмилы Бальцер «Рождение натюрморта». В экспозицию входит пятьдесят работ, созданных за двадцать лет творческой деятельности.


Натюрморт — это моя любовь к тихой и спокойной жизни.


Людмила Бальцер

Натюрморт как самостоятельный жанр появился сравнительно недавно: в XVII веке в Голландии, позже — Германии, Австрии и Франции. Он связан с секуляризацией культуры и открытием личности, свободной от навязанных ей обществом запретов. Человек стал центром Вселенной. И художники обратились к миру его чувств и мыслей. Через натюрморт оказалось возможным рассказать о жизни частного человека. Неслучайно слово «натюрморт» переводится с немецкого языка как «тихая жизнь» (stillleben). Именно этот смысл вкладывает в свои работы Людмила Бальцер (отказавшаяся от буквального перевода с французского — «мертвая природа»).

Людмила Бальцер (этническая немка) родилась 25 сентября 1954 года в деревне Мироновка Омской области. Училась в Московском народном университете искусств имени Н. К. Крупской, Свердловском библиотечном техникуме. Часто переезжала с мужем-военнослужащим из Омска в Чебаркуль, Свердловск, Самару. Работала художником-оформителем в городе Чебаркуле и ювелиром в экспериментальной группе по разработке ювелирных изделий с уральскими самоцветами в Свердловске. После демобилизации мужа семья переехала в Германию (1995—2018). Всё это время Людмила занималась живописью. Картины экспонировались на выставках в России, Германии, Испании, Австрии. Они представлены в государственных и частных коллекциях России, Германии, Австрии, США, Турции, Китая. В 2018 году художница и ее муж вернулись в Россию, избрав для своей жизни самое лучшее для живописцев место — Краснодар, изобилующий солнцем и светом. За два года Бальцер заявила о себе как активно выставляющийся автор. За это время у нее прошло три персональные выставки: в галерее «САНТАЛ», Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко, Сочинском художественном музее. С 2018 года она член Товарищества кубанских художников.

В натюрморте Людмила Бальцер наследует традиции символизма Серебряного века, постимпрессионизма и стиля бидермейер (biedermeier в переводе с немецкого — «простодушный»), распространенного в Германии в первой половине XIX века. Она соединяет мысль и чувство, поэтизируя вещи и стремясь преобразовать мир в духе интимности и домашнего уюта. Бытие она воспринимает через быт и строит на этом свою эстетику. По содержанию все картины объединены в цветочные натюрморты и композиции, состоящие из различных предметов. Часть из них расположена в интерьере, другие с интерьером не связаны. Между вещами у Бальцер происходит взаимодействие: они разговаривают друг с другом, молчат, любуются собой или размышляют о жизни. Художница говорит: «Нас всю жизнь окружают предметы. У них течет своя безмолвная жизнь. Когда я составляю композицию из этих предметов, то ставлю перед собой много задач: поработать с фактурой, гаммой красок, формой, драпировкой. Для меня это настоящий отдых и упоение одновременно. Порой совершенно обычные предметы, подобранные в композицию, становятся для меня неожиданно поэтичными».

Предметы расположены не по формальному принципу (большой — маленький, синий — желтый). На одном натюрморте мы видим традиционные атрибуты для утреннего кофе (старинные кофемолка и кофеварка, банка с вареньем, кружка с дымящимся кофе), на другом — пирожки и кувшин с молоком для ланча. На кухне художнице «позируют» фрукты — яблоки, гранаты, груши, предметы быта — бидоны, кружки, кувшины, корзины, в гостиной и кабинете — книги, декоративные вазы. Библиотечное прошлое Людмилы находит отклик в творчестве: книга — один из персонажей многих работ.

Через натюрморт мы видим жизнь семьи. Но этот, казалось бы, «маленький» женский мир связан с большим миром культуры и природы. В натюрморте, изображающем художественную мастерскую, ваза с кистями, тюбики с красками, висящие на стене рамы для картин, а фарфоровая статуэтка с кистью в руках — аллегория художницы. Вещи не существуют отдельно от зрителей — они активно вступают с ними в диалог, рассказывают о хозяйке дома, ее вкусах, пристрастиях.

Особое место в натюрмортах Бальцер занимает шар, выполненный из разных материалов. Он может быть серебряным, бронзовым, хрустальным, янтарным, стальным, фарфоровым, из полудрагоценных камней-самоцветов. Шар задает тон всему натюрморту, диктует, какие предметы должны быть подобраны в композицию. Геометрия определяет и философский смысл посланий художницы, ее отношение к понятию пространства и времени. Ей ближе не линейное, историческое, а мифологическое, циклическое время вечного возрождения, круговорота, мужского и женского. Оно соответствует жизненному циклу семьи, снова и снова возрождающейся в детях, внуках, правнуках.

Цветочный натюрморт занимает особое место в творчестве художницы. Здесь она выступает не только композитором, составляющим букеты. Символика и, может быть, мистика, связанная с теми или иными цветами, сочетаются с декоративным подходом, стремлением к яркой цветовой гамме. Людмила говорит: «Это не простое искусство — изображать цветы. Надо писать быстро, поймать характер цветов, соединить их в особый „оркестр”. Для меня работа над букетом — это удивление и восхищение, благодарность Творцу за огромное разнообразие и красоту цветов».

Рождение натюрморта сродни рождению новой жизни, одухотворенной человеческим теплом. Не мертвая, а живая природа предстает перед нами, когда мы смотрим работы теперь краснодарской художницы Людмилы Бальцер.

Татьяна СОКОЛИНСКАЯ, член АИС