В вагоне по газону

Трамвай по-прежнему остается в Европе и некоторых городах России чуть ли не основным средством передвижения жителей, которые предпочитают общественный транспорт. Ведь именно трамваи позволяют добраться до нужного места, минуя дорожные пробки, поэтому многое делается для того, чтобы не только сделать этот вид городского электротранспорта удобным, но и улучшить с его помощью экологию.

В европейских городах можно увидеть необычную для россиян картину: по аккуратному зеленому газону едет самый настоящий трамвай. А где рельсы? Их не видно. Дело в том, что трамвайные пути озеленены, и подверглись они этому в рамках программы экологизации.

Первые «зеленые» трамвайные пути появились почти сто лет назад в Англии, но стали популярными лишь в последние годы. Скользящие по траве красочные трамваи можно видеть в Амстердаме, Бордо, Белграде, Гренобле, Страсбурге, Франкфурте, Ницце, Познани, Остенде, Бильбао, Варшаве, Брюсселе, Карлсруэ, Софии, Лионе, Праге, Берлине и других городах. Но и в Москве на некоторых улицах можно увидеть трамвайные пути, «спрятавшиеся» в травяной покров.

В Базеле газон по обеим сторонам окружен ровно подстриженными кустами и образует красивейший зеленый туннель. В Бордо вообще необычный подход: трамвайные ограждения сделаны из виноградной лозы. Красиво и практично. А в Варшаве озеленили девятнадцать километров трамвайных путей — площадь зеленой поверхности составила 66 тысяч квадратных метров.

Практически все трамвайные пути в развитых европейских городах получили зеленые покрытия. В Германии в небольших городах до девяноста процентов трамвайных линий засеяно травой, что препятствует выезду автомобилистов на пути, потому что их машины могут увязнуть в мягком грунте.

Озеленять трамвайные пути в европейских странах начали еще в восьмидесятых годах двадцатого века, и практический эффект от реализации такого необычного на первый взгляд решения жители городов почувствовали сразу же. В городах стало не так жарко, пыльно и душно, объемы сточных ливневых вод заметно поубавились.

Дополнительные территории городов, занятые газонами, положительно сказались на биологическом разнообразии городской среды, потому что зеленая трава является местом обитания многих видов насекомых. Такие трамвайные пути можно засаживать цветами, что и делают в немецком городе Цвиккау. Зеленые трамвайные пути выглядят намного привлекательней и освежают город. Создается эффект полета вагонов, так как рельсов практически не видно и создается ощущение, будто трамвай будто парит над землей.

Согласно данным, полученным по различным методикам, построенный условный рейтинговый ряд по возрастающим значениям негативных влияний будет выглядеть так: метро, троллейбус, трамвай и автобус. Если рассматривать раздельно, к примеру, фактор загрязнения воздушного бассейна отработанными газами и шумового загрязнения окружающей среды, то становится очевидным: действие первого определяется эксплуатацией автобусного парка и вообще автомобильного транспорта. Влияние же городского электрического транспорта в этом случае практически отсутствует.

Менее резко отличаются шумовые характеристики, и у трамваев показатель заметно снижается по мере совершенствования конструкции подвижного состава и улучшения сети трамвайных путей.

Преимущества электротранспорта для городов очевидны. Прежде всего необходимо сказать об экологичности — абсолютном отсутствии вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, это пониженный уровень шума за счет меньшего количества движимых частей и механических передач, возможность решения проблемы «энергетического пика» за счет подзарядки аккумуляторов в ночное время, а также низкая пожаро- и взрывоопасность.

В европейских городах трамваи уже давно органично вписались в систему общественного транспорта. Здесь можно увидеть громадные разветвленные магистрали с выделенными линиями, особыми трамвайными светофорами и пересадочными местами.

Очень многое зависит и от состояния трамвайных путей, которые также не должны негативно влиять на состояние окружающей среды. В Москве для их ремонта начали использовать пластиковые шпалы. Причем в Америке, Европе, Японии и Юго-Восточной Азии эта технология применяется уже давно. Срок службы шпал из пластика составляет менее полувека. Сырьем для их производства служат пластиковые отходы, и, по мнению экспертов, эта технология может стать прорывом в решении проблемы утилизации пластиковых отходов.

Несколько лет назад в Туле намеревались снизить уровень пыли и шума от городского транспорта и придать городу привлекательный вид. Перенимая практику, широко применяемую в Европе, было решено озеленить один из участков трамвайных путей.

Озеленять трамвайные пути целесообразнее там, где благоприятные климатические условия. Поэтому опыт таких стран, как Франция, Германия, Польша и Италия, более применим для южных российских городов, чем, например, для Санкт-Петербурга. Однако в суровых и загрязненных условиях многие петербуржцы каждый весенне-летний сезон могут наблюдать, как вдоль дорог находит себе место дикая трава, которую по каким-то причинам не пугает ни засоленность, ни запыленность. В Питере большая часть трамвайных путей, особенно в спальных районах, проходит по выделенным линиям, но их предпочитают засыпать гравием и щебнем. Однако в той же Норвегии с не менее суровыми погодными условиями специалисты по озеленению провели эксперимент по высадке газонов, которые только украсили трамвайные пути.

Появился еще один, основанный на старейшем варианте транспортировки, вид передвижения: водные автобусы, которые для городов с реками могут стать жизнеспособной формой общественного транспорта, предлагающей ряд уникальных преимуществ. Прежде всего, для некоторых поездок время в пути можно сократить с учетом отсутствия трафика. Водные автобусы могут уменьшить дорожные пробки даже больше, чем обычные автобусы. Кстати, водные автобусы могут дополнять велосипедное движение, потому как легче загружать и выгружать велосипеды из речных трамваев, чем из обычных автобусов или поездов.

В Праге подготовили проект о введении речных трамваев в режим общественного транспорта. Благодаря водным маршрутам жители города могли бы сократить время, проведенное в пути, и избежать напряженного транспортного трафика. К слову сказать, подобный вид транспорта существует в Англии, Франции, Нидерландах и других странах.

Есть в мире и «солнечный» поезд, который начал курсировать между городом Байрон-Бей и одним из курортов. Одна из компаний отремонтировала трехкилометровый участок железной дороги и восстановила старый поезд, оснастив его электростанцией с солнечными батареями, которые установлены на крышах вагонов. Система может заряжаться во время стоянки поезда, а освещение поезда, двигатель, цепи управления и воздушные компрессоры полностью работают на солнечной энергии.

Но если опять вернуться к озеленению трамвайных путей, то можно утверждать, что этот процесс обуславливается положительным эффектом от подобного благоустройства: зеленые насаждения поглощают углекислый газ от выхлопов автомобилей, а также уменьшают загрязнение, производимое трамваями, делая воздух чище. Кроме этого такие трамвайные пути поглощают вибрацию и шумовые волны от стальных колес вагонов, снижают духоту в жаркое время года, обеспечивают поверхность для впитывания влаги во время дождей. Зеленые газоны эстетически радуют пассажиров и водителей, привнося кусочек природы в асфальтированное урбанистическое пространство городов.

Михаил МУСАЕВ