Вера Бедерханова: «Кубанский университет — мой родной дом»

Ее назвали в честь веры в Победу в мае 1942-го. Родившейся на следующий год после начала войны дочке не суждено было увидеть своего отца. Петр Финкельштейн погиб на войне. Воспитанием занималась любимая бабушка (именно она поверила в свою внучку и напророчила ей судьбу профессора). Ольга Павловна Каверина из Ульяновска, в свое время учившаяся в знаменитой гимназии №2, начальницей которой была другая знаменитая «бабушка просвещения» В. В. Кашкадамова. Дедушка, Евгений Хвесюк, был участником Гражданской войны. В 1947 году семья переехала в город Краснодар, защищая который погиб ее родной дядя, девятнадцатилетний Игорь Хвесюк.

Мы застали профессора в домашней обстановке в окружении книг, картин и уникальной коллекции сов.

— Как вы относитесь к тому, что о вас говорят: «Вера Бедерханова — бренд КубГУ»?

— Никак. Возможно, сложилось такое мнение, потому что я требовательна к тем, кто у меня пишет научную работу, и иногда говорю им: «На титульном листе твоего исследования будет стоять моя фамилия. Бедерханова — это знак качества. Соответствуй ему. Человек много лет работает на имя, а потом имя работает на него».

— Как начинался ваш путь в науку?

— Я с отличием окончила историко-филологический факультет Краснодарского государственного педагогического института имени 15-летия ВЛКСМ (ныне — КубГУ) и по распределению уехала в Чечено-Ингушскую АССР. Проработала в селе Гехи Урус-Мартановского района. Помните у М. Лермонтова: «Раз — это было под Гехами / Мы проходили темный лес; / Огнем дыша, пылал над нами / Лазурно-яркий свод небес»?! Потом работала во Всесоюзном пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» (в советское время туда отбирали самых лучших не только школьников, студентов, но и педагогов — М. Г.). В результате этой профессиональной практики, вернувшись в родной педагогический институт, я стала одним из организаторов лагерных сборов для студентов всех факультетов вуза, в основе которых лежала разработанная мною обучающая игра «Летний лагерь». Позже я закончила аспирантуру психологического факультета Ленинградского государственного университета (Санкт-Петербургского). С 1 сентября 1967 года по сегодняшний день тружусь в нашем Кубанском университете. То есть 51 год! Кубанский университет — это мой родной дом.

— В какой момент вы поняли, что хотите преподавать? Было огромное желание или вынужденное применение одной из грани таланта?

Я ведома судьбой. На днях, выступая на конференции по дополнительному образованию, я как раз рассказывала, как нас, пятиклассников, привели во Дворец пионеров и всех по кружкам разобрали, а мне ничего, кроме кружка юннатов, не осталось. И я честно в этом кружке трудилась. А параллельно — шахматный, киностудия. Еще и акробатикой занималась. Потом, когда я стала педагогом, мне это всё пригодилось. Но, что самое интересное, в школьные годы я прочитала книжку Василия Кубанева о журналистах «Идут в наступление строки». И она меня настолько заразила, потрясла, что на филологический факультет я пошла осознанно. Собиралась быть журналистом. Немного пишу и сегодня. Старая любовь.

— Вы и рассказываете очень живо, артистично, интересно, как Виктор Лихоносов.

— Виктор Лихоносов учился на три курса старше меня. Вместе делали общефакультетскую газету. Это было удивительное время. В нашем институте училось много будущих талантливых писателей и поэтов. Юра Кузнецов учился на курс младше меня. Вадик Неподоба учился со мной на одном курсе.

— Звездный курс?

— Получается, да. Со мной еще на курс младше учился выдающийся литературовед-критик Юра Селезнев. Многие из них сидели за этим столом, который я сохранила, когда приходили к любимому педагогу Израилю Львовичу Духину.

— Вы помните своих учителей?

— А как же?! Понимаете, весь вопрос в том, какое влияние педагог оказывает. Есть такое понятие «твой учитель». В школе №48 таким был первый директор Н. И. Исаченко. Мы, ученики, добились, чтобы на здании школы установили памятную доску с его именем. Он для меня образец и человеческого поведения, и управленца, и самой системы школы, где в приоритете было детское самоуправление. В восьмом классе у нас появилась Г. П. Бойко, которая преподавала литературу. Она всё читала наизусть. На меня произвел впечатление еще и физик, который у нас не преподавал, но я бегала с ребятами за ним, чтобы увидеть его занимательные опыты. Из сахалинского периода — две учительницы, обе были из тургеневских мест. Как они преподавали! Одна из них всех включала в работу, и мы по очереди были педагогами, то есть прививала практические навыки. Она первая выявила мои педагогические способности.

Из институтских преподавателей — И. Л. Духин. Он закончил ИФЛИ, владел древнегреческим, латынью. Его наставником был легендарный ученый С. И. Радциг. В Ленинграде моей наставницей была доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Академии акмеологических наук, выдающийся ученый современности. Н. В. Кузьмина (урожденная Гаршина), ученица академика АПН СССР Б. Г. Ананьева. У нее защитило диссертации более пятисот кандидатов и докторов наук, среди которых я. Докторскую я защищала в феврале 2002 года.

Неужели никогда не пожалели, что не стали журналистом?

— Никогда. Филологическое образование является хорошей базой. Я прочитала в свое время много книг, которые поднимают общий уровень, расширяют кругозор. Я и сейчас не представляю свою жизнь без чтения. Во мне никогда не было нездоровых амбиций, тщеславия. Моя дочь Лада мне всегда говорит: «Мама, у тебя комплекс». Согласна. Я боюсь что-то сделать, и это будет непрофессионально, это будет неграмотно, и это будет стыдно.

— Среди ваших учеников много известных людей?

— Достаточно много. Вот, например, сегодня надо поздравить с днем рождения С. С. Зенгина, ректора института культуры. А. А. Остапенко — один лучших ученых КубГУ. Этот список не так уж мал. Я радуюсь их успехам.

— О чем сожалеете?

— Я фаталистка, никогда ни о чем не сожалею. Уповаю на то, что у меня три ангела-хранителя: святые Вера, Надежда, Любовь и их мама София. И еще моя любимая бабушка. Я всегда всем говорю, что моя добронастроенность от бабушки.

— Но у вас и энергетика какая-то особая — может, дело в ней?

— Не знаю. Я думаю, что у меня очень хорошо развита интуиция. Около меня плохие люди не задерживаются. У меня очень хорошие студенты. Вот многие их ругают — молодежь не такая. Я в них верю. Может, это банально, но в педагогике есть такой принцип: опора на положительное. Самая главная ценность — человек. Неслучайно я занимаюсь проблемой гуманизации образования. Надо любить и умного, и глупого, и способного.

У вас много наград, и недавно вы получили знаковую. Какая самая дорогая?

— Особо дорога мне медаль К. Д. Ушинского. В этом году мне присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». Значимой также для меня является медаль «Радетелю Краснодара», которая присуждена по итогам опросов жителей города, проводимых газетой «Краснодарские известия».

— Какие качества цените в людях?

— Порядочность и позитивное отношение к жизни. А не люблю хапужничество и когда решают свои проблемы за чужой счет.

— Вы счастливый человек?

— Счастье — это мгновения. Достигаешь что-то — счастье. Я много таких мгновений испытала и благодарю Господа Бога за каждый день, который мне дан.

— Совет психолога.

— Никогда себя ни с кем не сравнивайте. Сравнивайте самого себя с собой, то есть собственное развитие. Как теперь говорит моя внучка Александра, «бабуля, я работаю над собой».

Мира ГУКАСОВА