Законно и обоснованно

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю осуществляет контроль соблюдения антимонопольного законодательства на территории Краснодарского края. Одной из сфер контроля являются действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (в том числе субъектов естественных монополий) в морских портах в случаях их злоупотребления своим положением. В ходе брифинга заместителем руководителя управления доведена информация об основных нарушениях, установленных Краснодарским УФАС России в указанной сфере деятельности в 2019 году.

В Краснодарское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю поступило заявление ООО «БФИ» на действия ООО «АНРОСКРЫМ», выразившиеся в уклонении от заключения договора по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ.

ООО «БФИ» с целью осуществления перевозок на линии Кавказ — Керченский морской рыбный порт, а также самостоятельного оперирования паромом «ТФМ-1» направило в адрес ООО «АНРОСКРЫМ» предложение о заключении договора по предоставлению железнодорожного подъемно-переходного моста (аппарели) и путей надвига в порту Кавказ.

Согласно заявлению ООО «БФИ» при постановке парома «ТФМ-1» под погрузку/выгрузку вагонов ООО «АНРОСКРЫМ» отказало в предоставлении путей и аппарели для наката/выката вагонов на паромы.

Для осуществления перевозок ООО «БФИ» получило разрешение на включение порта Керчь в линию Ю-6/2.

Переписка, имеющаяся в управлении, свидетельствует об уклонении ООО «АНРОСКРЫМ» от заключения договора с ООО «БФИ» по предоставлению железнодорожного подъемно-переходного моста (аппарели) и путей надвига в порту Кавказ, что ущемляет интересы ООО «БФИ» при осуществлении хозяйственной деятельности в морском порту Кавказ.

ООО «АНРОСКРЫМ» владеет на праве собственности железнодорожным переходным мостом (аппарелью) с постом управления и береговой опорой и является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по предоставлению железнодорожного подъемно-переходного моста (аппарели) в морском порту Кавказ.

Краснодарским УФАС России в действиях (бездействии) ООО «АНРОСКРЫМ» установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ, что приводит к ущемлению интересов ООО «БФИ».

Согласно нормам ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «АНРОСКРЫМ» выдано предупреждение о прекращении в установленный срок действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок ООО «АНРОСКРЫМ» предупреждение не исполнено.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» приказом Краснодарского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «АНРОСКРЫМ» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Паром «ТФМ-1» отвечает техническим возможностям стыковки с аппарелью и регулярно загружается через аппарель при обслуживании линии Кавказ — Поти, технически готов к приему вагонов в морском порту Кавказ.

На дату рассмотрения дела 18.04.2019 договор не был заключен, что свидетельствует об уклонении ООО «АНРОСКРЫМ» от заключения договора с ООО «БФИ» по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ на 2019 год.

По итогам рассмотрения указанного дела Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО «АНРОСКРЫМ» установлен факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «АНРОСКРЫМ» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства — о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем заключения с ООО «БФИ» договора по предоставлению путей и аппарели для наката/выката вагонов на паром «ТФМ-1» в морском порту Кавказ на 2019 год.

Решение и предписание Краснодарского УФАС России обжалованы ООО «АНРОСКРЫМ» в судебном порядке, в связи с чем действие предписания приостановлено. Решение и предписание Краснодарского УФАС России признаны Арбитражным судом Краснодарского края законными и обоснованными.

05.12.2019 Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2019 №А32-27855/2019 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «АНРОСКРЫМ» — без удовлетворения.

В Краснодарское УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Новороссийской транспортной прокуратурой в отношении ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА», направленной на исполнение законодательства в части обеспечения услуг по несению аварийно-спасательной готовности при бункеровочных операциях в морском порту Новороссийск.

В ходе рассмотрения материалов проверки, а также по информации, полученной по запросу Краснодарского УФАС России, установлено следующее.

ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» является аттестованным аварийно-спасательным формированием, которое на основании заключенных с администрациями морских портов договоров обеспечивает несение аварийно-спасательной готовности по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях морских портов, в том числе акватории морского порта Новороссийск.

Согласно Постановлению РФ №1007 ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» входит в перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций.

Ранее между ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» (филиал) и ООО «КавказМорСервис» был заключен договор по несению аварийно-спасательной готовности по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Новороссийск.

По истечении срока действия договора с целью осуществления бункеровочной деятельности в морском порту Новороссийск в 2018 году ООО «КавказМорСервис» направило письмо о заключении договора по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Однако ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» (филиал) указало на невозможность оказывать ООО «КавказМорСервис» в 2018 году услуги по несению аварийно-спасательной готовности в морском порту Новороссийск по техническим причинам.

При этом между ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» и другими организациями заключены договоры, предметом которых является несение аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морском порту Новороссийск на 2018 год.

По результатам рассмотрения представленных материалов в действиях ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которые выразились в отказе от заключения договора по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на 2018 год в морском порту Новороссийск, в связи с чем Краснодарское УФАС выдало ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» предупреждение о необходимости прекращения нарушений.

В установленный срок ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» предупреждение не исполнено.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» приказом Краснодарского УФАС России возбуждено дело №404/2018 по признакам нарушения ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с предупреждением, ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края, однако 20.06.2019 суд признал предупреждение Краснодарского УФАС России законным и обоснованным.

В связи с рассматриваемым Арбитражным судом Краснодарского края делом №А32-42932/2018 о признании недействительным предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела №404/2018 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность предупреждения Краснодарского УФАС России и в удовлетворении заявленных требований ФГБУ «МОРСПАССЛУЖБА» отказал.

В связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу №А32-42932/2018 рассмотрение дела №404/2018 возобновлено в октябре 2019 года и находится в процессе рассмотрения.

Основанием для возбуждения дела №489/2018 послужило заявление АО «Роснефтефлот» о нарушении ПАО «НМТП» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из заявления следует, что ПАО «НМТП» принято Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» от 01.06.2018, содержащее положения, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, что создает препятствия АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, а также ущемляет интересы морских агентов, в частности ООО «Морское агентство «Шельф-Флот» (далее — ООО «МА «Шельф-Флот») при осуществлении деятельности в морском порту Новороссийск.

Приказом Краснодарского УФАС России возбуждено дело №489/2018.

Действия ПАО «НМТП» по принятию и установлению в руководстве обязательных к исполнению требований, не предусмотренных действующим законодательством, являются злоупотреблением ПАО «НМТП» своим доминирующим положением и направлены на вытеснение буксирных компаний, в частности АО «Роснефтефлот», с рынка буксирных услуг в морском порту Новороссийск, что является недопустимым в силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Положение пункта 1.6 руководства устанавливает, что деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП, осуществляется на основании договоров, в которые включаются условия о соблюдении настоящего руководства, и иных нормативных документов НМТП, соответственно данное руководство распространяется на всех агентов, которые осуществляют деятельность в акватории морского порта Новороссийск, и применяется в отношении неопределенного круга лиц.

ПАО «НМТП» разработан и утвержден проект унифицированного договора на оказание услуг по обслуживанию морских судов (услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций).

ПАО «НМТП», настаивая на определенных условиях договора по оказанию портом услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций, злоупотребляет своим доминирующим положением, результатом чего является ущемление интересов ООО «МА «Шельф-Флот», что является недопустимым в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №489/2018 комиссией в действиях ПАО «НМТП» установлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, результатом которого является ущемление интересов ООО «МА «Шельф-Флот», в связи с чем ПАО «НМТП» выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), нарушающих п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В установленный срок предупреждение не исполнено.

Имеющаяся в деле №489/2018 переписка между ПАО «НМТП» и ООО «МА «Шельф-Флот» свидетельствует о настаивании ПАО «НМТП» на заключении договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций (далее — договор №602-12315Д) в редакции ПАО «НМТП» при навязывании услуги буксиров в составе комплексной услуги по выполнению швартовных операций, а также навязывании обязательств по соблюдению руководства.

Действия ПАО «НМТП» по принятию (утверждению) руководства и установлению в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке буксирных услуг в морском порту Новороссийск, нарушают пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а действия ПАО «НМТП» по установлению в договоре №602-12315Д, направленном в адрес ООО «МА «Шельф-Флот», условий по обязательному соблюдению руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады обязательным предоставлением буксирных услуг, нарушают пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Краснодарского УФАС признала в действиях ПАО «НМТП» факт нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии (утверждении) руководства и установлении в нем условий (положений), направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции, что привело к созданию препятствий АО «Роснефтефлот» доступу на рынок буксирных услуг в морском порту Новороссийск, факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора на оказание услуг по обслуживанию судов, экологических услуг, услуг по выполнению швартовных операций №602-12315Д, направленного в адрес ООО «МА «Шельф-Флот», по обязательному соблюдению руководства, а также условий, обуславливающих предоставление услуг береговой швартовной бригады, обязательным предоставлением буксирных услуг, результатом которых является ущемление интересов ООО «МА «Шельф-Флот», и выдала предписание об устранении нарушений.

Решение и предписание обжалованы ПАО «НМТП» в судебном порядке, в связи с чем исполнение предписания приостановлено.