Живописное городоведение

В Музыкальном театре КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова открыт «Старый город» — персональная выставка молодых, но уже известных краснодарских художниц: членов Союза художников России и Международной ассоциации художников ЮНЕСКО Юлии Кудиной и Мадины Павлюк.

Воржевская школа

Артистический тандем Юлии Кудиной и Мадины Павлюк, несмотря на разность живописных мировоззрений и круга любимых тем, сложился благодаря их наставнику: обе художницы учились («И продолжают учиться»,— отмечает Юлия) у заслуженного художника России Сергея Воржева. Переданные мастером двум ученицам сумма знаний о масляной живописи и ее технических приемов — тот фундамент, на котором каждая из них строит «дом» своей индивидуальной авторской манеры письма, безошибочно узнаваемой в случае и Юлии, и Мадины.

Именно воржевская школа позволила двум художницам, за относительно короткий период участвовавшим в нескольких десятках городских, региональных, всероссийских и международных выставках, сформироваться как много и продуктивно работающим над собой молодым мастерам, что встречается реже редкого у авторов младше тридцати лет. Каждая из девушек, словно золотоискатель, просеивает тонны «руды» в поисках своего «самородка»: сюжета, мотива, приема — и с подлинным перфекционизмом исследует его.

Для Юлии Кудиной важна первозданная красота предметов — тыкв-кубышек, подсолнухов, поющих голосами далеких морей раковин — в натюрморте, который у художницы живая, а не «мертвая натура». Мадина Павлюк исследует на уровне фигуративной живописи с мотивами архаики и абстракций опыты древнейших художников мира: от наскальной живописи мезопериодов до скифов и сарматов. И удивительным образом их пути в живописи пересекаются в одной точке: и Юлия, и Мадина в своих работах изучают город в разном свете, очищая его от следов человека.

«В сетях искусства»

Нынешний год для Юлии Кудиной и Мадины Павлюк выдался невероятно продуктивным с выставочной точки зрения: он начался с выставочного проекта «Живописные параллели» в Муниципальном концертном зале КМТО «Премьера», где каждая из художниц представила личную ретроспективу — от работ 2014—2015 годов до созданных специально для выставки.

К февральскому 70-летию Сергея Воржева в клубе-галерее «Небо&Сова» (его основательницей и педагогом является Юлия) был приурочен выставочный проект «В сетях искусства», представлявший зрителю работы юбиляра, а также Юлии и Мадины разных лет. Своим названием он обязан простому факту: и мастер, и его ученицы по знаку зодиака Рыбы.

— Задумывая выставку «В сетях искусства», мы лишь хотели показать зрителю «сливки» авторского стиля и Сергея Дмитриевича, и каждой из нас, но открыли для себя удивительные переклички и реплики, которые возникают между нашими холстами. «Масленица» Воржева рифмуется с моей жанровой сценкой, а философская живопись Мадины с ее исследованиями скифского звериного стиля колоритом перекликается с моими опытами многослойного нанесения краски на холст по методу Тициана,— говорит Юлия Кудина.

— Если, к примеру, в «Первобытном мире» я создаю «карту» материков и занятий живущих на них людей в собственном стиле, то в «Бале», который заставляет вспоминать и малых голландцев, и Булгакова, сближаюсь с любимыми жанровыми темами Сергея Дмитриевича, пусть и без казачьих мотивов. Не менее удивительная параллель возникает при обращении к пейзажу: приемами Воржева Юля пишет пейзаж с соснами и горами, который моя мама Карлыгаш Сагумбаевна, никогда не державшая в руках кисти, повторяет во время вернисажа,— добавляет Мадина Павлюк.

Екатеринодар, ХХI
век

Открытая в Музыкальном театре выставка Юлии Кудиной и Мадины Павлюк «Старый город» приурочена к показу одной из самых необычных постановок труппы — музыкально-драматического спектакля «Наш маленький Париж» по одноименному роману-эпопее почетного гражданина Краснодара и Героя труда Кубани Виктора Лихоносова, большого друга художниц и их наставника, пришедшего на вернисаж.

Живому классику литературы, который первым из кубанцев пристально изучил драму потери и счастье обретения своей малой родины, оказался созвучен общий для Юлии и Мадины взгляд на город Екатеринодар — Краснодар как на объект абсолютно самодостаточной красоты, как на среду, где дыхание вечности особо улавливается и без присутствия человека.

Старые особняки, кирпичные стены, арки, кружево фасадов, узкие «горлышки» подворотен: вся эта застывшая музыка, написанная в самом разном освещении, но неизменно передаваемая Юлией Кудиной и Мадиной Павлюк многослойным масляным письмом, похожа на театральную декорацию. Взглянув на нее, сразу вспоминаешь роман и монолог Бурсака: «Город Екатеринодар, это ты?!».

Анастасия КУРОПАТЧЕНКО

Фото из личного архива Юлии КУДИНОЙ и Мадины ПАВЛЮК