Золотое правило карантина

Выживут только трудоголики

В разгар ограничений, введенных из-за пандемии коронавирусной инфекции, кубанские юристы и адвокаты провели онлайн-конференцию «Юридические услуги в период кризиса не роскошь, а средство выживания», в ходе которой попытались ответить на актуальные вопросы информационной повестки: как ситуация повлияла на рынок юридических услуг, может ли юрист работать дистанционно, как относиться к своим обязательствам во время форс-мажора, как защитить права работников и другие.

Работа ли, если из дома?

Вокруг выживаемости рынка юридических услуг в кругах профессионалов царят самые кардинальные настроения — от позитивных до откровенно упаднических. Многие юристы оказались не готовы к новой форме работы, ссылаясь на главенство очных встреч с потенциальными клиентами для выстраивания доверительных отношений и заключения договоров. Нынешняя изоляция, по их мнению, требует большой работы с настроениями населения, которое не спешит заключать соглашения по удаленке, поэтому дальше онлайн-консультаций дело обычно не доходит.

— Доказать свой статус дистанционно практически невозможно — для выстраивания доверительных отношений необходимы живые встречи,— считает исполнительный директор компании — ООО «Санкт-Петербургский центр правовой защиты» Мария Акст (Краснодар). —
Сейчас нужно приучать людей к тому, что заключать договоры в дистанционном формате нормально. Но сейчас сложно это донести и убедить людей.

По мнению адвоката Руслана Сайфутдинова,
жизнь поставила юристов перед необходимостью изучать, внедрять и применять новые технологии. Впоследствии думающие руководители оставят эти технологии на своем вооружении.

Управляющий партнер Адвокатского бюро «Домащенко и Партнеры» Роман Домащенко считает, что если вынужденные каникулы продлятся 3-4 месяца, то в итоге выживут только крупные компании, у которых имеются какие-то активы, а классической адвокатуре, живущей с колес, придется столкнуться с нулевыми доходами, и она будет вынуждена уйти с рынка.

Многие юристы расценивают ситуацию как борьбу за выживание, в которой уцелеют сильнейшие. Для того чтобы устоять, нужно определить свою нацеленность: извлекать ли прибыль или предоставлять помощь гражданам. Но одной помощью в данных условиях сыт не будешь. Если не будет прибыли, то, очевидно, не будет налогов, зарплаты и элементарного пропитания.

Прозвучало мнение о том, что если юристы будут помогать безвозмездно, то придут к нулю и тогда гражданам помочь никто не сможет.

Далее говорили об отсутствии мер поддержки юридического и адвокатского сообщества, об отсутствии кредитных, налоговых каникул и льготного кредитования. По мнению Руслана Сайфутдинова, юристы достойны поддержки, потому что являются элементами системы противовесов, и если не будет адвокатов и защитников, то и сама система будет хромать.

Управляющий партнер Юридической компании «Золотое правило» Инна Арендаренко относится к сложившейся ситуации как к задаче, которую можно и нужно решать конструктивно:

— Сейчас задача нашей команды — протянуть руку помощи, разобраться в вопросах и найти решение. Мы оказались готовы к онлайну. Мы уже семь лет используем удаленные доступы и работаем в таком режиме не только из дома, но и в командировках и отпуске. Когда нам потребовалось перейти в онлайн-режим, эффективность работы даже возросла. Так сложилась наша корпоративная культура, что у нас каждый несет ответственность за свой результат. Что касается взаимодействия с клиентами, то происходит тот же самый обмен документами через «Вацап» и электронную почту, то есть ничего перенастраивать не пришлось. Мы понимаем, что сейчас невозможно представлять интересы клиентов в судах или госорганах, но тем не менее существует масса работы другого характера, в которую нужно вникнуть, и она тоже дает хлеб. Важно действовать по-другому. Я думаю, здесь вопрос выбора, и не более того.

Форс-мажор не обнулит долгов

Насущный вопрос, который волнует предпринимателей,— это форс-мажорные обстоятельства, которые осложняют выполнение обязательств перед контрагентами. Можно ли расторгнуть сделку или внести в нее изменения, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

По мнению Инны Арендаренко, нередко бизнес трактует форс-мажор как возможность освободиться от исполнения текущих обязательств, однако это не так просто, как кажется. Предпринимателю нужно еще доказать, в связи с какими обстоятельствами он не может выполнить условия контракта.

— Сейчас всему бизнесу надо собирать доказательства и фиксировать обстоятельства: получать свидетельства торгово-промышленной палаты о форс-мажоре, составлять акты, заключать с контрагентами дополнительные соглашения или как минимум вести переписку,— считает представитель юркомпании «Золотое правило». — То есть существует комплекс мер, которые можно реализовать, чтобы впоследствии ссылаться на форс-мажор. Всё равно итоговое решение о том, повлияли ли обстоятельства на исполнение конкретных обязательств, будет приниматься судом. И форс-мажор в первую очередь освобождает от штрафных санкций, но никак не освобождает от самого обязательства.

Роман Домащенко согласился с коллегой, что необходимо документально фиксировать ситуацию. Он также заметил, что в его практике пока не было конфликтных ситуаций ни по кадрам, ни по обязательствам. Бизнес старается договариваться между собой — и по контрактам, и по аренде, и по кадровым вопросам. Огорчает, правда, медлительность государственных банков, которые выставляют невозможные регламенты для получения кредитных каникул физическим и юридическим лицам. Так, для отсрочки выплаты потребительского кредита в некоторых банках необходимо представить справку о заболевании коронавирусом.

Изоляция как мера эффективности

Одним из пунктов повестки был вопрос о том, как защитить права сотрудников, которые работают удаленно в ситуации карантина.

По мнению Романа Домащенко, чтобы защищать, нужно знать, что именно нарушено. У бизнеса не должно возникнуть, например, проблем с выплатой окладов, а начисления надбавок и премий — это уже индивидуальная работа. Эффективным сотрудникам работодатель продолжит платить, а у бесполезных могут возникнуть проблемы.

Инна Арендаренко заметила, что сегодня работодатель столкнулся с ситуацией, когда его сотрудники сидят дома и могут отказаться работать. Тогда возникает вопрос: как работодателю объяснить сотрудникам, что они обязаны поддержать компанию и трудиться в дистанционном режиме 24 часа в сутки для того, чтобы всем вместе выкарабкаться из сложившейся ситуации?

— Защитить права работника и работодателя можно, когда сильная корпоративная культура, когда обе стороны понимают, для чего они собрались,— говорит Инна Арендаренко. — Также должен быть регламентирован рабочий процесс: каждый сотрудник должен знать, какую трудовую функцию он выполняет и в каком порядке эта трудовая функция осуществляется. Если часть функций отпала или видоизменилась, нужно подписывать дополнительные соглашения, издавать приказ об организации работы в дистанционном режиме. Сейчас каждый показывает свою эффективность, и если раньше работник мог прийти в офис и создать видимость своей работы, то теперь это не работает. Ты должен показать результат, потому что процесс никого не волнует. И тут уже понятно, кто у нас в топе, а кто слабое звено. Я за то, чтобы защищать работодателей в данном случае,— работников и так неплохо защитило государство.

Действительно, уволить сотрудника работодателю гораздо труднее, чем работнику отстоять свои права, но, по мнению управляющего партнера «Золотого правила», сотруднику нужно посмотреть на себя со стороны и честно для себя признаться, почему его подводят под черту увольнения, подумать, что он может сделать для компании в дистанционном режиме, как он может исправить ситуацию.

— При особом желании работодателя распрощаться с сотрудником можно подписать соглашение о расторжении трудового договора по взаимному согласию сторон, при котором работодатель выплачивает работнику компенсацию. В этом случае у работника есть деньги, чтобы прожить какое-то время в поисках новой работы, а работодатель будет спокоен, что законно уволил работника и оспорить такое расторжение договора практически невозможно,— считает Инна Арендаренко.

— К сожалению, работодатели нередко спасают свой бизнес, отправляя сотрудников в отпуска без содержания. Если воля работника крепка, он может не подписывать такое заявление, а если все-таки подписывает, должен понимать, что юридически он подтверждает свое волеизъявление,— отметил адвокат Владимир Гончаров.

Время нестандартных решений

Немаловажен вопрос о том, как себя вести корпоративному юристу при спонтанных решениях руководства. Участники конференции сошлись во мнении, что юрист должен не только проверять любое решение на законность, но и искать законные решения поставленных перед предприятием задач. По словам Инны Арендаренко, нередко штатные юристы вырабатывают решения внутри предприятия, не учитывая внешнюю ситуацию. Отсюда растут ноги у позиции «шеф, всё пропало».

— Юристы должны быть законниками и в то же время уметь находить нестандартные творческие решения, в том числе опираясь где-то на пробелы в законе, на какие-то аналогии, а не опускать руки. После того как решение выработано, надо простроить «дорожную карту», по которой нужно идти, а также просчитать наперед альтернативные шаги,— уверена Инна Арендаренко.

Участники конференции согласились с тем, что грамотный руководитель, особенно в нынешних нестабильных обстоятельствах, должен перепроверять решения штатных юристов. Например, после мозгового штурма в компании «Золотое правило» не разрешаемые на первый взгляд вопросы кардинально изменялись и были найдены уникальные юридические решения.