— Хочу добавить про мужа, что вместе с друзьями несколько лет назад он издал однотомную «Антологию краснодарской поэзии». А сейчас какой-то новый проект они вместе затеяли. Что касается чтения мной стихов, то в последний раз это было в проекте СТД «Поэзия без пафоса» — со стихами, которые написал муж.
Будут ветры дуть.
Игры в «чет и нечет»
Потеряют суть…
Кресло у камина
Скрипнет и замрет.
Только чай с жасмином,
Только рыжий кот —
Вот и всё, что нужно.
Пусть поет камин
Голосом простуженным
О безумстве льдин…
— Очень красивое стихотворение… И у вас, получается, очень творческая семья. Ваша дочь Лиза ведь тоже выбрала профессию, связанную с искусством…
— Она сейчас учится в Краснодарском художественном училище, изучает классическую живопись.
— Лиза работала в постановках Молодежного театра — в спектакле «Три года», где играла дочь моего персонажа. Она также была моей дочерью в «Эшелоне». У ее роли нет текста. Но Лиза, как говорят, бескожий человек, тонко чувствующий атмосферу вокруг, и поэтому была очень трепетна и проникновенна в этом спектакле о войне.
— Очень хочу. Я не нанянчилась. Так жалею, что у меня по стечению обстоятельств один ребенок. Надеюсь, что будут внуки.
— Оборачиваясь назад: что чаще всего вспоминаете из своей театральной жизни?
— Сейчас чаще всего вспоминается учеба в училище в Ярославле. Может быть, потому, что дочь учится и я провожу какие-то параллели, сравниваю. Очень часто всплывают картины занятий, спектакли дипломные. У дочки, конечно, всё по-другому. Но у нее возникают какие-то кризисы, что-то не получается, или устала. И когда пытаешься советовать, естественно, вспоминаешь себя, как тебе удавалось преодолевать какие-то трудности, как ты боролась с усталостью.
— Почему же? Они встречаются, проводят много времени вместе, обсуждают спектакли и роли. Но у них немножко другое: они пришли уже в сформировавшийся, со своим лицом, со своим репертуаром театр. Мы-то его строили на пустом месте, как бы по кирпичикам складывали здание — они пришли уже в театр с плотной, четкой конструкцией. И им где-то сложней, где-то легче. Потому что уже есть репертуар, в который они встраиваются. Конечно, им также нелегко, но сейчас и время другое. А тогда были лихие девяностые — тяжелые года.
— Мне кажется, сейчас гораздо легче жить. Спокойней, уверенней. Может, мне лично, потому что поняла многие вещи. Например, что нельзя откладывать жизнь на завтра. Нужно просто радоваться тому, что есть. Каждому цветку, красивому закату, рассвету, красивой картине, хорошему фильму и книге, замечательной музыке. Счастье можно искать в мелочах.
— После рождения ребенка. Когда осознала, что нужно спокойно ко всему относиться. Не нужно делать из мухи слона, не нужно драматизировать.
— В театре, знаете, сколько у меня кризисов было… Вы у кого ни спросите, у каждого, кто здесь служит, их было большое количество. Как сказал одна известная актриса, у нас такая профессия: нет роли — мы страдаем, есть роль — мы тоже страдаем.
— Но сейчас, наверное, вы научились преодолевать профессиональные кризисы?
— Раньше для меня театр был всем. Только театр и муж. Но появился ребенок. Я считаю, что ребенок — это то, что переворачивает жизнь женщины полностью. Рождение дочери меня изменило. И это был самый счастливый момент в моей жизни…
А сейчас у меня много занятий, которые стали частью моей жизни. Я занимаюсь декупажем, росписью по стеклу. Большинство работ дарю своим друзьям. Еще одно мое хобби — путешествия. Мы часто это делаем с друзьями, семьей.
— В театре? Все. Хотелось бы больше, но, как Бог дает, так пусть и будет. У меня все спектакли любимые. Это, к примеру, «Чудики». Сейчас в «Грозе» с огромным удовольствием играю.
— Она у меня любимая. В большое удовольствие ее играть. Есть небольшая и тоже любимая роль в спектакле «Три года».
— Очень редко. Нужно какое-то необычное предложение, например, сделать что-то, что я никогда не делала, не пробовала.
— Не думаю об этом. Смысл какой? Ну не сыграла я Джульетту и уже не сыграю. Плакать от этого, что ли? Жизнь такая короткая, не думаю, что нужно страдать по этому поводу. Хотя могу сказать, что хочу сыграть женщину с интересной судьбой…
Театр безумно люблю. У меня бывают моменты, когда на площадке чувствую огромное счастье. Думаю, какое же это удовольствие! Но, конечно, не на премьерном спектакле. Премьерный спектакль — это для каждого артиста ад и мука. Я не знаю ни одного артиста, для кого премьерный спектакль был бы в удовольствие. Удовольствие приходит после где-то после пятого — десятого спектакля, когда ты начинаешь дышать в этом материале, начинаешь быть свободным. Когда приходит понимание того, что в данный момент ты счастлив на площадке тем, что делаешь!
Я обожаю играть в комедиях. Честно говоря, как создается персонаж, не могу сказать. Иногда можно от голоса пойти. Иногда от пластики. Иногда от мысли, внутреннего образа. Это такая сложная кухня, и она необъяснима.
Марина АДАМОВА
Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ, Юрия КОРЧАГИНА