Как на Кубани работают тьюторы

Как на Кубани работают тьюторы

Кто они, тьюторы, какие задачи решают, кто оплачивает их работу и как правильно выбрать специалиста на Кубани — в этом разобрался наш корреспондент.

По статистике, каждый 54-й ребенок в мире болен аутизмом. Причины его возникновения до сих пор неизвестны ученым. Расстройство в сфере коммуникаций и поведении. В России такой специалист предусмотрен, такую работу выполняет тьютор. Он помогает скомпенсировать навыки, и если коррекция поведения начата в раннем возрасте, то больной ребенок может догнать сверстников и во взрослом возрасте вести обычный образ жизни.

Должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, но в повседневной практике встречается нечасто, хотя именно в нашем регионе, как показала статистика сайта hh.ru, востребованная. Краснодарский край оказался на четвертой строке рейтинга городов и регионов по востребованности специалистов: здесь было опубликовано пять процентов всех предложений по России.

— Как правило, сотрудников ищут учреждения образования: общеобразовательные школы, гимназии, школы-интернаты, в том числе для дошкольников, школы раннего развития, частные детские сады. Зачастую тьюторов приглашают для сопровождения процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, специалистам предлагают взять на себя роль наставника для ребенка в рамках какого-либо направления обучения, например изучения английского языка или языков программирования,— сообщила нам Алена Манохина, руководитель пресс-службы компании «hh.ru Юг».

В числе приоритетных обязанностей в вакансиях работодатели указывают сопровождение и поддержку обучающихся на их образовательных маршрутах, помощь в профориентации, анализ результатов деятельности ребенка. Основные требования к потенциальным кандидатам — высшее педагогическое или психологическое образование, опыт работы от трех лет в образовательных учреждениях, грамотная речь, творческое начало, умение найти подход к ребенку, способность развивать интерес к обучению и повышать мотивацию учеников, а также активная жизненная позиция, системность, последовательность и организованность. Отдельной строкой практически в каждой вакансии акцентируется важность наличия такого качества личности, как любовь к детям. При этом зарплата у тьюторов невысокая — в районе тридцати тысяч рублей.

По нашему запросу был проведен анализ резюме соискателей тьюторов, который показал, что специалисты, претендующие на позиции тьюторов, имеют педагогическое или психологическое образование, опыт работы учителями начальных классов, педагогами дошкольного образования, преподавателями, психологами, воспитателями, логопедами, методистами. Большинство кандидатов (74 процента) — женщины в возрасте до тридцати лет.

Общество не готово принять особенных детей

Марина Жабина, руководитель автономной некоммерческой организации содействия развитию детей с расстройством аутистического спектра, рассказала о работе своего фонда.

Ее сын с диагнозом аутизм учится в четвертом классе на домашнем обучении, но если была бы возможность для него учиться в школе с тьюторским сопровождением, мать ребенка была бы рада, так как для него важна социализация. Когда они приходят в школу на занятия с логопедом-дефектологом, сын проявляет интерес к одноклассникам, ему хочется зайти в класс, но делать этого нельзя из-за того, что специалисты, которые его сопровождают, боятся, что во время его нахождения в коллективе подростков может пойти что-то не так из-за отклонения в его поведении. И у них у всех: у больного ребенка, одноклассников, сопровождающих, педагогов — нет понимания, что и как делать в сложных ситуациях.

По Краснодару большинство детей с ОВЗ выведены на домашнее обучение именно из-за отсутствия тьюторов, даже если они прописаны психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Родители приходят в детский сад или школу к директору — тот разводит руками и говорит: «Тьюторов нет!» Не каждый родитель с больным ребенком обладает моральными и физическими силами, чтобы дойти до конца сложного процесса с бумажной волокитой и добиться тьютора, положенного им по закону. В результате родители вынуждены найти специалиста, обучить его или пройти курс самостоятельно и сопровождать ребенка, хотя в других странах такая практика не приветствуется.

В Краснодарском крае есть специалисты, но их единицы: в Сочи, Краснодаре, станице Марьянской Красноармейского района.

— У нас к взаимодействию с особенными детьми не готова система образования. Не готовы ни школы, ни учителя, ни родители нормотипичных детей. Реализуя этот проект, мы закрываем сразу два вопроса. Во-первых, мы можем подготовить какое-то количество тьюторов для Краснодара, во-вторых, готовим детей к школе,— рассказывает Марина.

Сейчас организация получила финансирование в Фонде президентских грантов на проект по подготовке детей с аутизмом к школе. Он предполагает обучение тьюторов и их стажировку в рамках этого проекта. Тьюторское направление, как показывает опыт других городов, стало активнее развиваться и становится более востребованным. Его плюс в том, что молодые специалисты могут сразу начать стажировку в работе с особенными детьми, используя полученные знания на практике с детьми. По проекту проходят обучение десять студентов КубГУ, профессия которых — дефектологи и психологи, и два родителя. Идея проекта в том, чтобы дети с ОВЗ при тьюторской поддержке могли учиться в обычном классе, тем более закон об образовании разрешает это делать.

Профессия без потолка

Марина Волкова, специалист по прикладному анализу поведения школы №19 в станице Марьянской Красноармейского района, учитель-дефектолог и тьютор, мама подростка с аутизмом, создатель АНО содействия и развития инклюзии «Человеки» рассказала, что на Кубани школьным тьютором работает третий год.

Семья Марины переехала в Краснодарский край из Санкт-Петербурга. Перед переездом она через социальные сети познакомилась с людьми, которым требовался тьютор для сопровождения мальчика в детском саду. Сейчас ребенок, которому помогает Марина, уже третьеклассник. У этого мальчика много навыков и есть большой потенциал.

Для того чтобы работать в этой профессии, девушка прошла курс повышения квалификации «Включи меня» и профессиональную переподготовку по прикладному анализу поведения в Московском институте психоанализа, окончила в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена магистратуру по специальности «педагог-дефектолог». На момент переезда на Кубань уже имела практический опыт работы в школьной инклюзии. По приезде помогла родителям пройти сложный путь по оформлению необходимой документации.

Первый шаг этого пути — осознание, что это всё возможно. Заключение ПМПК, где получение тьютора — рекомендация для родителей и документ, обязательный к исполнению образовательной организацией. Когда ребенок представляет такую бумагу, тогда организация обязана предоставить ребенку условия, соответствующие его образовательным потребностям.

— У нас в стране многие родители погружены в свои проблемы, слабо информированы о своих правах и воспринимают как должное, что их отфутболивают везде. Но некоторые начинают борьбу за своего ребенка, изучают законы, получают консультации юристов, создают родительские НКО. Всё общение с образовательными организациями переводят в письменную форму. И тогда добиваются того, что им положено. Как только добиваются тьютора, встает вопрос не только о профессиональной подготовке, но и об оплате. Тьютор не пойдет работать на зарплату около тринадцати тысяч рублей, предусмотренную минимальным размером оплаты труда. И это проблема на государственном уровне: и квалифицированная подготовка тьюторов, и вопрос оплаты труда,— считает Марина.

За рубежом тьюторами могут работать студенты, которые учатся под наставничеством более опытных и квалифицированных поведенческих специалистов. У нас обучение тьютора происходит за личные средства или в лучшем случае за счет средств НКО.

— Родители, дети которых страдают аутизмом, нашли способы решить проблемы инклюзии и стали создавать НКО или сотрудничать с организациями, которые помогают найти, обучить, оплатить работу тьюторов. НКО делает это разными путями, когда речь идет об их детях. Например, команда НКО как поставщик социальных ресурсов пишет грант и закладывает в него софинансирование оплаты тьютора или находит другие различные источники софинансирования его работы,— рассказывает Марина.

Сейчас АНО «Человеки» — это ресурс, который меняет жизнь шести детей и их семей в обычной сельской школе. Есть Ассоциация организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС «Аутизм-Регионы», она оказывает финансовую и другую поддержку НКО, которые работают с дошкольной и школьной инклюзией и обучают детей с аутизмом. По словам Марины, в прошлом году АНО «Человеки» получило от ассоциации порядка 350 тысяч рублей в рамках проекта «Инклюзивная адаптация», на эти средства получилось оборудовать пространство ресурсного класса, организовать рабочее место и системы хранения по эскизу, обучить специалистов по анализу поведения. В этом году сотрудничество продолжается в проекте «Эстафета компетенций»: это оплата супервизий высококвалифицированного поведенческого аналитика BCBA (международная сертификация). Тьюторы обучаются онлайн еженедельно у опытного поведенческого аналитика, в это время специалисты планируют, как дальше двигаться с учетом учебных целей детей, корректируют программу обучения. Поведение особенных детей и способность их к обучению зависят от поведения, уровня знаний и умений взрослых. В начале пути в школе помогли специалисты проекта «Инклюзивный наблюдатель» Центра проблем аутизма, оказывает правовую поддержку и консультирование РОО помощи детям и РАС «Контакт».

Ресурсный класс, оборудованный в школе, позволяет ребенку с аутизмом отдыхать от излишнего шума, света и других сенсорных стимулов, чередовать нагрузку, помогать взаимодействовать со сверстниками и отдыхать в случае перегрузки. А также формировать навыки в формате индивидуальной работы, заводить новых друзей во время игрового взаимодействия в «обратной инклюзии», когда небольшая группа типично развивающихся сверстников приходит в ресурсный класс. И сама образовательная модель «Ресурсный класс» — это не только пространство и команда квалифицированных специалистов, но и технологии — применение инструментов прикладного анализа поведения, которые позволяют каждому ребенку включаться в уроки общего или регулярного класса в таком объеме, где ученик успешен и соблюдает общие правила и учебную дисциплину.

Тьюторы обучают одноклассников общаться с ребятами, страдающими аутизмом: проводят уроки доброты. Объясняют, что у их сопровождаемого много сильных сторон, а еще у него есть сложности, и рассказывают, как конкретно можно ему помочь.

— Если ребенок изолирован от общества, то ему не у кого и нечему учиться. А ведь нашим детям часто нужно больше времени, чтобы освоить нормы и правила, существующие в социуме — это основные дефициты: нарушение социального взаимодействия и недостаток функциональной коммуникации. Инклюзия предполагает оказание помощи такого уровня, чтобы права всех участников процесса образовательного процесса были соблюдены. И это хорошо и полезно для всех: и для ребенка с особенностями развития, и для типично развивающихся одноклассников,— рассказывает тьютор.

Работа такого специалиста очень непростая, энергоемкая, может привести к выгоранию. На практике возникают ситуации, когда тьютор не выполняет все поставленные цели и уходит на «перезагрузку», оставив ребенка без сопровождения.

— Бывали ситуации, когда школьный тьютор говорил: «У меня выгорание — я отрабатываю две недели и ухожу». Для тьюторов важно иметь мотивацию и способности видеть, что у детей каждый день меняется ситуация, чтобы изо дня в день не переживать «день сурка». Мне доставляет удовольствие подмечать даже маленькие изменения к лучшему, которые происходят у наших учеников,— делится Марина,— это мотивирует прикладывать усилия и продолжать обучение — и свое, и ребенка.

Сейчас ее сын ходит в школу с папой-тьютором, так как в станице Марьянской нет других специалистов. Ребенок уже перешел в пятый класс. Он веселый, часто прыгает, не разговаривает. Любит ходить в библиотеку, в которой у него уже закончился формуляр. Включается в уроки физкультуры, участвует в школьных мероприятиях, есть друзья! Для своего диагноза и степени заболевания мальчик прекрасно адаптирован. Вся семья живет полноценной социальной жизнью, кроме того, им удается помогать другим взрослым и детям.

Марина ЛЬВОВА