Пациент, защити свои права

Всё больше жителей Краснодарского края пользуется помощью страховых представителей при защите своих прав в ходе получения медицинской помощи.

Сегодня институт страховых представителей востребован среди россиян. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса, проведенного по инициативе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в партнерстве с Всероссийским союзом страховщиков.

В исследовании «Оценка качества и доступности медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках программы ОМС» приняло участие свыше тысячи шестисот человек в возрасте от 18 до 65 лет из восьми федеральных округов России.

Была выявлена следующая тенденция: в страховые медицинские организации (СМО) жители страны чаще всего обращаются за защитой своих прав. Так, наиболее частые причины обращений — это проблемы и конфликты, возникающие во время лечения (38,1 процента). Каждый четвертый пациент пошел в свою СМО за консультацией в части организации медицинской помощи (27,4 процента), а каждый пятый — за справочной информацией (22 процента).

Именно вокруг функций защиты прав и помощи в процессе оказания медицинской помощи сформированы основные ожидания россиян от работы института страховых представителей. Каждый третий россиянин считает, что в задачи страховых поверенных входит консультирование пациентов по видам, срокам и условиям предоставления медицинской помощи в системе ОМС (31 процент). Четверть опрошенных говорит о том, что деятельность службы страховых представителей ориентирована на защиту прав пациента (25,4 процента), на решение проблем в ходе получения медицинской помощи (24,7 процента), а также на содействие в разрешении конфликтных ситуаций (23,1 процента).

На данный момент россияне оценивают уровень работы страховщиков довольно высоко.
По результатам исследования, оценили деятельность страховых медицинских организаций как хорошую 20,2 процента респондентов, средний уровень удовлетворенности отметило подавляющее большинство опрошенных — 69,1 процента. Явно недоволен своей страховой медицинской организацией лишь каждый десятый респондент.

Несмотря на то, что около трети опрошенных знают о своем праве смены страховой компании один раз в год — 31,4 процента, о желании поменять страховую компанию высказалась крайне малая доля респондентов — 3,5 процента, большинство не желает перемен — 69,8 процента.

Исследование показало, что россияне в целом хорошо информированы о нововведениях, связанных с работой страховых представителей в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».

О том, что в медицинских организациях устанавливаются каналы обратной связи с пациентами, знает свыше трети опрошенных (34,6 процента). Такие каналы связи могут иметь разное воплощение: это и пост страхового представителя, и телефон, и терминал для связи с представителем страховой компании. В 2019 году доля медицинских организаций, имеющих подобный канал связи, должна составить 30,7 процента по всей России, в 2020 году — 47,8 процента, к 2024 году его должны иметь почти 73 процента медицинских организаций первичного звена.

—То, что сегодня пациенты своими глазами уже могут видеть в поликлиниках,— это посты страховых представителей. Новые правила ОМС регламентируют работу страховых представителей в медицинских организациях: в поликлиниках предоставляются места для их работы. Это означает, что пациенты смогут получить консультацию о своих правах прямо в медицинской организации, а страховой представитель сможет оперативно разрешить возможный конфликт,— отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Организовано информирование страховыми медицинскими организациями о профилактических осмотрах и диспансеризации — почти половина (44,6 процента) респондентов слышала о таком нововведении.

Как подчеркивают в Федеральном фонде ОМС, в этом году 51,4 миллиона застрахованных лиц будут проинформированы страховыми медицинскими организациями о праве прохождения профилактических мероприятий. Одновременно возрастает роль страховых представителей. Сегодня их задача — не просто напомнить гражданину о праве пройти профилактические мероприятия, но и дать четкие объяснения, в какой медицинской организации это можно сделать, сообщить о графике ее работы, проконтролировать явку и в случае, если гражданин не пришел на диспансеризацию, выяснить причины, напомнить еще раз и, что особенно важно, разъяснить риски, связанные с поздним выявлением хронических заболеваний.

— Если страховая медицинская организация вас не информирует о возможности пройти профилактические мероприятия, это означает, что ваши контакты не актуализованы в ее базе данных. Рекомендуем пациентам связаться со своей страховой медицинской организацией и предоставить актуальные контактные данные,— отмечают во Всероссийском союзе страховщиков.

Пока еще малый процент россиян осведомлен о планах открытия с 2020 года офисов по защите прав застрахованных страховыми медицинскими организациями в регионах России. Сегодня в системе ОМС в стране работает свыше 14 тысяч страховых представителей. В их обязанности входит информационное сопровождение и консультирование пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи.

— Сегодня роль страховых медицинских организаций в защите прав и законных интересов пациентов возрастает. Поэтому обращение в вашу страховую компанию — это абсолютно правильный шаг. Причем мы призываем, чтобы пациенты это делали в момент лечения. Это позволит не доводить проблемы до критического уровня. Задача работы страховых представителей — обеспечить возможность россиянам получить немедленную консультацию и помощь по любым вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи по ОМС. Все крупные страховые медицинские компании уже имеют круглосуточные кол-центры, до которых можно дозвониться в течение двадцати секунд и которые помогут получить ответ на любой вопрос,— отмечает председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко.

Подготовила Марина ВЛАДИМИРОВА