Полковник полиции Сергей Симоненко рассказал о преступлениях в сфере ЖКХ

Какие преступления совершаются в сфере ЖКХ и как с аферистами борется полиция — об этом рассказал начальник отдела по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере УЭБиПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Сергей Симоненко.

— Сергей Андреевич, накануне глава региона Вениамин Кондратьев поднял ряд проблемных вопросов в сфере ЖКХ. Один из них — тема нашего интервью: нарушение закона и различные преступления в сфере ЖКХ. Как обстоят дела у нас на Кубани и на чем полиция делает упор в первую очередь?

— Действительно, проблемы в жилищно-коммунальной сфере, обсуждаемые на данном совещании, на сегодняшний день являются наиболее актуальными и относятся к первостепенным задачам, стоящим перед органами внутренних дел, в связи с чем на постоянной основе проводится мониторинг обращений граждан, а также поступающей информации о фактах хищений средств, которые выделяются на развитие ЖКХ. Это позволяет в полной мере оценить обстановку и организовать комплекс мероприятий, необходимых для противодействия преступности в данной сфере. Только тесное взаимодействие с контрольными органами, постоянное проведение профилактических мероприятий и выявление преступлений в сфере ЖКХ позволяют сдерживать нечистых на руку поставщиков ресурсов и услуг в более приемлемых рамках.

Но для того чтобы гражданам было понятно, чем занимаются правоохранительные органы по данному направлению, хотелось бы сказать буквально пару слов о тех отраслях, которые входят в сферу ЖКХ и за счет чего формируются цены на оказываемые услуги.

Все воспринимают жилищно-коммунальную сферу исключительно с точки зрения потребителя, получающего необходимые ему ресурсы непосредственно в квартире или дома, а именно: электричество, воду, тепло, а также канализацию и сбор мусора. Но ЖКХ — это не только поступающий сам по себе ресурс или сбор переработанных отходов, но и совокупность технических процессов, в ходе проведения которых добываются, вырабатываются, очищаются, транспортируются, распределяются, перекачиваются, а в дальнейшем и утилизируются все используемые ресурсы. Очень много различных инженерных комплексов работает на все эти сферы. И когда потребителю приходят квитанции на оплату услуг, то в них учитывается не только сам ресурс, но и все затраты на создание, поддержание работоспособности и развитие всех этих систем снабжения.

Контроль за формированием тарифа, который утверждается либо региональной энергетической комиссией, либо администрациями на местах,— это и есть основная задача правоохранительных органов, потому что если пустить данный процесс на самотек, то поставщики без стеснения начнут завышать затраты на производство ресурсов, включая в его состав выдуманные затраты на юридические сопровождения и финансовый аудит, нескончаемые текущие ремонты, приобретение имущества, не имеющего отношения к производственным целям, и т. д. Так же многие пытаются увеличивать производственные затраты путем завышения стоимости при прокладке новых сетей, закупке оборудования для модернизации и капитального ремонта действующих сетей.

Все эти затраты являются расчетными цифрами для формирования тарифов, в связи с чем профилактические мероприятия, проводимые правоохранительными органами на стадиях их выполнения и подачи на включение их в состав тарифа, являются наиболее эффективным способом предотвращения незаконных действий со стороны ресурсоснабжающих организаций. И этот довольно большой объем работы с привлечением значительного количества сотрудников, который никому не виден и не входит ни в один оценочный критерий работы правоохранительных органов, нам необходимо проводить постоянно, так как данные проблемы касаются абсолютно всех граждан.

— С какими сложностями сталкиваются полицейские при осуществлении контроля за расходованием средств управляющей компании?

— Основная сложность — это осуществление контроля за расходование средств, собираемых управляющими компаниями на обслуживание общедомовой собственности.

Несмотря на возможность, законодательно предоставленную жильцам, на получение отчетов о выполненных работах, руководство управляющих компаний зачастую пренебрегает нормами закона и скрывает информацию о заключаемых договорах и объемах работ, выполняемых по ним, что в основном и является предметом споров с жильцами и поступающих заявлений в ОВД.
При рассмотрении таких заявлений самой большой сложностью является получение сведений о расходовании денежных средств, так как управляющие компании просто не желают предоставлять сведения по запросам, а документацию, необходимую для проведения полноценной проверки, хранят в жилых помещениях, что создает значительные проблемы при проведении доследственных проверок.

В качестве примера более эффективной работы можно привести проводимые проверки деятельности Фонда капитального ремонта МКД, на сайте которого в обязательном порядке размещается вся информация о заключенных договорах, включая объекты, на которых проводятся работы, полную информацию о подрядчике и сроках выполняемых работ. Эта информация уже позволяет проводить первичный анализ и установить неблагонадежных подрядчиков, порой привлекаемых только формально, для вывода денежных средств и выполнения работ неквалифицированными рабочими, а также устанавливать все объекты, на которых подобными организациями выполняются работы. В дальнейшем при получении более полной информации об объемах работ, проведенных фондом, никогда не возникает сложностей, так как в установленные законом сроки документы предоставляются в полном объеме и без какого-либо противодействия.
Такой подход позволяет провести всестороннее исследование документов и установить как причины, так и виновных в хищении денежных средств.

— Как часто управляющие компании обманывают жильцов, когда речь идет о капитальном ремонте?

— Как правило, хищения денежных средств, собираемых на проведение капитального ремонта, совершается теми же управляющими компаниями, которые привыкли обманывать жильцов в процессе текущего ремонта. Имея продолжительный опыт введения в заблуждение граждан, они убеждают жильцов дома в избрании формы по расходованию средств на капитальный ремонт через управляющую компанию и таким образом получают полный контроль за их расходованием, а контроль государственных органов, в том числе правоохранительных, как я ранее рассказывал, становится значительно более затрудненным.

Таким образом, если сравнивать количество выявленных преступлений, которые совершены в ходе исполнения контрактов, заключенных Фондом капитального ремонта МКД, с количеством преступлений, выявляемых при исполнении договоров, заключенных управляющими компаниями, то за последние три года по контрактам фонда нами выявлено порядка 45 фактов хищений, а по договорам управляющих компаний — всего пять. Но хочу напомнить, что это не следствие более ответственного отношения к исполнению контрактов, а существенно более усложненный механизм контроля за их исполнением.

Когда это касается управляющих компаний и нет централизованной базы данных для правоохранительных органов, мы может отталкиваться только от того информирования, которое идет от граждан. Но граждане, как правило, чаще всего обращают внимание не на факты хищений в процессе ведения капитальных ремонтов, а на текущий ремонт, который они непосредственно сами наблюдают.

Ремонтные работы на крыше либо в подвале им не видны, так как жильцы не могут туда пройти и посмотреть, какие стропила, какой металлопрофиль или трубы использует подрядчик. А когда текущий ремонт проводится в подъезде или на фасадной части дома и связан с такими простыми работами, как покраска и штукатурка стен в подъездах, а где-то замена стекла, безусловно, вот тут граждане видят частоту, объем и качество проводимых работ, а также применяемые материалы.
Таким образом, несмотря на значительное количество незаконных действий, совершаемых со стороны управляющих компаний при проведении капитальных ремонтов, преобладающее большинство заявлений в органы внутренних дел поступает от жильцов по проблемам текущего ремонта.