Утри слезы тщетности

Утри слезы тщетности

Успешно исправить ситуацию и сделать так, чтобы не ухудшилось качество жизни в том числе и окружающих, дано не каждому. А таких, кто постоянно выглядит беспомощной овечкой, можно встретить повсюду. На работе и дома.

Существует такой термин — «выученная беспомощность». Это когда состояние и мышление человека, в основе которых даже в самых различных ситуациях не проявляется должное стремление к действиям для улучшения своей жизни. Когда уверенность в безысходности видна даже тогда, когда выход всё же есть. Здесь и сейчас.

Не цепляйтесь за прошлое,

Не живите обидами,

Вспоминайте хорошее,

Никому не завидуйте.

Выученной беспомощность называется потому, что к этому состоянию человек пришел после череды неприятных событий или приобретенного опыта, где у него не было никаких шансов повлиять на ситуацию.

В одном из вузов провели эксперимент, когда студентам предложили справиться с задачей, у которой решения не было изначально. Ребята долго и весьма упорно пытались разгадать ее, но затем сдались. В дополнение они получили от экспериментатора негативные комментарии по поводу их ума и таланта.

Следом тем же участникам эксперимента снова дали для решения задачки, но только самые простые, элементарные. Вот только решить их они тоже не смогли, ведь был нанесен удар по самооценке и многие из ребят пребывали в тревоге и отчаянии.

Выученная беспомощность — это, к счастью, не болезнь, а всего лишь состояние человека, его отношение к жизни и возможностям. Многие люди в разные периоды жизни сталкиваются с выученной беспомощностью, перебирая в голове мысли отчаяния: «У меня не получится», «Я не справлюсь», «Даже не буду пытаться» и др.

Больше всего такое поведение влияет на качество жизни и отношений с окружающими. Человек с выученной беспомощностью имеет серьезные проблемы с преодолением трудностей, вследствие чего у него не ладится с работой, в семье и т. д. Полностью подавляется желание менять что-то в своей жизни, снижается интерес к ней, депрессивное состояние угнетает, снижается самооценка. Человек становится вялым, апатичным.

Есть хорошая притча про состояние беспомощности.

Мудрец взял в руки стакан с водой, вытянул его вперед и спросил своих учеников:

— Что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего,— ответили ученики.

— А если два часа?

— Рука начнет болеть, а если целый день держать, то онемеет. А чтобы этого не случилось, стакан можно поставить на стол.

—Точно,— радостно воскликнул мудрец, довольный сообразительностью учеников. — Так обстоят дела и со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут — и она тотчас окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов — и она начнет засасывать тебя. А если будешь думать целый день, то проблема тебя парализует. И ты в ловушке. Так рождается беспомощность.

Писателю Василию Шукшину принадлежат следующие строки относительного того, нужно ли стремиться изменить ситуацию к лучшему или оставаться беспомощным, утирая слезы тщетности. Он писал, что «не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно».

И в некоторых художественных фильмах можно видеть беспомощных персонажей. Например, тюфяка и рохлю Бузыкина в «Осеннем марафоне». Настоящая мямля, буквально засыпающая на ходу.

Утром встал и «помарафонил» на работу, затем к своей любовнице. И пока она мечтает о красивых детях от Бузыкина, он уже помарафонил к растолстевшей, но удобной, как домашние тапки, своей жене.

Беспомощный Бузыкин не может отказать вообще никому и поэтому вынужден то бегать трусцой по утрам с датским профессором, то пить горячительные напитки и ходить в рабочее время по грибы с соседом Харитоновым.

А Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром»? Маменькин сынок, инфантильный и беспомощный, как воробей, попавший в лужу.

Американский ученый Дональд Хирото провел эксперимент, в ходе которого испытуемых заставляли слушать неприятные звуки во время выполнения работы. Большинство участников, которым во время первой стадии эксперимента не давали возможности отключить неприятные звуки, на втором этапе даже не пытались этого сделать.

Итоги исследования позволили выяснить, что беспомощность вызывают не травмирующие психику события сами по себе, а опыт их неконтролируемости.

Даже маленькое действие становится своеобразной вакциной против превращения человека в беспомощное существо. Неважно где, на работе или дома.

Американские ученые Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: в тюрьме, в доме престарелых и приюте для бездомных. Что показали результаты проведенного эксперимента?

Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбрать телевизионные программы для просмотра, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии.

У пожилых людей, которые могли по-своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые самостоятельно могли выбрать кровать в приюте и меню на обед, не только чаще начинали искать работу, но и находили ее.

Вынужденная беспомощность съедает время человека, превращая его в полуробота. Он живет по инерции и ежедневно совершает одни и те же действия, не задумываясь о том, хорошо ему или плохо. А улучшить свое состояние пытается, удовлетворяя себя лишь вкусной едой и мелкими покупками.

Или утопает по уши во лжи к самому себе и близким, скрывая от них свои настоящие желания. Такие люди могут выглядеть вполне довольными своей жизнью, но это только картинка.

У людей с выученной беспомощностью жизнь проходит мимо, потому как они сами ничего не меняют в ней. Плывут по течению, как бревно в реке. А всё потому, что им абсолютно не хочется прикладывать никакие усилия для изменения своей жизни в лучшую сторону.

Многочисленные исследования показали, что выученная беспомощность легко вырабатывается не только у людей, но и у животных. Ее можно выработать у птиц, рыб и даже у тараканов и улиток.

Сегодня выученная беспомощность считается психозом, от которого страдает от десяти до двадцати процентов населения в разных странах. Специалисты сходятся во мнении, что для появления выученной беспомощности достаточно всего одной из трех ситуаций: отсутствия последствий поступков, однообразия последствий или сомнительной связь поступков и последствий.

В чем же проявляется выученная беспомощность? В суетливой активности, не приводящей к результатам, в пассивности, апатии, заторможенности и т. д.

Удивительно, но синдром выученной беспомощности встречается довольно часто и у слишком заботливых родителей, которые, оберегая своего ребенка, не дают ему свободы выбора и права на ту или иную ошибку.

Ученый Мартин Селигман вместе с другими специалистами изучал поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся.

Люди с убеждением «плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает, что «плохое может случиться, но в этом не всегда моя вина, и когда-нибудь оно прекратится», справляются с ситуацией и быстрее приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Можно ли избавиться от выученной беспомощности? Вполне. Необходимо перестать смотреть на себя и окружающий мир сквозь призму безысходности и отчаяния. Словом, утереть слезы тщетности и действовать. Главное — последовательно следовать поставленной цели, несмотря на возникающие трудности, научиться блокировать негативные мысли и сценарии. И помнить следующее.

Беспомощность не наш удел,

Растерянность не наше кредо.

Наш дух — безумство храбрых смел,

Нас ждет на всех путях победа!

Хочется привести еще одну притчу.

Выпускники престижного вуза, успешные, сделавшие замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и свои жизненные проблемы, на тщетность их преодоления.

Предложив своим гостям кофе, пожилой профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми и стеклянными, пластиковыми и хрустальными. Одни чашки были простые, а другие дорогие.

Когда гости разобрали чашки, профессор сказал:

— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, это и есть источник ваших проблем и стрессов.

Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности всё, что вы хотели, был просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни.

То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют. Не беспомощные и не ленивые, а люди активные и энергичные.

Михаил МИШИН